Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Количество гипотез




С методологической точки зрения разработка гипотезы предполагает выдвижение максимально возможного количества следствий. Но сколько их именно, никто не знает, поэтому на практике часто ограничиваются несколь­кими следствиями. Принципиальным моментом является не столько коли­чество следствий, хотя и это немаловажно, сколько само их наличие. Коли­чество свидетельствует о качестве теории. Ограничившись одной-единствен-ной, социолог рискует построить не теорию, а псевдотеорию.

Предположим, вы решили проверить гипотезу о том, что мужчины пред­почитают жениться на девушках с более низким, чем у них самих, уровнем образования. Причины, побуждающие их так поступать, могут быть самими разными, к примеру желание доминировать в решении семейных вопросов. Полевое исследование, в том числе анализ статистики, позаимствованной из загса, подтвердил выдвинутое предположение. Но мы не учли влияние такого фактора, как различие возраста вступающих в брак супругов. Обычно мужчи­ны предпочитают жениться на женщинах, которые моложе их на 3,5 и более лет. Разница в возрасте автоматически означает разницу в образовании: более молодые партнеры часто имеют более низкое образование. В таком случае о предпочтениях, т.е. сознательном выборе и намерениях, мужчин говорить нельзя. Выбирая молодую супругу, они автоматически получают и менее об­разованную. В методологическом плане это означает, что за переменной «об­разование» скрывалась еще одна переменная — «возраст», которая не была учтена в совокупности выдвинутых гипотез. Необходимо учитывать также влияние переменной «жизненный цикл». Известно, что уровень образования у юношей в возрасте 17—25 лет в среднем ниже, чем у девушек в том же возра­сте, поскольку многим приходится служить в армии. Но известно и другое: со временем уровень образования может выравняться, а мужчины могут достиг­нуть большего, поскольку некоторые женщины, выйдя замуж и родив детей, бросают учебу. Так, ограничивая себя в количестве выдвигаемых гипотез, со­циолог автоматически проигрывает в качестве исследования.

В методологии поощряется не только выдвижение всевозможных след­ствий из одной гипотезы, но также и создание альтернативных гипотез. Выдвинув предположение о том, что уровень образования у мужчин, всту­пающих в брак, в целом выше, чем у женщин, социолог может сформули­ровать противоположную гипотезу: в семьях, где возраст каждого из суп­ругов не превышает 25 лет, их образование одинаково. Проверить данную гипотезу легко. Можно даже не проводить самостоятельного исследования, а запросить в банке данных сведения по подвыборке семей, где возраст мужа и жены не превышает 25 лет. Если эта гипотеза подтвердилась, то первая гипотеза, выступавшая базовой, опровергается, но только для тех случаев, когда речь идет о категории молодых семей. Однако на этом дело не кон­чается. Перейдя от группы молодых семей к группе семей со стажем, со-

циолог строит специальную подвыборку тех, кому за 25, и выясняет, как распределяется образование между супругами в тот период, когда один отслужил в армии, отучился в вузе, а теперь делает блестящую профессио­нальную карьеру, параллельно повышая образование, а другая, закончив вуз, ушла в декрет или занялась исключительно домашним хозяйством. «Здесь начинается отрыв образования мужей от образования жен. Нетруд­но построить таблицу для подвыборки семей с большим стажем и посмот­реть на частотное распределение. И в том, и в другом случаях мы «очисти­ли» научный вывод от влияния возраста. Базовая гипотеза не опровергнута целиком, но зато область ее подтверждения существенно ограничена»2.

Вслед за возрастом научный вывод «очищается» от влияния и других пере­менных, для чего социолог задает себе вопросы такого рода — не влияет ли на разность в образовании мужа и жены (базовая гипотеза): а) количество детей; б) количество повторных браков и т.д. Сравнив подвыборку одиноких и замуж­них женщин, социолог может установить, что одиночки потому и одиноки, что предпочли экономическую независимость и профессиональную карьеру семейному счастью и материальной заботе мужа. Если наиболее активные женщины, подверженные влиянию ценностей современного феминизма, ухо­дят из семьи в науку или коммерцию, получая порой более высокое образова­ние, чем мужчины, то кто тогда «выпадает в осадок»? Кто остается в семье — менее образованные, более покладистые, предпочитающие ущемить собствен­ные карьерные устремления ради успехов мужа? Если это так, то первая ги­потеза получает дополнительное подтверждение. Более того, она усиливает­ся, ибо теперь уже очевидно, что мужчины сознательно предпочитают выби­рать в супруги женщин, ориентированных на семью, а не на карьеру.

Нет ничего страшного в том, что в своей программе социолог выдви­гает множество самых разных гипотез и каждой дает альтернативу. Часто социологи засчитывают себе чуть ли не поражение, когда не подтвержда­ются их гипотезы. Они думают, что не состоялись как профессионалы или что никуда не годится сформулированная теория. Потому в своей програм­ме им приходится выдвигать только те гипотезы, которые подтвердятся наверняка. Это самообман, если не сказать ловушка. На самом деле пло­хо, когда все до одной гипотезы подтвердились. Значит, им не были под­готовлены альтернативы и гипотезы-следствия. Профессионализм заклю­чается не в выдвижении заведомо правильных гипотез, а в создании как можно большего их числа. Выдвинуть множество гипотез означает поста­вить перед реальностью множество интересных, часто интригующих воп­росов, а уж как она ответит на них, вас не должно тревожить. Ведь всегда нужно помнить, что отрицательный результат не менее важен для науки, чем положительный.

Обработав результаты исследования, социолог получает довольно пол­ную картину социальной реальности и надежно работающую теорию. Она выросла из древа гипотез, одни из которых родились в самом начале, а дру­гие появились позже, по мере роста научного знания и продвижения в глубь проблемы.

Батыгин Г.С. Лекции по методологии социологических исследований: Учеб. для высших учебных заведений. М., 1995. С. 136.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-06-04; Просмотров: 905; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.007 сек.