Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Этнография




Термин «этнография» более привычен для представителей русской куль­туры, поскольку в советские годы антропология практически не получила развития и этнография служила как бы ее заменителем. Но в какой степени она способна выполнить эту функцию, являются ли две науки — антрополо­гия и этнография — синонимами или это две разные науки, с этим мы по­пытаемся разобраться.

Этнографию часто путают не только с антропологией, но и с этнологией, поэтому в научных словарях, определяя этнографию, в скобках часто упо­минают этнологию как ее эквивалент либо очень похожую на нее дисцип­лину.

Этнография (от греч. ethnos — племя, народ) (этнология) — наука об эт­носах (народах), изучающая их происхождение и расселение, быт и культу­ру. Становление этнографии как науки во второй половине XIX в. связано с эволюционной школой (Э. Тэйлор, Л.Г. Морган и др.), исходившей из идей единства культуры человечества. С конца XIX в. исследуются региональные культуры и их взаимовлияние (диффузионизм, культурно-историческая школа). Объектом исследования являлись живые первобытные общества. Отсюда наименование этнографии как «науки о живой старине». На первых порах этнография исследовала не столько общественные отношения, сколь­ко культуру. Главным методом сбора эмпирической информации было и остается полевое исследование. Постепенно горизонт этнографии расширил­ся до изучения культуры традиционного общества в целом, куда первобыт­ное общество входило только как один из элементов. Ученые стали изучать крестьянскую (простонародную) культуру и ее трансформацию под влияни­ем капитализма. Постепенно в ряде стран, в том числе в СССР, на правах самостоятельных дисциплин выделились два раздела этнографии: 1) этно­графия первобытности и 2) этнография крестьянства. История становления

Леви Дж. К вопросу о микроистории//Современные методы преподавания новейшей истории. М., 1996. С. 167—190; Медик X. Микроистория // THESIS. Теория и история экономических и соци­альных институтов и систем. 1994. Т. II. Вып. 4. С. 193-202; Ревель Ж. Микроанализ и конструиро­вание социального // Современные методы преподавания новейшей истории. М., 1996. С. 236—261. (Краткий вариант той же работы см.: Одиссей: Человек в истории. 1996. М., 1996. С. 110-127.) Людтке А. Что такое история повседневности? Ее достижения и перспективы в Германии // Соци­альная история. 1998/99. М., 1999. С. 77-100; Оболенская СВ. «История повседневности» в совре­менной историографии ФРГ // Одиссей: Человек в истории. 1990. М., 1990. С. 182-198.

этнографии в единстве двух ее составляющих, прослеженная Ю.И. Семено­вым27, позволяет заключить следующее. В Англии к моменту появления эт­нографии крестьянская культура уже исчезла, уступив месту промышленно­сти, — сохранились только письменные источники, которыми активно за­нимались фольклористы и историки. Единственным объектом оставались

заморские колонии, где во множестве обитали первобытные общества, а в не­которых, например в Индии, и живые крестьянские общества. Но эти исследо­вания чаще всего не рассматривались как относящиеся к этнографии, тем бо­лее что их объектом была не столько крестьянская культура, сколько кресть­янская община. В США традиционное крестьянство никогда не существовало, но зато отчасти рядом с американским обществом, отчасти в его недрах суще­ствовало множество индейских об­ществ, относимых к первобытным. По­этому этнография здесь возникла как наука почти исключительно о живых первобытных обществах. В Германии, где крестьянство, в отличие от Англии, продолжало существовать, этнография зародилась прежде всего как наука о простонародной культуре, и только потом, с превращением Германии в ко­лониальную державу, появилась возможность изучать живую первобытность и развивать ее этнографию.

В России, в силу особенностей ее развития, крестьянский и первобытный миры не просто сосуществовали, но и взаимопроникали. Поскольку грани­ца между ними носила относительный характер, для обозначения двух дис­циплин обходились одним термином — «этнография». Изучая первобыт­ность, этнографы называли объекты своего исследования народами или пле­менами, изучая цивилизованные общества, — просто народами, что и дало им основание назвать свою науку этнографией, или этнологией (от греч. ethnos — народ). Часто описание этносов, или народов, дается в этнографии по всему миру и в сравнительном ключе: народы Западной Европы, Юго-Вос­точной Азии, Южной Америки и т.п., в результате чего постепенно намети­лось сближение этнографии с географией. Начиная с середины 30-х гг. в СССР был взят курс в основном лишь на геоэтнографию. Остальным разде­лам этнологической науки уделялось все меньше и меньше внимания, что на­шло, в частности, отражение в структуре Института этнографии АН СССР, который весь состоял из региональных секторов: Западной Европы, Кавка­за, Средней Азии и др. Этнография как наука о первобытных обществах по­лучила меньшее развитие. При Институте этнографии АН СССР до 1991 г. существовал сектор истории первобытного общества, подготовивший фун­даментальные работы по потестарной системе, экономической этнологии,

Семенов Ю.И. Предмет этнографии (этнологии) и проблема его соотношения с предметом социаль­ной антропологии // Наука о культуре и социальная практика: антропологическая перспектива. М., 1998. С. 7-39.

