Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Роль и значение чувственного познания




Чувственное отражение — необходимая ступень познания, непосредствен­но связывающая сознание с внешним миром. Завершая характеристику чув­ственного отражения действительности, укажем основные моменты, харак­теризующие его роль и место в познавательном процессе. Прежде всего орга­ны чувств — это единственный канал, который непосредственно связывает

человека с внешним миром, и при от­сутствии органов чувств человек не спо­собен ни к познанию, ни к мышлению. Они дают тот минимум первичной ин­формации, который необходим и доста­точен для познания того или иного объекта; потеря части органов чувств осложняет познание, но не перекрыва­ет его возможности. Рациональное по­знание, как уже говорилось, в конечном счете базируется на том материале, который дают нам органы чувств.

Особенно большую роль чувственное познание играет в деятельности людей творческих профессий — художников, композиторов, писателей, ар­тистов, создающих чувственно-образный мир, в котором люди созерцают са­мих себя. Здесь нет математических формул, нет логического образа.

Чувственное познание — прямо или косвенно — участвует во всех фазах научного исследования. Все стадии процесса исследования (накопление и хранение информации, ее обобщение и анализ, сравнение с накопленным опытом, выявление зависимостей и закономерностей, объяснение и интер­претация) проходят при активном участии конкретных людей, каждый из которых неизбежно вносит субъективные искажения в результат исследова­ния.

Чувственное и рациональное начала присутствуют как в обыденном, так и в научном мышлении. Человек с улицы не может мыслить общество, лич­ность, класс, профессию и т.п., не прибегая к каким-то, пусть очень размы­тым и полуинтуитивным, образам. Так он помогает своему мышлению бо­лее наглядно представить, о чем идет речь.

А может ли профессиональный социолог обойтись без элементов чув­ственного познания? Скорее всего нет, ибо даже физику постоянно прихо­дится к ним прибегать. Великий А. Эйнштейн прежде чем вывести матема­тическую формулу буквально переживал физический процесс, видел его во всех подробностях.

Конечно, соотношение двух начал, чувственного и рационального, мо­жет и должно меняться от науки к науке, от эпохи к эпохе. В древнюю эпо­ху, когда физика была очень слабо развита, она сплошь была наглядной. Отсюда можно сделать вывод, что чем более современной является истори­ческая эпоха и чем более высок уровень развития науки, тем меньше в ней присутствует чувственное и все больше — рациональное. Так оно и есть. Современные науки все более склоняются к теоретическому стилю мышле­ния, требующему применения абстрактного мышления, а не чувственных восприятий. Например, современная физика вводит такие понятия, как «кварк», «виртуальная частица» и «спин», которые чувственно не восприни­маемы.

Чувственное познание, как и рациональное, имеет и достоинства, и не­достатки. К числу достоинств чувственного отражения относятся его образ­ность, а также непосредственная данность его образов и их яркость. Не будь этого, невозможным стало бы эстетическое познание и наслаждение красо­той, а значит, не только исчезли бы искусство, литература, театр и множе­ство иных видов деятельности, фундаментом которых выступают прежде всего чувства, но и повседневная жизнь прекратила бы свое существование, лишенная любви, товарищества, родительской привязанности, сострадания и сопереживания, ненависти и гордости.

Хотя чувственное отражение реальности ограниченно, люди об этом ча­сто забывают. Безрассудное царство эмоций породило у М. Вебера специаль­ное понятие — «аффективное действие», стоящее на самой низшей ступени человеческих поступков. Отдавшись во власть чувств, человек перестает кон­тролировать свои действия, чрезмерно доверяется эмоциям и субъективным оценкам. Даже социальные ученые, описывая кризисное десятилетие конца XX в. в России, не избежали чисто оценочных суждений. Их воображение поражали масштабы экономического кризиса и удручали низкие темпы по­зитивных преобразований. В статьях и научных отчетах то и дело пестрели понятия, рожденные чувствами: «катастрофа», «вырождение», «прихватиза-ция», «маразм», «гибель» и др. Если суждения ученых не подкреплены тща­тельными расчетами и статистическими выкладками, то эмоциональные оценки перестают служить научным целям. Они вводят читателя в замеша­тельство, поражая воображение, но не служа единственно верной цели на­уки — достижению истины.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-06-04; Просмотров: 2903; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.007 сек.