Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Драматургическая социология




Эрвин Гоффман, ученик Мида, считается создателем драматургической социологии — одной из разновидностей символического интеракционизма и понимающей социологии. У Э. Гоффмана мир взаимодействия людей — поле игры, замысел которой надо установить посредством социологического ис­следования. В основе социодраматургической перспективы лежит сравнение повседневного мира с театральным действием.

Социальное взаимодействие Гоффман представлял как непрерывную че­реду небольших драм, которые случаются с каждым из нас и где мы в каче­стве актеров играем самих себя. Драмой могут быть не только бытовые ссо-

'временная западная социология: Словарь. М, 1990. С. 405; ШюцА. Структура повседневного пиления // Социологические исследования. 1988. № 2.

ргер П., Лукман Т. Основы знания в повседневной жизни // РЖ ИНИОН. Серия «Социология».?2. № 1. С. 149.

ры, перебранки или конфликты, где всплеск эмоций и страстей достигает, кажется, своего апогея, — любое повседнеьное событие по сути своей уже есть драматическое представление, поскольку мы, даже в кругу близких, посто­янно надеваем и снимаем социальные маски, сами создаем сценарии каж­дой следующей ситуации и разыгрываем ее по неписаным социальным пра­вилам, созданным традициями и обычаями либо нашим воображением и фантазией. Вступив в конфликт, муж, жена, ребенок или теща упорно дер­жатся предписанных им социальных ролей, которые нередко противоречат их собственным интересам. Муж, отвечая на обвинения жены в том, что он почти перестал бывать дома и видеть своих детей, защищается тем, что вы­ставляет себя в качестве хорошего исполнителя роли отца или мужа, а напа­дая на жену, старается обнаружить у нее такие же ролевые недостатки: она плохая домохозяйка или равнодушная мать.

Любой человек в течение одного дня бывает задействован сразу в не­скольких «театрах жизни» — в семье, на улице, в транспорте, в магазине, на работе. Смена подмостков, как и смена ролей, вносит динамику в по­вседневное существование, оттачивая наш социальный профессионализм. Чем в большем количестве социальных групп и ситуаций мы участвуем, тем больше социальных ролей исполняем. Но, в отличие от литературного те­атра, в «театре жизни» конец пьесы неизвестен, и ее нельзя переиграть за­ново. В жизни многие драмы связаны с серьезным риском, иногда с рис­ком для жизни, и большинство из них разворачиваются по неизвестному для актеров сценарию.

Театр жизни имеет собственную драматургию, которая лучше всего опи­сывается философией экзистенциализма. Анализируя пограничные ситуации, где человеку приходится принимать вызов судьбы, решать такие проблемные ситуации, которые связаны с выбором «жить или умереть», Э. Гоффман втор­гается в традиционную область экзистенциальной социологии. Экзистенциа­листы определяют акт социального действия как свободный выбор человека в пограничной ситуации, т.е. в фатальных обстоятельствах, где индивид либо от­стаивает свое право на существование, либо не делает этого.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-06-04; Просмотров: 630; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.012 сек.