истории брака и семьи, проблемам войны и мира в первобытном, предклас-совом и раннеклассовом обществах и т.д. В этой области отечественными учеными получены серьезные результаты (труды С.А. Арутюнова, СП. Тол-стова, A.M. Золотарева, МО. Косвена, А.К. Байбурина, А.И. Першица, С.А. Токарева и др.).

Сохранение понятия «первобытная культура» в составе этнографии позво­лило предложить теорию, построенную на идее развития, эволюции. Так возникла эволюционистская теория первобытной культуры Э.Б. Тэйлора «Первобытная культура» (1871), где системообразующим фактором в разви­тии первобытного общества, как и у М. Вебера при анализе эволюции капи­талистического общества, была религия.

Со временем специалисты стали разделять два родственных понятия — этнографию и этнологию. Под этнографией понимают изучение первобыт­ной и (или) крестьянской культуры преимущественно методом сбора эмпи­рической информации, а под этнологией — изучение тех же объектов и про­цессов, но преимущественно теоретическим методом. Обе науки (разделы) не противоречат, но дополняют друг друга. Развитие теоретического слоя зна­ний в этнографии (этнологии) связано с концепциями Э. Тэйлора, Л.Г. Морган, Э. Дюркгейма, Л. Леви-Брюля, Б. Малиновского, А. Радклифф-Брауна, К. Леви-Стросса и др.

В конце XIX — начале XX вв. некоторые ученые (Л. Фробениус, Ф. Греб-нер, В. Шмидт, Ф. Боасидр.), отказавшиеся от старых эволюционистских под­ходов, утверждая, что объектом исследования должны быть не народы, а куль­туры, отвергли термин «этнография», объявив о создании новой науки, кото-

рую они назвали культурной антропологией. Другая часть этнографов из Великобритании и США (Б.К. Малиновский, А.Р. Рэдклифф-Браун, Л.Э. Уайт, Дж. Стюард, Э.Р. Сервис и др.) продолжали считать главным пред­метом исследования общество, а не культуру. Но и они отказались от термина «этнография», заменив его другим — «социальная антропология» и понимая под ней науку о живых первобытных обществах. В результате в середине XX в. сформировались три науки вместо одной: 1) этнология, которая занималась сбором эмпирических данных об обычаях и традициях разных народов и их «географическим» распределением; 2) культурная антропология, на первое ме­сто выдвинувшая полевое исследование культуры живущих ныне примитив­ных племен; 3) социальная антропология, интересовавшаяся социальной стра­тификацией, семейной структурой, хозяйственным укладом тех же примитив­ных племен. Изучая один и тот же объект, культурная антропология исходила из первичности культуры, а социальная — из первичности социальной струк­туры общества. Но поскольку культура и социальная структура составляют неразрывное единство, специалисты часто говорят о существовании не двух, а одной науки — социальной и культурной антропологии. В этой паре наук лидирует социальная антропология, разделом которой иногда считают куль­турную антропологию. В рамках социальной антропологии в XX в. выделились в качестве самостоятельных направлений, в частности: антропология права (anthropology of law), изучающая первобытные законы и правовые нормы; ан­тропология семьи (anthropology of family), изучающая системы родства и род­ственные организации; антропология войны (anthropology of war), исследую­щая конфликты и войны в первобытном обществе, и др.28

м Подробнее см.: Семенов Ю.И. Указ. соч.

Социология изучает социальные отно­шения, структуру и институты совре­менных индустриальных и постиндуст­риальных обществ, преимущественно городское население, составляющее более половины населения Земли

Антропология изучает социальные отношения, традиции и обычаи прими­тивных племен, сохранившихся до на­стоящего времени, и проводит сравне­ние с современными обществами

Этнография изучает обычаи и традиции малых народов, а также негородского населения развитых стран, составляюще­го менее половины жителей Земли

Рис. 21. Предметы изучения социологии, антропологии и этнографии

Современная этнография изучает малые народы и сельское население, сохранившее традиционный уклад жизни, во всех цивилизованных и инду­стриальных странах Западной Европы, Юго-Восточной Азии, Южной Аме­рики и т.п. Описание народов, их традиций, культуры, образа жизни ведет­ся на сравнительном материале. Географический принцип при этом часто яв­ляется ведущим в систематизации этнографических знаний, которая опирается на эмпирические данные, собранные, обработанные, классифи­цированные и интерпретированные после проведения полевой работы. Эт­нографы изучают местные нравы и обычаи, язык и ритуалы, экономику и по­литику, социальную организацию и институты, занимаются сбором эмпи­рических данных о разных народах мира и их «географическом» распределении по планете.

В последнее время российские специалисты восстановили традиции на­шего великого соотечественника Миклухо-Маклая и после векового пере­рыва впервые отправились изучать обычаи и традиции не народов севера России, а диких племен, живущих далеко за ее пределами, в частности око­ло берегов Австралии.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-06-04; Просмотров: 2130; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.012 сек.