Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Уровни и типы определения предмета социологии




Представляется целесообразным различать два типа определения пред­мета социологии — экстенсивный и интенсивный. Экстенсивный (от лат. extensivus — расширяющий, удлиняющий) надо понимать как расширитель­ный, связанный с увеличением, сбором и распространением фактов, а ин­тенсивный (фр. intensif, лат. intensio — напряжение, усиление) — напротив, как углубленный, появляющийся за счет внутренней организации теорети­ческого знания.

Под экстенсивным определением предмета социологии понимается совокуп­ность всех тем социологических исследований, которые в данный истори­ческий момент предпринимаются научным сообществом, т.е. это тематичес­кое (проблемное) поле социологии, совокупность всех исследований: эмпи­рических, теоретических и прикладных.

Экстенсивное определение важно по нескольким причинам. Установив весь круг проводимых в стране эмпирических исследований, методолог мо­жет определить, насколько актуальны и популярны те или иные темы, на­сколько полно охватывается социальная реальность эмпирическими иссле­дованиями, не осталось ли в науке белых пятен, а если остались, то где именно.

Например, в годы застоя не было проведено ни одного исследования дис­сидентов, заключенных, наркоманов, проституток, воров и мошенников, взяточников и т.д., т.е. отсутствовала социология девиантного5 поведения. Ни одного эмпирического исследования не было проведено по проблемам бедности. Создавалось впечатление, что в СССР нет ни проституток, ни диссидентов, ни бедных. По идеологическим соображениям (т.е. вненауч-ным факторам) кругозор социологии в то время был искусственно ограни­чен. Социологические исследования охватывали лишь часть реальности. Та же тенденция сохранялась во времена горбачевской «перестройки», когда в стране происходили исторические события, — социологи вновь ограничи­лись узким сегментом, хотя причиной этого были не столько идеологичес­кие, сколько финансовые и внутринаучные факторы, главным образом на­учная инерция, сила сложившейся традиции скользить по поверхности. Со­циологи изучали то, к чему были готовы, с помощью того понятийного аппарата, который был наработан в советское время и который был приспо­соблен (насколько хорошо — это вопрос другой) именно к тому обществу и к тем условиям. Попытка описать новые явления с помощью старого кон­цептуального аппарата не принесла ощутимых результатов.

Как уже говорилось выше, составляя перечень тем эмпирических исследо­ваний в стране, мы решаем множество важных методологических вопросов: насколько адекватно и полно социологическая наука отражает социальную реальность, какова глубина такого отражения, какие темы остались неиссле­дованными. К примеру, составив список эмпирических исследований на се­редину 90-х гг., а затем сгруппировав их в крупные блоки, мы обнаружили, что 20 исследований посвящено теме социальной адаптации, 40 — социальной стратификации, 60 — теме формирования новых классов6. Подобную проце­дуру можно назвать выявлением тематического поля социологии, которое дает нам экстенсивное определение предмета данной науки. Это определение пред­мета на эмпирическом — самом низком — уровне.

Можно «подняться этажом выше» и, суммировав все множество частных теоретических понятий, используемых в данной науке, получить концепту­альное (понятийное) определение предмета социологии. Предметом социоло­гии в таком случае является совокупность всех теоретических понятий, при помощи которых наука описывает реальные факты, объясняет и практичес­ки решает социальные проблемы.

Среди основных понятий социологии выделяют понятия общества и лич­ности, социального пространства и времени, социальной структуры и стра­тификации, социальных институтов, статусов и ролей, социального контро­ля, социализации и др. Совокупность этих категорий и понятий, так же, как

5 Девиантный — отклоняющийся от нормы.

6 Со временем некоторые крупные тематические направления (социальная солидарность, социальнаяадаптация, бедность и неравенство, социальная стратификация) становятся самостоятельными от­раслями социологии. По разным оценкам, в социологии насчитывается от 15 до 40 отраслей.

и тематика эмпирических исследований, сгруппированных в крупные бло­ки (разделы социологии), составляет концептуальное определение предме­та социологии. В том и другом случаях — при экстенсивном и концептуаль­ном определениях предмета — элементы (темы исследований и категории) подчинены определенной логике и как-то связаны между собой. Природа такой связи методологией до конца еще не изучена, но очевидно, что логи­ческая связь категорий и понятий та же, что в научной картине мира и, воз­можно, в общей социологической теории.

Кроме концептуального уровня, к интенсивному типу определения пред­мета социологии относится еще один уровень — категориальный. Этот самый общий уровень определяется одним или несколькими предложениями. Когда спрашивают, что такое социология, то коротко отвечают: это наука об обще­стве (поведении больших социальных групп, социальных институтах, соци­альных отношениях и т.д.). Самое краткое и самое общее определение мо­жет заканчиваться данной фразой, но может дополнительно содержать не­которую расшифровку, к примеру: социология — это наука об обществе, изучающая его строение и динамику, взаимодействие социальных групп и классов, закономерности развития общества, становление и функциониро­вание социальных институтов.


