КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Л. Г. Горскова
Врезка Елецкий рабфак (1919 — 1939} В 1919 г. молодое советское государство ввело общеобразовательные учебные заведения под сокращенным названием рабфак (рабочий факультет). Они готовили молодежь и даже более зрелых людей к поступлению в вузы. Я, например, конкретно знаю, что в 30-е гг. на нашем рабфаке учился мой отец с товарищами, кото-Рым было более 30 лет. Рабфаки должны были Дать возможность «пролетаризировать» высшую школу. В них обучались рабочие и крестьяне. У меня сохранился опросный лист 30-х гг. для вновь поступающих на Елецкий рабфак. Этот лист хранился в нашем домашнем архиве. За- полнял его мой муж и черновой вариант сохранил на память. Подлинник такого опросного листа я передала в музей пединститута. По-видимому, такая форма опросного листа была принята с самого начала рабфака. Наиболее интересен и особенно важен был при зачислении в рабфак пункт 20: Социальное положение родителей: а) рабочий, батрак; б) колхозник; в) единоличник и какой именно социальной группы (бедняк, середняк, кулак); г) служащий; д) специалист, научный работник, инженер, агроном, врач, учитель и т.д.; е) кустарь; ж) торговец. Социальное прошлое родителей висело над их детьми. Только в связи с недобором в рабфаках учились и дети бывших нэпманов. Информация с веб-сайта: http://elsu.ru/about/ hist_p2.html тической неприкосновенности университетской профессуры, гордившейся своим положением, привилегиями и статусом. Вузовская реформа привела к радикальному обновлению социального состава как студенчества, так и преподавателей. Уровень подготовки тех и других снизился. Приблизить уровень компетентности абитуриентов к требованиям вуза призваны были знаменитые рабфаки — прообраз современных подготовительных факультетов для выходцев из рабочего слоя и нижнего слоя среднего класса.
Первый рабфак — рабочий факультет, созданный по Постановлению Совнаркома, открылся в России уже в 1919 г. В декабре 1919 г. на базе рабфака в Петроградском университете была создана первая в России общественная организация ученых марксистского направления — Научное общество марксистов (НОМ). В него вошли ученые, желающие сотрудничать с рабоче-крестьянской властью в области культурного строительства, а также желающие овладеть научной идеологией марксизма. Глубокий социальный и политический кризис, экономическая разруха, вызванная мировой и гражданской войнами, сказались на деятельности ученых и на состоянии издательской базы. В начале 1922 г. советское правительство установило контроль за работой частных издательств, что существенно повлияло на уменьшение печатной пропаганды реакционных идей. В системе Госиздата по предложению В.И. Ленина были образованы цензурные комитеты и политотделы. Они незамедлительно принялись задело: из представленных в 1922 г. в цензуру Петроградского политотдела 44 частными издательствами 190 рукописей только 10 были разрешены к печати57. В середине 1920-х гг. перестали выходить пробуржуазные журналы «Мысль», «Экономист», «Утренник», «Начала», «Литературные записки». Их место заняли периодические издания марксистской оирентации: «Под знаменем марксизма», «Вестник Коммунистической академии», «Большевик», «Коммунистический Интернационал», «Красная новь», «Под знаменем коммунизма», «Борьба классов», «Пламя», «Книга и революция», «Записки Научного общества марксистов». На их страницах освещались проблемы марксистской теории, велись многочисленные дискуссии по вопросам философии, социологии, политической экономии, публиковались материалы в помощь преподавателям и получающим марксистское образование.
К сожалению, точной статистики о динамике социологической печати у нас нет, а имеющиеся в литературе данные оказываются весьма противоречивыми: резкое увеличение сменилось столь же резким сокращением. По одним данным, в 1917 г. количество книг по социологии возросло до 148, в 1918 г. их уже было 18858. По другим, количество публикаций на социологические темы сократилось в 1918 г. по сравнению с 1916 г. более чем в два раза, в 1919 г. падение числа публикаций продолжалось. Лишь в 1922 г. оно приблизилось к уровню 1917 г.59 Возможно, именно таким был объективный процесс колебания печатной конъюнктуры, формируемый не без вмешательства государства. 57 Клушин В.И. Первые ученые-марксисты Петрограда. Историко-социологический очерк. Л.: Лен-издат, 1971. С. 90-91. 58 Голосенко И.А., Козловский В. В. История русской социологии XIX—XX вв. М.: Онега, 1995. С. 32. 59 Голенкова 3., Гридчин Ю. Историко-социологическая проблематика // Социология в России /Подред. В.А. Ядова. 2-е изд., перераб. и доп. М.: Издательство Института социологии РАН, 1998.С. 51. С середины 1920-х гг. началось стремительное развитие марксистской социологии. Выпускается социологическая литература теоретико-методологического профиля, которая была посвящена определению предмета марксистской социологии, истории становления социологии марксизма и ее противостоянию с буржуазной социологией, определению места марксистской социологии среди других общественных наук. В вузах начинается преподавание исторического материализма как самостоятельного учебного предмета. Любой повод мог служить причиной политической травли, даже вымышленный, заранее сфабрикованный. Летом 1928 г. Верховным судом слушалось «Шахтинское дело». Среди 53 обвиняемых, еще до суда объявленных членами вредительской организации, большинство являлись инженерно-техническими работниками. «Процесс Промпартии (25 ноября — 7 декабря 1930 г.) сопровождался форменной истерией. Мимо Дома союзов, где вскоре должен был состояться суд, прошло 1,2 миллиона москвичей. В едином порыве демонстранты требовали "расстрелять контрреволюционную сволочь!"... И суд внял "воле народа". Пятерых главных обвиняемых — крупных специалистов — приговорили к расстрелу»60.
