Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Археология




Археологическая антропология, или археология, — это исследование про­шлого человечества по материальным свидетельствам. Археология изучает следы деятельности человека, главным образом в напластованиях грунта, об­разовавшихся в результате этой деятельности (культурный слой), а также на поверхности и на дне водоемов (архитектурные памятники, петроглифы, следы древней ирригации, кораблекрушений и т.д.) для получения истори-

ко-культурной информации. Российские специалисты так же, как и британские, считают археологию частью истории, а потому преподают ее на исторических факультетах университетов. Американ­ские же ученые видят в археологии от­расль антропологии и включают курс ар-хеологии в программу антропологических факультетов. Однако среди археологов широко распространено мнение, что ар­хеология — прежде всего самостоятельная дисциплина, обладающая собственными методами, концепциями, теориями и на­учными открытиями. Археология — единственная отрасль изучения человека, использующая в большей мере оставленные людьми материальные знаки, чем непосредствен­ные наблюдения над человеческим поведением или письменные свидетель­ства. Археологи, занимающиеся воссозданием и постижением жизни людей прошлых эпох, используют самые разнообразные методы и приемы. Неко­торые из них присущи только археологии, другие заимствованы из физики, биологии, геологии и других наук. Процедура археологического исследова­ния — одна из самых трудоемких в гуманитарных науках. Она включает, по Л.С. Клейну, три основных этапа: вскрытие и фиксация в полевых услови­ях; лабораторно-камеральная обработка (консервация, реконструкция, тех­нологические анализы); теоретическое осмысление полученных данных, т.е. уточнение хронологии, систематика (классификация, эволюционная типо­логия) вещей, реконструкция процессов и явлений по их следам и отдель­ным элементам. Правда некоторые ученые видят в археологии всего лишь со­вокупность методов, применяемых в исторических, антропологических, ис­кусствоведческих, географических и некоторых иных исследованиях. Для них границы археологии определяются способами получения и анализа матери­альных свидетельств.

Археологическая методика изменяется в зависимости от периода, что привело к появлению специализации археологии: классическая, средневеко­вая, индустриальная археология и др. По предметным критериям выделяют поселенческую, процессуальную, структурную, теоретическую археологию и др. К общедисциплинарным отраслям археологии относятся археоботани-ка, археозоология, экспериментальная археология, этноархеология, контрактная археология и др. Новые направления в археологии — военная археология, морская, подводная, археологический туризм, «черная» архео­логия и кладоискательство.

Именно археология дала человечеству основной массив информации, от­носящейся крайним эпохам, вплоть до позднего средневековья. Бесценным является ее вклад в изучение дописьменных обществ, о которых не сохранилось никаких свидетельств, кроме археологических памятников. Методы археологии используются также и для исследования некоторых событий XVII—XX вв., о ко­торых имеется мало документальных свидетельств. Так, предметы православ­ного культа XIV-XiX вв. изучает церковная археология, промышленные объек­ты XVII—XX вв. — промышленная археология, памятники индейцев после при-

хода европейцев — нативистская археология. Термин «нативизм»36 обозначает взгляд на какую-либо культуру, например раннесредневековую кельтскую, как архаичную, изолированную от поздних влияний и сохранившую значительное количество элементов язычества. В частности, кельтскую культуру с относящи­мися к ней обрядами друидов и поэтическим творчеством филидов, о которой практически не сохранилось никаких письменных источников, кроме записок Ю. Цезаря, можно исследовать только при помощи археологической антропо­логии.

Археология реконструирует, описывает и интерпретирует человеческое поведение и культурные образцы на основании добытых в процессе раско­пок материальных предметов. Главным образом, она занимается предысто­рией (периодом, предшествующим открытию письменности). Для археоло­гов первичными данными являются остатки материальной культуры. На их основе ученые реконструируют образ жизни древних городов и поселений, потребительскую и досуговую культуру, традиции и обычаи, особенности быта и трудовой деятельности предков. Находками археологов не всегда яв­ляются хорошо сохранившиеся могильники и религиозные храмы, часто это хозяйственные ямы, где находятся фрагменты кухонной посуды и домашней утвари, орудия труда, останки животных, музыкальные инструменты. Их классификация и точная датировка позволяют ученым по сохранившимся фрагментам восстановить образ жизни и социальную организацию наших предков. Археологическая антропология, в отличие от традиционной, не ограничивается научной атрибуцией культурного памятника (техническим описанием времени, места, исторических деталей, культурной специфика­цией), а идет гораздо дальше, используя памятники не как самоцель, а как средство раскрытия общественных отношений, существовавших в отдален­ную эпоху. Анализируя памятники, археологи отвечают на множество воп­росов: питалась ли изучаемая группа людей мясом диких или одомашненных животных; что представляют собой остатки найденной на стоянке первобыт­ных людей пищи — дикорастущие растения или плоды земледельческого труда и т.д.

