Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Социологическая теория и социальные явления




Поскольку социальные науки изучают только социальные явления, огра­ничимся ими и выразим все возможное множество явлений, которые могли бы изучать эти науки, ограниченным множеством А.

Второе множество будет представлять совокупность всех теорий — общих и частных, которые описывают изученные явления (В).

Если сопоставить оба множества, то может возникнуть вопрос: какое из них больше (рис. 35)?

На первый взгляд ответ на вопрос очевиден: число непознанных явлений, которые предстоит изучить социальным наукам, гораздо больше числа су­ществующих теорий.

35 Толстова Ю.Н., Масленников Е.В. Указ. соч. С. 104.

Рис. 35. Сравнивая два множества и зная особенности научного познания, не всегда просто определить, какое из них больше

Однако если учесть ряд ограничивающих условий, проистекающих из сущности и особенностей научного познания, то ответ становится менее очевидным. Во-первых, наука изучает не все явления, которые можно фик­сировать на уровне здравого смысла, а л ишь те, которые доступны ей в силу особенностей концептуального языка и применяемых методов. Огромное количество лежащих на поверхности явлений не представляет интереса для данной науки либо находится вне сферы ее компетенции. Во-вторых, наука изучает не просто явления, а явления, сформулированные в виде проблемы. Наука проблематизирует явление, т.е. вскрывает таящееся в нем противоре­чие, и только после этого делает его предметом исследования. В-третьих, даже проблематизированное явление может не стать предметом науки, посколь­ку научное противоречие — это расхождение между уже известным знанием о явлении и новыми гранями, которые зафиксированы, но еще не изучены. Поскольку явление познается ради приращения нового знания, то лишь ча­стные теории и эмпирические исследования способны служить «поставщи­ками» изучаемых наукой явлений. Прикладное исследование, направленное на решение практической проблемы, проводимое при помощи уже извест­ных методов и служащее подтверждением и конкретизацией тех знаний, которые в более общем виде сформулированы академической (большой) наукой, в меньшей степени «поставляет» науке новые явления (если подоб­ное случается и прикладное исследование обогащает науку, оно перерастает в фундаментальное). В-четвертых, методология давно доказала, что по по­воду одной и той же совокупности явлений или одного явления может быть создано несколько, иногда альтернативных, теорий.

Однако можно выдвинуть контраргумент и вконец запутать вопрос. Во-первых, принцип неограниченности познания предполагает, что развитие реальности, а значит, и возникновение новых явлений, должно опережать создание научных теорий. Стало быть, количество теорий должно быть мень­ше числа явлений. Этот эффект можно назвать теоремой А. Пуанкаре. Со­гласно мнению этого французского математика начала XX в., уделявшего глубокое внимание вопросам познания, чем больше мы познаем явлений, тем больше расширяется круг еще непознанных явлений (рис. 36).

Ученый напоминает путника, который стремится достичь горизонта, а тот удаляется от него по мере приближения. В результате совокупность познан­ных явлений априори должна быть меньше множества непознанных. С про-

Рис. 36. Иллюстрация теоремы Пуанкаре. По мере расширения круга познанных явлений расширяется круг непознанных.

Внутренний круг А - совокупность познанных явлений; внешнее (бесконечное) пространство В - совокупность непознанных явлений

грессом познания расширяются оба круга, обе вселенные. Но внешний круг всегда больше внутреннего.

Во-вторых, наука, продвигаясь вперед пропорционально сумме добытых знаний, всякий раз сама готовит себе фронт работ, т.е. открывает все новые яв­ления, подлежащие изучению. Суть самопорождающего эффекта научного зна­ния заключается в том, что новые явления могут создаваться вовсе не жизнью, а самой наукой за счет расширения наших знаний, возникновения новых тео­рий и явлений. В научных отчетах всегда можно встретить заключительный раздел, где описываются те возможности, которые открылись благодаря прове­денному исследованию, и тот круг вопросов, которые предстоит изучить в бу­дущем. Изучив одно явление, ученый обнаруживает три-четыре новых, кото­рые без этого исследования, возможно, не предстали бы его взору.

В мире существует огромная система научного знания, где все понятия, теории и концепции плотно пригнаны друг к другу. Они напоминают час­тично пересекающиеся круги, благодаря чему теории подтверждают друг друга, понятия из одних теорий входят в структуру других, суждения од­ной теории входят в суждения другой (рис. 37). Так формируется косвен­ная взаимопроверка теорий. Плотный круг научных знаний косвенно или прямо проверяет всю их совокупность. Образуется единая мировая сеть со­циологических знаний, прочно держащаяся на поверхности океана, имя ко­торому — незнание.

Данные российских социологов взаимопроверяются результатами иссле­дований американских или европейских ученых. Российские социологи при подготовке своих программ используют теоретические идеи своих зарубеж-

Рис. 37. Мир научных теорий - это совокупность пересекающихся знаний, которые при совпадении взаимно подтверждают верность друг друга

ных коллег, да и внутри страны социологи постоянно то подтверждают, то опровергают выводы друг друга. Что-то выпадает из системы научного зна­ния, но самое ценное остается. В итоге деятельности десятков тысяч ученых формируется плотный фронт научных знаний, в котором теории полностью не дублируют друг друга, а именно пересекаются.

И на продуктовом рынке продаваемые товары в совокупности удовлет­воряют все потребности покупателей, но каждый товар предназначен для удовлетворения конкретного интереса. Поскольку и здесь существует плот­ный фронт товарной продукции, большинство товаров пересекаются, удов­летворяя отчасти совпадающие потребности покупателей. Например, пред­лагается десяток модификаций женских сумочек, каждая из которых нахо­дит своего покупателя именно потому, что не дублирует функции и свойства другого продукта, а отчасти совпадает с ним.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-06-04; Просмотров: 552; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.015 сек.