Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Методика косвенного измерения системы самооценок




Эта методика создана на основе соединения принципов проективного и психосемантического подходов. Использование проективной процедуры позволяет избежать феноменов социальной желательности в самопризентации, вскрывает не вполне вербализуемые и неосознаваемые аспекты самосознания. Однако, как и все проективные техники, эта процедура сама по себе способна диагностировать самооценку лишь в общем, виде. Психосемантические методы позволяют исследовать самооценку более дифференцированно с учетом ее внутренней структуры и ее связи с самосознанием личности. В качестве стимульного материала используются схематические изображения человеческого лица, из схемы лица исключен рот, т.к. эксперименты показали, что линия рта может давать систематический сдвиг восприятия лица по определенным параметрам. Испытуемому предлагается предварительно ознакомится с набором карточек, карточек всего 10 штук, 10 – число большее объема кратковременной памяти, но и сравнительно небольшое, чтобы испытуемый мог ориентироваться в предъявляемых рисунках. Затем испытуемому предлагается разложить карточки по степени убывания приятности изображенных лиц, просят описать первое и последнее изображения, эти описания фиксируются экспериментатором, затем смешав карточки экспериментатор предлагает разложить их по ряду параметров, часть этих параметров стандартна, т.е. предлагается всем испытуемым: ум, доброта, здоровье… Другая часть параметров предлагается на основе тех качеств, которые испытуемый назвал при описании первой и последней карточки, и, наконец, предлагается разложить карточки по похожести на себя. Инструкция: проверим ваше воображение, перед вами 10 карточек со схематическим изображением лиц, разложите карточки так, чтобы слева была та, которая вам нравится больше всего, а справа меньше всего. Опишите человека чье лицо изображено на карточке, которая понравилась вам больше всего. А теперь опишите лицо человека, чье лицо изображено на карточке, которая понравилась вам меньше всего. Разложите карточки в ряд, чтобы слева была та на которой изображено самое умное лицо, а справа та, на которой изображено самое глупое лицо, а между ними карточки лежали в порядке убывания лиц.

Далее по формуле Спирмена вычисляется коэффициент ранговой корреляции между:

а) ранжировкой «нравится» и ранжировкой «по всем параметрам» (ум, доброта…)

б) «похожесть на себя» и «по всем параметрам»

в) «нравится» и «похожесть на себя»

Предполагается что:

а) первый ряд коэффициентов дает некоторую шкалу ценностей данного испытуемого

б) второй ряд коэффициентов дает шкалу реальных самооценок по ранжируемым качествам

в) последний коэффициент будет характеризовать общую степень принятия себя.

Эта методика позволяет судить не только об общем принятии себя и частных самооценках испытуемого, но и о том на сколько значима данная самооценка для принятия себя, на сколько данное качество ценится испытуемым.

Для того чтобы получить информацию об определенной группе испытуемых методику можно изменить таким образом, чтобы она отражала специфические цели исследования данной группы, например, при исследовании трудных подростков можно изучить их сферу социального Я, задавая категории типа: «Я такой, каким меня видят окружающие», «…каким я хотел бы быть». При исследовании диадических отношений в супружеских парах можно предложить жене разложив карточки «встав на точку зрения мужа» по отношению к самой себе, или даже вместо мужа. Это даст возможность получить рефлексивную оценку самооценки, отраженное отношение к себе и прочее.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-06-04; Просмотров: 614; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.01 сек.