Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Разгром социологии




Переломным этапом и вместе с тем началом нового периода в послерево­люционном развитии отечественной социологии следует считать 1922 г. В этом году В.И. Ленин поставил вопрос о коммунистическом контроле про-

ухарин Н.И. Теория исторического материализма: Популярный учебник марксистской социоло­гии. М. Пг.: Госиздат, 1922.

грамм и содержания курсов по общественным наукам; многим профессорам, в связи с их враждебностью марксизму, была запрещена преподавательская деятельность. В конце 1922 г. во всех центральных университетах закрылись кафедры общей социологии. В это время почти во всех петроградских вузах были созданы кафедры общественных форм. Новая учебная дисциплина преподавалась до 1924 г. Иногда ее называли генетической социологией, так как это был искусственно разработанный вариант социологизированной истории. С 1923/24 учебного года впервые в университете и институтах Пет­рограда были введены лекции и семинары по историческому материализму, которые читали М.В. Серебряков, В.А. Быстрянский, Н.Н. Андреев, Э.Э. Эс­сен, Б.А. Фингерт, И.С. Плотников и другие марксисты. С этого времени в ленинградских вузах начинается преподавание «подлинно научной социо­логии»54.

За пределы страны в это время было выслано около 160 деятелей науки и культуры55. В эмиграцию отправились П.А. Сорокин, С.Н. Булгаков, Н.А. Бердяев, П.Б. Струве, С.Л. Франк, А.В. Пошехонов, В.А. Мякотин, П. Милюков, В. Чернов, Г. Гурвич, Н. Тимашев, Ф. Степун, С. Франк, П. Новгородцев, Е. Спекторский и многие другие выдающиеся философы и социологи. Другая часть старой интеллигенции56 пыталась как-то вписаться в новый контекст обществоведческой науки, найти свое место в социалис­тическом обществе, влиться в ряды марксистов.

Социологическая тематика разрабатывалась в исследовательских и учеб­ных учреждениях промарксистской ориентации, среди которых ведущую

Социологический образ мышления 1. Доказано, что в бедных семьях детей рож­дается больше, чем в богатых. 2. В 90-е гг. уровень жизни снизился в Рос­сии в несколько раз. 3. Следствие: уровень рождаемости должен заметно возрасти. Таков формально-логический силлогизм. Он верен с теоретической точки зрения, но неве­рен с практической. В 90-е гг. на одну семью приходилось 1,1 ребенка. Это меньше, чем во всех европейских странах, и меньше, чем ког­да-либо в истории России. Специфика социологических силлогизмов в отличие от философских состоит в том, что каждую посылку, кроме вывода, можно под­твердить статистикой.

роль играл Институт красной профессу­ры. Он был создан в 1921 г. в Москве по инициативе В. И. Ленина для подготов­ки преподавателей-марксистов высшей квалификации. В 1922 г. в Петрограде при Коммунистическом университете был создан Научно-исследовательский институт, который наряду с подготов­кой квалифицированных кадров зани­мался исследовательской деятельностью в области гуманитарных наук. В 1922— 1924 гг. создаются Коммунистические университеты в Омске, Харькове, Каза­ни, Смоленске и других городах. В 1924 г. Социалистическая академия общественных наук, основанная в 1918 г., была переименована в Коммунистическую академию. В 1925 г. при Коммунистической академии были созданы общество статистиков-маркси­стов под руководством М.Н. Фалькнер-Смита и С.Г. Струмилина и Обще-

Социология: история, основы, институционализация в России. 2002 // Русский Гуманитарный Ин­тернет-Университет: http://www.i-u.ru/biblio/arhiv/books/novikova_soc/soc_novl4.asp Новиков Н.В. Условия возникновения и развития социологии в России // Русская социология: Меж-вуз. сб. / Под ред. А.О. Бороноева. СПб.: Изд-во СПб. ун-та, 1993. С. 14.

Среди них Н.И. Кареев, Н.А. Гредескул, Е.В. Тарле (позднее они даже избирались членами Акаде­мии Наук СССР), М.К. Лемке, К.М. Тахтарев, В.В. Святловский, В.С.Серебренников, Н.С.Дер­жавин, А.Ф. Кони, Н.Я. Марр, В.А. Быстрянский, А.И.Тюменев, Н.Н.Андреев, Е.А. Энгель.

ство историков-марксистов, в которое вошли М.Н. Покровский, В.П. Вол­гин, П.О. Панкратова и др.

Университетские аудитории в это время наполнили рабфаковцы, а кафед­ры заняли партийные и идеологические работники. Компартия и советское правительство вели активную работу по подготовке собственных марксист­ских кадров. Особое внимание уделялось совершенствованию работы выс­шей школы, укреплению ее марксистскими преподавательскими кадрами. В ноябре 1922 г. СНК РСФСР принял постановление «Об установлении пе­речня обязательных для вузов общественных дисциплин», которое вводило в высшей школе изучение исторического материализма, политической эко­номии, истории ленинизма, истории социализма. Особое внимание уделя­лось пропаганде и изучению теоретического наследия основоположников марксизма. Широкая популяризация идей исторического материализма в журналах «Большевик», «Вестник Социалистической академии», «Под зна­менем марксизма» послужила основой для постепенной перестройки идеоло­гических отношений.

По существу начавшийся процесс означал уничтожение научной социо­логии: вместо объективного анализа, позволяющего обнаружить болевые проблемы развития общества, появился совершенно особый стиль препари­рования действительности, который, по аналогии с литературой, можно было бы назвать «социологическим реализмом». Его главная цель — иллюстрация достижений социализма, борьба с чуждой идеологией и преданность зако­нам классовой борьбы. Научные дискуссии сами собой прекращаются, по­скольку основные оппоненты марксистов оказались кто за рубежом, кто в лагерях, а кто-то был расстрелян. Подобная атмосфера воцарилась не толь­ко в социологии, но и во всем обществознании. Некому было продолжать классические традиции отечественной социологии. Освободившееся место в 30—40-е гг. заняла генерация последовательных марксистов.

Еще 1918 г. были предприняты первые шаги по реорганизации вузов. Декретом Совнаркома были отменены все ученые степени и звания, введе­на выборность профессуры и коллегиальность руководства, означавшие в условиях советского режима отмену прежних академических свобод, поли-




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-06-04; Просмотров: 378; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.008 сек.