В 1936 г. выходит печально известное постановление «О педологических извращениях...», в соответствии с которым в стране были закрыты и уничтожены сотни научно-исследовательских лабораторий, занимавшихся НОТ, психотехническими и педагогическими исследованиями, профессиональным тестированием и др. Над каждым ученым, инженером, специалистом висел дамоклов меч обвинения во вредительстве. Любой промах — а в новаторском деле он просто неизбежен — оценивался не экспертами или научным советом. Он становился предметом тщательного разбирательства партийных органов и НКВД. В соответствии с логикой усиления классовой борьбы и разоблачения вредителей в любой технической неполадке начинают видеть политическую ошибку, в производственном сбое или аварии — измену социализму. Форму общественного психоза приняла кампания «спецеедства» — искусственно поощряемая ненависть отсталых слоев рабочего класса к образованной интеллигенции. Окончательно разгром социологии, впрочем, как и других социальных наук, в том числе психологии и экономики, произошел в середине 1930-х гг. В 1936 г. появилась принципиально важная статья, где разъяснялось, что марксистская общественная наука это и есть социология, и нет никаких оснований считать данное слово опошленным буржуазными учеными61. Наиболее ценный момент статьи заключался в определении идейного статуса социологии: заявлялось, что слово «социология» употреблено И.В. Сталиным «в положительном смысле»62. Однако вскоре большевики-ленинцы стали говорить совсем другое: социология является буржуазной лженаукой, не только несовместимой с марксизмом, но и враждебной ему63. Слово «социология» оказалось вне закона и было изъято из научного обихода, постепенно ушли в небытие социологи-профессионалы. Статистика как источник ин- f'° Крыштановская О.В. Инженеры // Социологические исследования. 1988. № 3. С. 76. 61 Коэн С.Бухарин: Политическая биография: 1888-1938/ Пер. с англ. Ю. Четвергова, Е. Четвергова,В. Козловского. М.: Прогресс, 1988. С. ПО.
62 Сталин И.В. Об оппозиции. М.: Госиздат, 1928. С. 532. 61 Зеленое М.В. Главлит и историческая наука в России в 20-30-е годы // Вопросы истории. 1997. № 3. С. 53. формации претерпела в начале 30-х гг. серьезные изменения: во-первых, социальная и экономическая информация для открытой печати подвергалась сильной цензуре, во-вторых, некоторые важнейшие показатели развития страны существенно завышались. В конечном счете статистика, как и другие сферы общественной жизни, была постепенно огосударствлена.
Во второй половине 30-х гг. — как прямое следствие усиления культа личности и созданной им Административной Системы — насильственно сворачивается весь комплекс наук, связанных с изучением социальных проблем труда. В 1934 г. был незаконно репрессирован один из лидеров прикладной экономической социологии И.Н. Шпильрейн, в 1936 г. «закрываются все лаборатории по промышленной психотехнике и психофизиологии труда, прекращается изучение вопроса о развивающейся роли труда, сочетаемого с овладением теоретическими знаниями; в значительной степени свертывается работа Центрального института труда (ЦИТ) и местных институтов труда и т.д.»64. Прикладные науки о труде обвиняют в идеализме и методологической нейтральности, им навешивается ярлык «буржуазной» и «внепартийной» науки. «Сворачивается социологическое образование, кафедры закрываются, ведущие социологи высланы или репрессированы, а само слово «социология» вновь надолго уходит из оборота... Социологии не находится места в системе научных дисциплин, нет речи и о профессиональном объединении социологов. Энтузиазм, социальный активизм нередко оказываются неуместными и даже опасными: тоталитарное государство сурово пресекает общественные инициативы и социальный критицизм; интеллигенция первой оказывается под подозрением и всячески притесняется. Контактов с другими странами почти нет, всемерно подчеркивается уникальность советского опыта построения нового общества»65. В результате отечественная теоретическая и прикладная социология серьезно отстали от требований научно-технического прогресса и мировой науки. Оценивая итоги второй фазы послереволюционного этапа развития отечественной социологии, специалисты из Института социологии РАН 3. Го-ленкова и Ю. Гридчин совершенно справедливо пишут: «Дискуссии рубежа 20—30-х гг. нельзя рассматривать иначе, как начало превращения обществоведения в инструмент не только пропаганды, а именно апологетики "генеральной линии". Эти дискуссии были использованы в политических целях и долгое время в советской литературе оценивались как "борьба за ленинский этап в философии и социологии". Уроки и результаты этих дискуссий, подчас трагические, — пример попрания не только этики научного спора, но и элементарной человеческой нравственности; теоретические споры нередко сопровож- 64 Петровский А.В. Непрочитанные страницы истории психологии — тридцатые годы // Психологический журнал. 1988. Т. 9. № 4. С. 136-137. 65 Бутенко И.