Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Предмет и объект социологии




ЗНАНИЯ

СОЦИОЛОГИЧЕСКОГО

СИСТЕМА

Социология изучает поведение людей как представителей больших со­циальных групп, субъектов социального взаимодействия, которое воз­никает, формируется и развивается в социальных организациях и соци­альных институтах общества. Она представляет собой единство теоре­тического и эмпирического знания, которое социологи получают при помощи опроса, наблюдения и анализа документов. Полученные таким образом данные социология группирует, классифицирует и обрабатывает на основе приемов математической статистики. В результате получается социально-типическая картина поведения, ценностных ориентации и мнений людей. Социология — логически стройная система достоверно­го знанияпозволяет выводить закономерности и тенденции в проте­кании социальных процессов, прогнозировать будущие события.

Правильный выбор предмета и объекта исследования для социологии имеет принципиальное значение, так как, с одной стороны, он очерчивает круг изучаемых проблем, а с другой — выступает структурообразующим момен­том, который определяет характеристики средств и методов наблюдения, теоретический строй знания и одновременно методологический статус дис­циплины в целом, ее место и роль в научной системе.

Первая трудность, с которой приходится сталкиваться в логико-теорети­ческом анализе терминов «объект» и «предмет», — это нестрогость их упот­ребления в обыденном языке, перешедшая затем и в научное сознание. Дол­гое время и в самой истории эти два термина обозначали, по существу, одно и то же, так было в латинском языке1. В древнегреческой философии, а за­тем и в ранневизантийской литературе единую форму «предмет — объект» стали отличать от понятия «вещь»: вещь имеет бытие и держит его при себе, предмет же имеет реальность и предъявляет ее созерцающему субъекту. Ины-

' См.: Шанский Н.М. и др. Краткий этимологический словарь русского языка. 3-е изд. М., 1975. С. 361; Латинско-русский словарь. М., 1952. С. 459.

ми словами, предмет — это саморазвертывание вовне бытийственной само­сосредоточенности вещи2. А русское слово «предмет» вошло в употребление только в XVIII в.

Предмет, таким образом, выступает как нечто уже захваченное (челове­ческим разумом или опытом), развернутое вовне, наконец, как представлен­ное созерцающему субъекту, и в этом своем значении (значении приобретен­ном, а не изначальном) понятие «предмет» близко латинскому глаголу «prehendo» (схватывать умом, обнять, ясно понимать, постигать). Понятие же «объект» со временем перестает быть синонимом предмета и по значению приближается к понятию «вещь». Объект, как и вещь, остается неразверну­тым вовне бытием. Оно, это бытие вещи, существует независимо от нашего познания, от действия ученого и навсегда таковым останется. Предприятие существует само по себе, оно объект исследования. Но предприятие, разло­женное познающим умом на аналитические компоненты, скажем, инженер­ную инфраструктуру, финансовую систему, профессионально-квалификаци­онную структуру, кадровый состав, систему управления, выступает предме­том исследования.

Таким образом, предмет — это пропущенный через призму нашего разу­ма объект. Сам объект функционирует по своим собственным, независимым от нас законам — техническим, экономическим, политическим и др. В от­личие от него, предмет существует и действует по законам, которыми наде­лил его познающий разум. Предмет — это познавательная модель реально существующего объекта, а в социологии — даже нескольких объектов.

Социология выделяет во многих объектах такие признаки, которые ее интересуют и которые чаще всего встречаются. Выделив типичные свойства, социология объединяет их в некие теоретические комплексы. Если в этих мысленных комплексах между элементами установлены логические связи, то такой комплекс превращается в теорию. В результате теория описывает не единственный реальный объект, а множество объектов. Вот почему ученые, как естественники, так и обществоведы, утверждают: научную теорию нельзя подтвердить или опровергнуть, изучая один объект.

Семантические различия между объектом и предметом едва уловимы, и только наша рефлексия разводит их.

В литературе3 предмет науки (или теории) рассматривается в терминах идеализированных, или абстрактных, объектов, которые представляют (реп­резентируют) тот или иной фрагмент реальности. Это условные понятия типа математической точки или идеального газа. По своему логико-теоретичес­кому статусу идеальные объекты являются квазиобъектами, т.е. заместите­лями реальных объектов сначала в предмете исследования, а затем и в струк­туре теории. Они создаются человеком и служат инструментом познания, в том числе в социологии. Понятия «социальный институт», «стратификация», «статус» и многие другие стоят в этом ряду. Идеализированным объектом является в социологии любая переменная, ибо она не реально существующий объект, а понятие, концепт.