Ключевые понятия археологии — «артефакт», «культурный слой» и «ар­хеологическая культура». Здесь артефактами называются материальные предметы, которые были созданы или видоизменены человеком: орудия труда и украшения, глиняные сосуды, отходы производства (например, пластин­ки, отколотые от каменного ядра при изготовлении орудия), обрезки ниток, оставшиеся после ткацких работ, кусочки шлака (стекловидного материала, остающегося при выплавке металлов) и т.д. Используя артефакты, в частно­сти, можно узнать о происхождении ремесленных изделий — произведены ли они на месте или привезены из другой страны и, если они произведены на месте, то какое сырье добывалось, где именно и по какой технологии пе­рерабатывалось. Такие находки археологов помогают определить способ производства, товарообмена и распределения доходов.

шнгвистике нативизм — это учение, согласно которому язык является врожденным качеством че-века, а в психологии и педагогике — учение о врожденных качествах человека. Перенесение этого шина в археологию и антропологию позволило расширить его содержание и трактовать нативизм < принадлежность культуры к своему первозданному, т.е. как бы врожденному, виду, который прак-гески у всех народов связан с язычеством как древнейшей формой религиозных верований.

Термин «артефакт» дал название целому направлению — артефактной археологии, которая специализируется на классификации археологических данных и культурных типов. При отсутствии строго научных критериев не­возможно сделать выбор из огромного количества характеристик, присут­ствующих в массиве эмпирического материала в качестве основы для пост­роения классификационной системы. В структуре научного знания понятие артефактной классификационной археологии занимает место после струк­турной археологиии и микротеории37.

Занимаясь раскопками, археологи срезают пласты земли один за другим, их называют культурными пластами. Основной объект исследования архе­ологов — доисторическое население, не имевшее письменности. Данные археологии помогают антропологам формулировать законы развития чело­веческой культуры и общества. Совокупность культурных черт, в комплексе характеризующих жизнедеятельность того или иного народа в отдаленную эпоху, получила название археологической культуры. Она обозначает общ­ность археологических памятников, относящихся к одному времени, одно­му народу (этносу), определенной территории, отличающихся общими осо­бенностями, например: культура ямочно-гребенчатой керамики, Черняхов­ская культура (III—IV вв., степная область Днепра), городецкая культура (VII в. до н. э. — I тыс. н. э., Поволжье), трипольская культура (IV—III тыс. до н. э., Украина и Молдавия), фатьяновская культура (бронзовый век, Волго-Окское междуречье), абашевская культура (Поволжье). Одно из на­иболее удачных определений археологической культуры звучит так: совокуп­ность остатков человеческой деятельности, извлекаемая при исследовании археологических памятников и по ряду уловимых признаков отличимая от другой такой же совокупности38. По Л.С. Клейну, археологическая культу­ра — совокупность археологических памятников, объединенных близким сходством типов орудий труда, утвари, оружия и украшений (особенно же сходством деталей в формах вещей, сходством керамической орнаментации и приемов техники), сходством типов построек и погребального обряда39. Археолог может оперировать понятием «археологическая культура» как некой самостоятельной сущностью, которую в определенном смысле можно рассматривать отдельно от ее бывшего носителя — человеческого коллек­тива. Но антрополог, занимающийся изучением древнейших времен на основе археологических данных, поступить так не может. Он исследует свидетельства древних миграций зачастую очень больших коллективов людей, приносящих на новые территории обитания свою культуру в самых различных ее проявлениях, различным образом взаимодействующих с або­ригенным населением этих территорий40.

Археологический словарь // http://www.sati. archaeology.nsc.ru/encycterm. html?act=list&term= 1350 Черносвитов П.Ю. Освоение крайнего Севера: Опыт имитативного моделирования по материалам археологии: Автореф. дисс... канд. археол. наук. М., 1999. 39 См.: Клейн Л.С. Археологические источники. Л., 1978.

Более полные сведения об археологии в разных странах мира, ее теории и истории можно найти на сайте http://www.archaeology.ru/index.html

В России сложился мощный культурный пласт археологических тради­ций, куда входят анекдоты, байки, прибаутки, песенный фольклор археоло­гических экспедиций. Приведем лишь некоторые образцы студенческой археологической субкультуры (см. врезку).




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-06-04; Просмотров: 608; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.011 сек.