Рис. 8. Уровни и типы определения предмета социологии 190

Таким образом, мы выяснили, что определение предмета социологии как науки (не путать с предметом социологического исследования) предусмат­ривает три уровня— эмпирический, концептуальный и категориальный. Пер­вый связан с экстенсивным, а два других — с интенсивным типом определе­ния предмета. При экстенсивном определении перечисляются все темы эм-

лирических, теоретических (например, по истории социологии) и приклад­ных исследований; при интенсивном определении, которое разворачивает­ся на двух уровнях — концептуальном (понятийном) и категориальном, да­ются спецификации аналитической мощи социологии. На концептуальном уровне составляется список всех понятий и категорий, при помощи которых социология способна описывать и анализировать объективную реальность. Рассматривая такой список, методолог может выявить, как и в случае эмпи­рической тематики, серьезные пробелы в функционировании теоретического знания социологии, нехватку понятий и абстрактных конструктов, их дуб­лирование, противоречивость и т.д. Наконец, на самом верхнем и самом общем уровне никаких списков не составляется. Социология определяется одной-тремя фразами.

Подобное иерархическое определение предмета можно обнаружить в любой из существующих наук — методолог должен провести лишь соответ­ствующую работу. Каждый уровень необходим и выполняет свою полезную функцию. Давая характеристику социологии, можно ограничиться общей фразой, перечислением основных понятий либо конкретно определить эм­пирическую тематику. Двигаясь от общего к частному и конкретному уров­ням, мы подробно раскрываем особенности своей науки и даем ей исчерпы­вающую характеристику.

Итак, предмет социологии определяется на трех уровнях обобщения: все­общем, частном и единичном:

♦ на всеобщем уровне социология — это наука об обществе;

♦ на частном уровне социология — это наука о поведении людей как пред­ставителей больших социальных групп и функционировании соци­альных институтов. Когда мы начинаем расшифровывать, что такое большие социальные группы и институты, то обязательно всплывают все другие фундаментальные категории социологии: статусы и роли, социальные структуры, социальная стратификация и др. Таким обра­зом, на частном уровне мы выявляем предмет социологии как взаимо­связанную систему основных понятий;

♦ на единичном уровне мы получаем очень широкое определение социо­логии как совокупности всех тем эмпирических исследований. При по­мощи этого тематического перечня проводимых исследований мы оп­ределяем, насколько полно описана социальная реальность, на что на­правлен был исследовательский интерес ученых, какова плотность достигнутых результатов.

Когда мы определяем предмет социологии на самом общем уровне, воз­никает проблема разграничения предметных областей соседних наук. Что­бы уточнить предмет социологии, мы конкретизируем общее положение. Тогда у нас получается следующая формулировка: социология в целом (т.е. общая социология) — это наука, изучающая отношения между группа­ми людей, занимающих различное положение в обществе, принимающих неодинаковое участие в экономической, социальной и политической жиз­ни, различающихся не только уровнем, но и источником своих доходов, структурой потребления, образом, качеством и стилем жизни, а также струк­турой ценностных ориентации, мотивами и типом поведения.

Социологи редко задумываются над тем, изучают ли они проблемы, строго относящиеся к социологии знания или социологии образования, или же

выходят на смежные области, скажем, социальную или индустриальную пси­хологию. Они исследуют объективную реальность, предоставляя возможность другим решать, куда относить полученные результаты.

Так поступают и отечественные, и зарубежные социологи. Чаще всего они считают свои исследования комплексными, смело комбинируя методы эко­номики, психологии и социологии. Тем не менее существуют определенные различия между научными традициями и странами. В СССР более отчетли­ва склонность расставлять все точки над «и», когда дело касается предмета социологии. Вспомним, сколь острыми были дискуссии по предмету марк­систской социологии в 20-е, 60-е, 70-е и, наконец, в 80-е гг. Иногда они за­ходили в тупик, однако на новом историческом витке возобновлялись с та­кой силой, будто вопрос шел по крайней мере о том, быть ли вообще социо­логии или нет.

В действительности вопрос стоял именно так. В 30-е и 50-е гг. социологию считали буржуазной наукой, которой не находилось места в марксистском обществоведении. Поэтому вопрос о предмете социологии означал вопрос о существовании социологии в принципе. Идеологическое давление привело к тому, что чисто научная проблема приобрела политическую окраску.

В США ничего подобного не происходило. Научные вопросы решались в рамках самой науки. А наука понималась как непрерывно текущая работа, в которой постоянно возникает нечто новое; старое пересматривается, а окон­чательную истину получить невозможно. Вопрос о том, что понимать под со­циологией в целом или социологией труда в частности, редко дискутировался с той остротой, которая всегда была присуща отечественной социологии. Под социологией каждый волен был понимать то, что он считает нужным.

>езка

ериканские исследователи Т. Бредшоу и Макферрод изучили программы курсов со-хлогии в 682 отделениях колледжей и уни-юитетов и выявили серьезные разночтения пределении предмета социологии, ее мес-среди других социальных наук7. Так, в 62% чаев социологию определяли как самосто-!льную дисциплину, но при этом оговарива-;ь, что она изучает те же вопросы, что и дру-i социальные науки. Итак, первое определе-э: социология — самостоятельная наука, орая не имеет своего собственного предме-Видимо, самостоятельность как статусная гактеристика не всегда совпадает со специ-чностью предмета исследования. t6% случаев социологию понимали и как са-стоятельную, и как специфическую науку. iee свой круг проблем, лишь отчасти пере-<ающийся с предметом других дисциплин, наш взгляд, второе определение наиболее екватно отражает объективное положение п. Это гибкая формулировка, учитывающая стро меняющуюся историческую реаль-сть.

Интересным представляется третье определе­ние, которое набрало 31% голосов: социология по своему содержанию четко отличается от дру­гих социальных наук. Ее можно определить как узкопрофессиональную, скорее академическую, чем прикладную науку. Наконец, 10% мнений сводилось к тому, что социология не отличает­ся от других наук и незачем проводить здесь же­сткие границы. Эта четвертая позиция устраи­вает ученых, которые знакомы с несколькими дисциплинами и не видят между ними различий.

Им все равно, что преподавать, лишь бы это от­носилось к социальной проблематике. Вряд ли они когда-либо задумывались о серьезности своих методологических устремлений.

ГЬе American Sociologist. 1980. Vol. 15. № 1. P. 8-9.

Итак, в американских колледжах и университетах не существует едино­душия в вопросе о предмете социологии. Разброс мнений очень широк — от признания социологии «королевой социальных наук» до полного игнориро­вания ее самостоятельности, а точнее, до сведения ее предмета к самым об­щим проблемам социальной организации. Интересно, что расплывчатость в определении границ социологии порождает тенденцию роста числа междис­циплинарных курсов на социологических факультетах: лишь 16% обследо­ванных отделений устояли перед модным увлечением.

Попытки провести жесткие междисциплинарные границы популярнос­тью на Западе не пользуются. Чисто академических социологических жур­налов в США всего два — «American Sociological Review» и «Journal of American Sociology», остальные (их около 50) — главным образом междисциплинар­ные, которые также причисляются к социологическим.

Отсутствие в американской социологии общей теории наподобие истори­ческого материализма в нашей стране обычно оценивается как негативный факт. Конкурирующих теорий в США достаточно, однако это не приводит к хаосу и не снижает качества социальных исследований. У методологического плюрализма, точно так же, как у методологического монизма, исповедуемого нами, имеются свои достоинства и недостатки. И это еще одно социокультур­ное различие между двумя типами социологии, имеющее исторические при­чины и по-разному влияющее на определение предметной области науки.

Расплывчатость в определении предмета социологии тесно корреспонди­рует с размытостью границ между социологическими дисциплинами, изу­чающими трудовую деятельность. Так, в 31,5% американских колледжей и университетов преподается социология труда, в 20,3% — индустриальная социология, в 37,8% — социология профессий8. Чем они различаются? Не дублируют ли они друг друга? На подобные вопросы до сих пор нет ответа.

По мнению одних американских историков, предмет индустриальной со­циологии — вопросы бюрократической организации, поведение и мотивация рабочих, изучение социотехнических систем, принципы неформальной и формальной структур, исследование деятельности профсоюзов и коллектив­ных договоров, а также трудовые отношения9. Другие относят поведение и мотивацию, формальные и неформальные структуры к индустриальной пси­хологии либо к организационной социологии. В одном случае Макса Вебера считают представителем индустриальной психологии и индустриально-организационной социологии10, а в другом — основателем экономической социологии". Совершенно очевидно, что между этими дисциплинами суще­ствуют немалые различия, хотя они и не демонстрируются явным образом.

Для наведения порядка в море бесконечных определений социологии их необходимо выстроить в иерархическом порядке и систематизировать, как это было сделано ранее. В результате мы выяснили, что предмет социологии нужно рассматривать на трех уровнях:

♦ всеобщем (наука об обществе стоит в ряду фундаментальных наук во­обще: физика, биология, психология, экономика и т.д.);

8 The American Sociologist. 1980. Vol. 15. № 3. P. 144.

9 Parker S.R., Brown R.K., Smith M.A. The Sociology of Industry. L., 1969.

10 Organizatione and Human Behavior: A Book Readings. New Jersey, 1967." Braude L. Work and Workers. A Sociological Analysis. N.Y., 1975.

♦ частном (социология воспринимается как наука о поведении людей какпредставителей больших социальных групп и функционирующих со­циальных институтов);

♦ единичном (совокупность всех тем эмпирических исследований).

Подведем итоги. Предмет — совокупность понятий, при помощи кото­рых данная наука описывает объективную реальность. Физики, изображая материальный мир, употребляют понятия гравитации, электрического вза­имодействия, капиллярности, энергии и множество других терминов, кото­рые вы усвоили из школьного курса. Они описывают предмет физики. Пред­метом социологии является совокупность основных теоретических понятий, при помощи которых ученый описывает реальные факты, объясняет и прак­тически решает социальные проблемы.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-06-04; Просмотров: 4061; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.023 сек.