Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Социальный контекст чувственного познания




С самого начала чувственное познание оказывается встроенным в кон­текст социальных отношений. Мы ощущаем (чувствуем, воспринимаем) себя бедными или богатыми в зависимости от материального положения. В на­чале экономических реформ, когда гиперинфляция «съела» у людей все на­копления, подавляющее большинство населения почувствовало себя обездо­ленным. Правда, позже имущественное положение части людей выправи­лось, расширились ряды среднего класса, количество иномарок в стране выросло в десятки раз, дома наполнились западной бытовой техникой. Оп­росы общественного мнения второй половины 1990-х гг. выявили, что мас­совые настроения стали более оптимистичными.

Можно быть уверенным в том, что чувственное познание с самого нача­ла имеет специфически человеческий, т.е. социально-исторический харак­тер. В период развитого социализма модно было говорить о советском опти­мизме, считалось, что советские люди с уверенностью смотрят в будущее, безопасно ощущают себя на улице, на работе, дома. Гарантия занятости и все­общее право на труд создавали те исторические предпосылки, которые фор­мировали совершенно особое настроение в обществе. Через 10 лет ситуация в корне поменялась. Пресса стала писать о духовном кризисе, психологичес­ких стрессах, всеобщем упадке духа, кризисном сознании и т.п.: изменились социальные условия — изменились общественные чувства людей.

При этом менталитет россиян менялся слабо. Хотя 30% респондентов оставались сознательными приверженцами коммунизма, а 30% — защитни­ками капитализма и демократии, 40% все еще прислушивались к своим ощу­щениям, социальному самочувствию, не решаясь сделать сознательный вы­бор. У многих разум и чувства пришли в противоречие: рассудком они по­нимали, что дальше так жить было нельзя и развитие частной собственности необходимо, но ощущение постоянного дискомфорта и материального де­фицита не позволяли им быть счастливыми.

На эмоциональное состояние людей сильно подействовало разрушение привычных социальных практик, в частности возникшие трудности перепис­ки с родственниками, живущими в другой республике, а тем более поездки к ним, трудности принимать у себя гостей, делать хорошие подарки, поку­пать дорогую еду — денег не стало хватать на самое необходимое. Соответст­венно эмоциональная оценка происходящего резко изменилась.

Таким образом, можно говорить о том, что субъективный образ объектив­ного мира 1980-х и 1990-х гг. не только различен, но и противоположен.

Перестройка общественных процессов, прямо или косвенно связанных с чувственным познанием и общественной психологией, приобрела сегодня столь глубокий и катастрофический характер, что некоторые российские социологи предлагают в корне пересмотреть предмет и задачи социологичес­кой науки. По мнению Ж.Т. Тощенко, кризис социологии столь масштабен, что впору подвергнуть сомнению многие исходные положения и прежде всего представление о ее предмете:

«На наш взгляд, сегодня полностью "не работает" представление о пред­мете социологии как о науке, исследующей социальные процессы и со­циальные отношения... "Плывет" и такое представление о предмете со­циологической науки, как социальная структура, социальные общнос­ти, ибо нет ничего неопределеннее и непостояннее, чем данные социальные явления и образования... Что касается эмпирической соци­ологии (реально существующей), то даже самый беглый просмотр сде­ланного в настоящее время показывает, что основная часть прикладных исследований связана с изучением общественного мнения, т.е. с выяв­лением отношения людей и их оценки злободневных актуальных жиз­ненных проблем. Анализом реакции на эти проблемы и ограничивает­ся получаемая информация, оставляя в стороне другие значимые воп­росы. Судить только по общественному мнению о реальных процессах, и особенно глубинных, не приходится — эта информация имеет особое, быстро преходящее, а часто сиюминутное значение... Все это позволяет сделать вывод, что используемые ныне концепции, понятия и подходы не дают удовлетворяющего нас ответа на актуаль-

ные вопросы социологической теории и практики и не могут претен­довать на выработку таких показателей, которые бы характеризовали лицо современного российского общества... Новым для социологии, ее теории, методики и практики, на наш взгляд, является изучение фено­мена "социальное настроение"... В настроении как целостной форме жизнеощущения человека находят свое выражение весьма непростые социальные процессы»7.

По всей видимости, сегодня происходит не только изменение социаль­ного контекста чувственного познания, но и переоценка отношения социо­логии к этому виду познания. Социальные настроения и общественное со­знание выходят в социологии сегодня чуть ли не на первый план. Это вовсе не умаляет роли материальных процессов, которые, понятые как обществен­ное бытие, все еще определяют общественное сознание.

Бегство от реальности, если можно так обозначить переживаемый нами парадигмальный сдвиг, происходящий в социологии, происходит скорее от бессилия социологов что-либо изменить в этом мире. К мнению, оценкам и рекомендациям социологов не прислушиваются ни правительство, ни пре­зидент, ни Государственная дума. Повлиять на социальную структуру, рас­становку классовых сил в обществе или развитие социальных институтов не может в первую очередь та категория специалистов, которая хорошо осведом­лена об этом. Уход из бытия в сознание — вынужденная мера еще и потому, что именно в общественном сознании происходят самые катастрофические процессы. Видимо, социальное настроение, эмоции и чувствалюдей, обост­ренные до крайней степени, стали сегодня горячей точкой социологии.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-06-04; Просмотров: 542; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.008 сек.