Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Л. Хьелл, Д. Зиглер




НАСИЛИЕ ПО ТЕЛЕВИДЕНИЮ: МОДЕЛИ АГРЕССИИ В КАЖДОЙ ГОСТИНОЙ1

Очевидно, что не все научение через наблюдение ведет к социально приемлемым результатам. Действительно, люди могут научиться неже­лательным и антиобщественным формам поведения посредством тех же процессов, которые благоприятствуют развитию сотрудничества, сопере­живания, альтруизма и навыков эффективного решения проблем. Давно предполагалось, что насилие, демонстрируемое в средствах массовой ин­формации, особенно по телевидению, негативно влияет на зрителей.

Начиная с лабораторных исследований, предпринятых Бандурой и его коллегами в 1960-х годах2, было собрано значительное количество данных о влиянии телевизионного насилия на социальное поведение. Эти труды, к которым исследователи неоднократно обращались3, показывают, что длительная экспозиция насилия по телевидению может приводить к: 1) увеличению агрессивности поведения; 2) уменьшению факторов, сдерживающих агрессию; 3) притуплению чувствительности к агрессии; 4) формированию образа социальной реальности, на котором основывают­ся многие из таких действий. Давайте более подробно остановимся на этих влияниях.

1 Хьелл Л., Зиглер Д. Теории личности. СПб.: Питер, 2000. С. 397-401.

2 См.: Bandura A. Influence of model's reinforcement contingencies on the acquisition
of imitative responses // Journal of Personality and Social Psychology. 1965. 1. P. 589-595;
Bandura A., Ross D., Ross S. Imitation of film-mediated aggressive models // Journal of
Abnormal and Social Psychology. 1963. 66. P. 3-11.

3 См.: Bandura A. Psychological mechanisms of aggression // M. Von Cranach, K. Foppa,
W. LePenies, D. Ploog (Eds.). Human ethology: Claims and limits of a new discipline.
Cambridge, MA: Cambridge University Press, 1979; Eron L.D., Huesmann L.R. The role of
television in the development of prosocial and antisocial behavior // D. Olweus, M. Radke-
Yarrow, J. Block (Eds.). Development of antisocial and prosocial behavior. Orlando, FL:
Academic Press, 1985; Geen R.G., Thomas S.L. The immediate effects of media violence on
behavior // Journal of Social Issues. 1986. 42. P. 7-28.


Хьелл Л,, Зиглер Д. Насилие по телевидению: модели агрессии 251

Наибольшее число фактов, свидетельствующих, что насилие, демонст­рируемое в кино, способствует агрессивному поведению, получено из лабо­раторных исследований. Обычно испытуемые смотрели фрагмент програм­мы либо с демонстрацией насилия, либо возбуждающей, но без показа на­силия. Затем им давали возможность выразить агрессию по отношению к другому человеку, чаще при помощи регулируемого электрического разря­да, который, как они знали, будет болезненным. Хотя были случайные ис­ключения1, исследователи обычно обнаруживали, что испытуемые, которые смотрели программу, показывающую насилие, действовали более агрессив­но, чем те, кто видел программу без демонстрации насилия2. Хотя такое ис­следование очень наглядно, у него есть некоторые серьезные ограничения. Воздействие сохраняется в течение краткого промежутка времени и дей­ствия, посредством которых экспериментатор предлагает нанести вред дру­гому человеку, далеки от реальной жизни (например, нажатие кнопки для электрического разряда). Следовательно, уместно спросить, насколько су­щественна информация о влиянии телевидения и агрессивных фильмов, полученная при помощи этих исследований, для повседневной жизни.

Чтобы ответить на этот вопрос, несколько ученых провели полевые исследования по измерению влияния демонстрации насилия в различные периоды времени вне лабораторных условий3. Среди этих лонгитюдных статистических исследований наиболее достойна внимания работа Ирона и его коллег4. В 1960 г. они провели обследование среди школьников третьего года обучения (875 мальчиков и девочек) в полуаграрном город­ке северной части штата Нью-Йорк. Они изучили некоторые поведенчес­кие и личностные характеристики этих детей, а также собрали данные об

1 См.: Freedman J.L. Television violence and aggression: A rejoinder // Psychological
Bulletin. 1986. 100. P. 372-378.

2 См.: Friedrich-Cofer L., Huston A.C. Television violence and aggression: The debate
continues // Psychological Bulletin. 1986. 100. P. 364-371; Geen R.G. Aggression and
television violence // R.G. Geen, E.I. Donnerstein (Eds.). Aggression: Theoretical and
empirical reviews: Vol. 2. Issues in research. N. Y.: Academic Press, 1983; Geen R.G., Tho­
mas S.L.
The immediate effects of media violence on behavior // Journal of Social Issues.
1986. 42. P. 7-28; Huesmann L.R., Malamuth N.M. Media violence and antisocial behavior:
An overview // Journal of Social Issues. 1986. 42. P. 1-6.

3 См.: Eron L.D. The development of aggressive behavior from the perspective of a
developing behaviorism // American Psychologist. 1987. 42. P. 425-442; Hicks D. Effects
of co-observer's sanctions and adult presence on imitative aggression // Child Development.
1968. 39. P. 303-309; Leyens J., Camino L., Parke R., Berkowltz L. Effects of movie violence
on aggression in a field setting as a function of group dominance and cohesion // Journal of
Personality and Social Psychology. 1975. 32. P. 346-360; Singer J.L., Singer D.G. Television,
imagination, and aggression: A study of preschoolers. Hillsdale, N.J.: Erlbaum, 1981.

4 См.: Eron L.D. Prescription for reduction of aggression // American Psychologist.
1980. 35. P. 244-252; Eron L.D., Huesmann L.R., Lefkowitz MM., Walder L.O. Does television
cause aggression? // American Psychologist. 1972. 27. P. 253-263; Eron L.D., Huesmann L.R..
Debow E., Romanoff R., Yarmel P.
Aggression and its correlates over 22 years // D. Crowell,
I. Evans, С O'Donnell (Eds.). Childhood aggression and violence: Source of influence, prevention
and control. N. Y.: Plenum, 1987.


252 Тема 14. Развитие личности

их родителях и домашнем окружении. Основным открытием этого на­чального исследования было то, что восьмилетние дети, предпочитающие телевизионные программы, показывающие насилие, числились среди наи­более агрессивных в школе. Через десять лет ученые провели повторное обследование 427 из этих детей, чтобы изучить связь между количеством и содержанием телевизионных программ, которые они смотрели в возра­сте 8 лет, и тем, насколько агрессивны они были теперь. Они обнаружи­ли, что частое наблюдение насилия в восьмилетнем возрасте в какой-то степени предсказало агрессивность в возрасте 18 лет. Дети, отнесенные к агрессивным своими восьмилетними сверстниками, оценивались как агрессивные и подростками, знавшими их в 18-летнем возрасте, т.е. на­блюдалась стабильность в агрессивном поведение на протяжении 10 лет. Более поразительным, однако, было открытие, что дети, считающиеся аг­рессивными в восьмилетнем возрасте, в три раза чаще привлекали вни­мание полиции в течение последующих 10 лет, чем те, кто был неагрес­сивен1. Фактически, единственным наилучшим предсказателем мужской агрессии в возрасте 18 лет, даже после контроля на враждебность по дру­гим факторам, была степень насилия в телевизионных программах, кото­рые они предпочитали смотреть в восьмилетнем возрасте2.

Не так давно Ирон и его коллеги3 сообщили о втором исследовании свыше 400 индивидов из той же группы, которым к этому времени было приблизительно по 30 лет. Как и ранее, агрессивное поведение было ста­бильным на протяжении всего времени, прошедшего от предыдущего об­следования, а наиболее агрессивные дети не только имели неприятности с законом, но также были более жестоки со своими женами и детьми 22 года спустя. Более того, исследователи обнаружили значительную связь между количеством программ, показывающих насилие, которые смотрели дети в восьмилетнем возрасте, и вероятностью того, что они будут обвинены в се­рьезном преступлении в возрасте 30 лет (рис. 1). Следовательно, тяжесть уголовных преступлений, совершенных в возрасте 30 лет, прямо зависит от количества телевизионных программ, демонстрирующих насилие, которые были просмотрены в восьмилетнем возрасте. Ирон признает, однако, что статистическая природа его исследования, построенного на вычислении корреляции, не позволяет говорить о каких-то определенных причинно-следственных отношениях4.

1 См.: Lefkowitz M.M., Eron L.D.,Walder L.O., Huesmann L.R. Growing up to be violent.
N. Y.: Pergamon Press, 1977.

2 См.: Eron L.D. Prescription for reduction of aggression // American Psychologist.
1980. 35. P. 244-252.

3 См.: Eron L.D., Huesmann L.R., Debow E., Romanoff R.,Yarmel P. Aggression and its
correlates over 22 years // D. Crowell, I. Evans, C. O'Donnell (Eds.). Childhood aggression
and violence: Source of influence, prevention and control. N. Y.: Plenum, 1987.

4 См.: Eron L.D. The development of aggressive behavior from the perspective of a
developing behaviorism // American Psychologist. 1987. 42. P. 425-442.


Хьелл А., Зиглер Д. Насилие по телевидению: модели агрессии



 



Мужчины

35 30

25 |

20 15


Женщины




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-06-04; Просмотров: 1047; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.01 сек.