ринцев С.С. Поэтика ранневизантийской литературы. М., 1977. С. 40.

шчев В.А. Объект и предмет науки // Философские науки. 1983. № 5. С. 129. См. также работы ■• Бажана, B.C. Готта, Д.И. Дубровского, А.Ф. Зотова, П.С. Дышлевого, Ф.М. Канака,!• Костюка, B.C. Лукьянца, П.В. Попова, В.А. Смирнова.

Объект исследования представлен живыми людьми, которых опрашивает социолог, реальными явлениями и процессами, организациями и учрежде­ниями (предприятием, цехом, офисом, банком, библиотекой), где проходит исследование и материальную среду которых (расположение комнат, струк­туру управления, организацию и условия труда, денежные потоки) ученый анализирует.

Любой из этих объектов очень многообразен, в одном исследовании не­возможно охватить все грани и стороны объекта исследования. Поэтому со­циолог каждый раз выбирает только один аспект или грань реального объекта, описывает его через совокупность абстрактных конструктов и называет пред­метом исследования.

Хотя предмет исследования и предполагает свой объект, но полностью не совпадает с ним. Объясняется это тем, что один и тот же социальный объект может изучаться для решения различных научных проблем. Так, рабочие

промышленного предприятия (объект) опрашиваются для изучения проблем мотивации и стимулирования труда, его условий и организации, текучести кад­ров и стабилизации коллектива. По су­ществу, предмет устанавливает грани­цы, в рамках которых объект изучается в данном исследовании.

Таким образом, предмет социологи­ческого исследования отражает лишь одну из сторон объекта4, но зато самую важную для данного исследования. По­знавательная функция предмета иссле­дования заключается в том, что он, по­добно фильтру, отсеивает в объекте ис­следования все второстепенное, преходящее, выделяя наиболее устой­чивое и важное. Как дальше поступить с обнаруженным, какие закономер­ности и тенденции в развитии этого главного выявить, как раскрыть его внутреннюю структуру — все это зависит от мастерства социолога и эффек­тивности применяемых им инструментов.

Самым эффективным является программа социологического исследования, которая соединяет все основные элементы, этапы и фазы познавательного процесса. Научная теория — лишь конечный итог применения такой про­граммы; гипотезы, анкеты — промежуточные инструменты, также как ана­лиз и интерпретация данных.

В отличие от предмета исследования, который формируется в зависимо­сти от наших целей и задач, объект не зависит от познающего субъекта. Дей­ствительно, здания и люди существуют объективно, независимо от нашей воли и сознания. Но предмет исследования мы выбираем произвольно в со­ответствии с нашими интересами, целями и задачами.

Однако следует оговорить степень самостоятельности объекта исследова­ния. Люди передвигаются и строят свои отношения независимо от социоло-

4 Рабочая книга социолога. М., 1976. С. 131.

га, но именно от него зависит то, кого именно опросить. Прежде чем выбрать конкретных респондентов, ученый строит так называемую эмпирическую схему объекта исследования, например по особым математическим правилам составляет выборочную совокупность или в соответствии с заранее постро­енной таблицей выбирает из заводской документации одни показатели и игнорирует другие, не интересующие его, т.е. избирательно подходит к изу­чению объекта. Эмпирическая схема действует наподобие фильтра. В конце познания, когда исследование проведено и факты собраны, помогает их интерпретировать, правильно осмыслить, объяснить.

Таким образом, существующий реально и независимо от нас объект преж­де чем попасть в фокус нашего внимания и стать источником информации пре­терпевает определенную трансформацию, воплощаясь в позициях (кодах) до­кументов сбора первичной социологической информации, затем в таблицах, формулах, графиках и т.п. Эмпирические свойства, таким образом, зависят от познающего субъекта, поскольку элементы теоретического языка не только присутствуют, но и являются неустранимым моментом всякой эмпирии.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-06-04; Просмотров: 438; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.01 сек.