Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Роль и сущность гипотезы




НАУЧНАЯГИПОТЕЗА

Опрос, проведенный на первом курсе социологического факультета од­ного из московских вузов, дал неожиданныес точки зрения знаком­ства студентов с природой научного исследования — и в то же время весьма показательные результаты. Когда аудиторию спросили, в чем заключается главная задача эмпирического исследования в социологии, то были получены следующие ответы:

- собрать фактический материал;

- получить новые научные знания;

- помочь решить социальные проблемы.

Ни один студент не назвал главногопроверить гипотезы. На самом деле эмпирическое исследование, в отличие от прикладного, имеет сво­ей главной целью именно проверку гипотез. Расширение научных зна­нийэто следствие решения главной задачи, а решение социальных проблем вообще не является целью фундаментального исследования. И, уж конечно, таковой никак не выступает сбор фактического матери­ала. Журналисты, специалисты по маркетингу или опросам обществен­ного мнения тоже задают вопросы людям и обобщают факты. Но подоб­ная процедура не имеет отношения к эмпирическому исследованию в социологии, ибо они не выдвигают и не проверяют гипотезы.

Роль гипотез в научном познании невозможно переоценить. Гипотезы — стержень научной теории. Ради них она и создается. В гипотетической фор­ме выражена связь явлений. Все другие элементы социологического иссле­дования — программа, рабочий план, инструментарий, выборка, сбор дан­ных, их обработка и анализ — играют обслуживающую роль. Ведь сущность человеческого мышления выражается в установлении зависимости, тенден­ций, закономерностей.

Научная гипотеза — это теоретическое утверждение о предполагаемой связи двух или нескольких явлений, выраженных понятиями. В гипотезе предполагается причинно-следственная связь между одной и другой груп­пой фактов. С одной стороны, гипотеза — это вероятностное знание, кото-

рое требует эмпирического подтверждения, обращения к фактам. С другой — гипотеза представляет собой новое знание, которого не содержалось в исход­ных постулатах теории. После проверки данной гипотезы на соответствие-несоответствие фактам она должна быть обоснована теоретически. Итак, существуют два способа подтверждения гипотезы: эмпирический и теорети­ческий. В первом случае гипотеза получает право на существование, право на жизнь. Во втором — обосновывается ее статус в системе научного знания, определяются ее место, функции и роль. Поэтому методологи утверждают, что гипотеза должна иметь двойной статус — быть логически (теоретичес­ки) и эмпирически истинной, о чем мы поговорим ниже.

Теория является системой гипотез, объединенных отношениями выводи­мости. Гипотезы — главный элемент теории на стадии ее формирования и проверки. Ученый проверяет не столько саму теорию, сколько ее гипотезы. Устанавливая истинность гипотез, он доказывает истинность самой теории.

Правда, существует более сильное допущение о связи гипотез и теории. Оно гласит, что гипотезы, которые в данный момент проверяет на опыте ученый, это не часть теории, а вся теория. Действительно, кроме гипотез в теории имеются постулаты — бывшие гипотезы, получившие со временем статус доказанных аксиом. Но в науке не существует неопровержимых ис­тин. В таком случае обе части теории — система исходных постулатов и си­стема только что выдвинутых гипотез — одинаково проблематичны. «По­скольку каждое из предложений теории, в том числе ее постулаты, может быть опровергнуто, теория состоит из гипотез. Нет ни одной научной тео­рии, получившей окончательное подтверждение, зато любая из них опро­вергается частично либо полностью»1. В нашей стране в течение 70 лет не­опровержимой и единственно правильной считалась марксистская теория общества. Но в начале 90-х гг. Россия от социализма перешла к капитализ­му, и возникли сомнения в истинности некогда абсолютной теории, а позже она подверглась серьезной критике.

Жизнь показала неосуществимость некоторых постулатов марксистско-ленинской теории, в том числе о непрерывности перехода общества от ста­дии социализма к фазе коммунизма. Сторонники этой теории могут утвер­ждать, что виновато не учение, а его плохое воплощение в СССР; против­ники этой теории могут утверждать, что она ошибочна. Но ни те, ни другие не смогут опровергнуть утверждения: «если в стране победил социализм, то она становится страной победившего коммунизма, не претерпевая револю­ционной ломки». Поэтому никакие поражения практики социализма не могут опровергнуть ее теорию в глазах сторонников. Они будут находить все новые причины того, почему каждая последующая реализация теории на практике была искажена, и уводить теорию марксизма от критики. А это значит, что марксизм всегда останется гипотезой, истинность которой люди вновь и вновь захотят проверить на практике.

Хотя с логической точки зрения гипотеза представляет собой условно-категорическое умозаключение по формуле «если... то...», любое предполо­жение о социальной реальности можно считать гипотезой. В широком смысле гипотеза — это вопрос. Научная гипотеза — это вопрос, заданный в соответ-

1 Батыгин Г.С. Лекции по методологии социологических исследований: Учеб. для высших учебных заведений. М., 1995. С. 119.

ствии с научными правилами. Когда на вопрос получен ответ (подтвержде­ние), гипотеза становится неотъемлемой частью научного знания. Совсем необязательно называть гипотезой суждение типа: «Если рабочий класс имеет более низкий по сравнению со средним классом уровень образования, то он меньше участвует в активном создании культурных ценностей». Хотя имен­но такие образцы больше всего ценятся в науке. Можно сформулировать более простое суждение, например: «Рабочие реже читают литературу, по­сещают театры и музеи по сравнению с представителями других классов», — проверить его на практике и считать, что подтверждена или опровергнута научная гипотеза. Формулировка «если... то...» больше подходит для выдви­жения причинно-следственных (каузальных) гипотез. Но они могут быть также и описательными, как в нашем случае. Каузальная гипотеза может принимать и другие формы, к примеру, «чем... тем...». В таком случае уче­ный ставит в предположительную зависимость два явления (процесса) и ус­танавливает между ними количественную причинно-следственную связь: «Чем выше смертность населения, тем быстрее сокращается его численность при условии отсутствия внешнего пополнения».

Пример научной гипотезы из научно-исследовательского проекта «Детер­минация солидарного сознания и солидарных действий» (Институт социо­логии РАН, руководитель — проф. В.А. Ядов): «Вероятность участия в соли­дарных акциях (рабочих) тем выше (при прочих равных условиях), чем бо­лее высоки признаки солидарного сознания на трех уровнях: уровне ценностей, уровне обобщенных установок и уровне поведенческой готовно­сти к действию». Для проверки гипотезы предполагается разработать обоб­щенный тест на измерение состояний (составляющих) солидарного созна­ния и после валидизации проверить его предсказательную силу путем сопо­ставления полученных показателей с фактическим поведением обследуемых в реальной ситуации трудового конфликта.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-06-04; Просмотров: 1523; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.017 сек.