А. Российское общество социологов: краткий курс истории объединения. М.: Изд-во«Институт социологии РАН», 2000. С. 9. дались наклеиванием ярлыков и политическими доносами. Нравственная атмосфера, сложившаяся после этого, заставила многих исследователей-обществоведов либо отойти от изучения советского общества и переключиться на историю философии, логику, либо занять позицию выжидания, пассивной обороны, либо следовать в фарватере официально провозглашенных догм. Специализированная историко-социологи-ческая проблематика в значительной мере "перекочевала" в историко-философские работы, исследования по истории исторического материализма и критике немарксистской социологии. Причем если до 1930 г. еще продолжали издаваться работы Н.А. Бердяева, С.Л. Франка, А.С. Лаппо-Данилевского, К.М. Тахтарева, МИ. Туган-Барановского, В. Зомбарта, О. Шпенглера, М. Вебера, то позже практически не вышло ни одной работы. Резко изменились тон и содержание критических публикаций»66. В социологии новая генерация советских специалистов черпала аргументы уже не из научно установленных фактов, а «диалектически». Оборотной стороной подобной «диалектики» стало возрождение позитивизма в духе Кон-та, когда эмпирические факты прямо привязывались к абстрактной теории. В 30—50-е гг. советская социология оказалась в той же ситуации, в какой находилась французская в середине XIX в.: она с муками и в противоречиях рождалась из недр абстрактной философии и голого натурализма. В конце 30-х гг. была реформирована Академия наук, созданы новые научные и учебные учреждения, Высшая аттестационная комиссия, многоуровневая система политического образования, установлены достаточно высокие должностные оклады и ставки для научных сотрудников и преподавателей. Все это предопределило развитие инфраструктуры советской науки на ближайшие 60 лет (только к середине 1990-х гг. можно говорить о том, что старая научная инфраструктура в стране была окончательно подорвана и на ее месте в общем и целом, пусть с огромными противоречиями и издержками, встала новая система институциализации науки). Административная система в приказном порядке упразднила социологию, а затем попыталась обосновать свои действия теоретически. Так, в разделе о диалектическом и историческом материализме «Краткого курса истории ВКП(б)» целая область социального знания, а именно исторический материализм, вопреки научной логике была возвращена в сферу умозрительной философии. Заодно с социологией некоторые ортодоксально настроенные марксисты пытались выбросить и философию, правда, не любую (поскольку К. Маркс сам являлся философом), а лишь буржуазную. Ярким примером может служить статья С. К. Минина в журнале «Под знаменем марксизма» с характерным названием «Философию за борт!»67. О главных моментах институциализации социологии в 1940-е гг. сообщает проф. Г. С.Батыгин, много лет изучавший архивные материалы: «К осени 1946 г. в Институте философии Академии наук появилось нечто похожее на социологическое подразделение — сектор, которым руководил профессор М.П. Баскин. Программа сектора социологии вы- 66 Голенкова 3., Гридчин Ю. Историко-социологическая проблематика //Социология в России/Подред. В.А. Ядова. 2-е изд., перераб. и доп. М.: Издательство Института социологии РАН, 1998. С. 53. 67 Минин С.К. Философию за борт! // Под знаменем марксизма. М. 1922. № 5-6. ражена в его протоколах следующим образом: "Теперь, когда введено слово "социология", очень важно отбросить архивные категории социологии. Нужно взять плоть и кровь материалов по социологическим учениям..." М.П. Баскин занимался изучением и критикой зарубежных социологических концепций и получал поддержку со стороны начальника Управления пропаганды ЦК ВКП(б) Г.Ф. Александрова и Ю.П. Францева — в то время завотделом печати Министерства иностранных дел СССР. Александров, Францев и Баскин активно публиковали статьи с анализом и критикой западных социологических концепций в научной и политической периодике. В "команду" Александрова входили будущие руководители советской общественной науки П.Н. Федосеев (возглавлявший теоретический журнал ЦК ВКП(б) "Большевик"), М.Т. Иовчук, B.C. Кружков. Собственно говоря, роль Баскина заключалась в том, чтобы обеспечивать "социологический триумвират" реферативным материалом и доводить творческие идеи Александрова до конечного результата. Так или иначе, работа Александрова, Францева и Баскина имела исключительно важное значение для формирования жанра "критики буржуазной социологии" и рецепции западных идей в период, предшествовавший коренным изменениям в тематической программе советского марксизма»68. До конца 1950-х гг. социология фактически прекратила существование. Ее ренессанс начался в период либеральных хрущевских преобразований и закончился в 1972 г. «разгромом» Института конкретных социальных исследований АН СССР69. После этого начался новый период, который американский историк Д. Шалин называл «веком серости»70.
Дата добавления: 2015-06-04; Просмотров: 518; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |