Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Диагностика межличностных отношений на основе субъективных предпочтений




Классификация проективных методик

 

Проективные методики предполагают, в основном, индивидуальную работу с испытуемым и в большей своей части бывают бланковыми или предметными. Различают несколько групп проективных методик:

Методики структурирования: формирование стимулов, придание им смысла (тест чернильных пятен Роршаха, тест облаков, тест трехмерной проекции).

Методики конструирования: создание из оформленных деталей осмысленного целого (МАР, тест мира и его разнообразные модификации).

Методики интерпретации: истолкование какого-либо события, ситуации (ТАТ, тест фрустрации Розенцвейга, тест Сонди).

Методики дополнения: завершение предложения, рассказа, истории (неоконченные предложения, неоконченные рассказы, ассоциативный тест Юнга).

Методики изучения экспрессии: анализ почерка, особенностей речевого общения и др.

Методики катарсиса: осуществление игровой деятельности в особо организованных условиях (психодрама, проективная игра).

Методики изучения продуктов творчества: рисование на свободную или заданную тему.

Методики изучения импрессии: предпочтение одних стимулов (как наиболее желательных) другим.

Уровень усвоения учебного материала

1. Иметь представление дифференциальной психометрике.

2. Знать основные психометрические требования.

3. Понимать сущность психометрических критериев научности методик.

4. Иметь представление о процедуре проверки тестов и оценке их репрезентативности.

 

Основные понятия темы

Системный, универсальный, проективный подходы. L-, Q- и Т-данные. Черта личности. Профиль личности. Многофакторный опросник. Тип личности. Типологический подход. Психосемантические методы. Идеографические методы. Личностные конструкты. Проекция. Проективные методики.

 

Содержание самостоятельной работы студентов, рекомендации к ее выполнению, формы отчетности

1. Повторить материал по разделу «Личность» из курса «Общая психология». Обратить внимание на различение понятий «индивид», «личность», «индивидуальность».

2. Проработать лекционный материал и учебно-методическую литературы по каждому разделу темы. Рекомендуется использовать дополнительные источники и периодические издания.

3. Подготовить примеры статистического и клинического подходов к обобщению данных исследования.

4. Сформулировать роль каждого вида данных в составлении личностных опросников.

5. Проанализировать биполярные шкалы опросника Р. Кэттелла. Привести примеры типов поведения соответственно характеристикам факторов.

6. Повторить материал курса «Общая психология», касающийся степени выраженности черт характера, признаков акцентуаций и психопатий.

7. Провести самотестирование по опроснику К. Леонгарда - Х. Шмишека. Сделать выводы по результатам тестирования, построить профиль личности.

8. Изучить проективные методики дополнения и графические методы. Провести тестирование или самотестирование. Составить интерпретацию. Обратить внимание на схему перекрестного анализа данных.

 

Практические занятия по теме 7. Теория и практика психологического исследования личности

 

Занятие 1. Особенности использования опросника Р. Кэттелла «16 PF»

 

План проведения занятия

 

1. Проверка теоретической подготовленности к занятию.

2. Обсуждение основных характеристик шкал опросника.

3. Разбор примера: обработка данных, перевод результатов в стандартную шкалу и построение личностного профиля.

4. Интерпретация профиля и составление психологического заключения.

Содержание занятия

Проверка знания теоретического материала по теме: базовые основы построения опросника, виды данных, используемых при его создании, понятие личностной черты. Обсуждение значений шкал (факторов) опросника, имеющих технические и бытовые названия:

  Техническое и бытовое название факторов
Положительный полюс Отрицательный полюс
А Аффектотимия (сердечность, доброта) Сизотимия (обособленность, отчужденность)
В Высокий интеллект (умный) Низкий интеллект (глупый)
С Сила «Я» (эмоциональная устойчивость) Слабость «Я» (эмоциональная неустойчивость)
Е Доминантность (настойчивость, напористость) Конформность (покорность, зависимость)
F Сургенсия (беспечность) Десургенсия (озабоченность)
С Сила «Сверх-Я» (высокая совестливость) Слабость «Сверх-Я» (недобросовестность)
H Пармия (смелость) Тректия (робость)
I Премсия (мягкосердечность, нежность) Харрия (суровость, жестокость)
L Протенсия (подозрительность) Алаксия (доверчивость)
М Аутия (мечтательность) Праксерния (практичность)
N Искусственность (проницательность, расчетливость) Безыскусственность (наивность, простота)
O Гипотимия (склонность к чувству вины) Гипертимия (самоуверенность)
Q1 Радикализм (гибкость) Консерватизм (ригидность)
Q2 Самодостаточность (самостоятельность) Социабельность (зависимость от группы)
Q3 Контроль желаний (высокий самоконтроль поведения) Импульсивность (низкий самоконтроль поведения)
Q4 Фрустрированность (напряженность) Нефрустрированность (расслабленность)

 

Использование таблицы перевода сырых баллов в стены и подсчет показателей факторов 2-го порядка по формулам, изложенным в руководстве к опроснику, дает возможность использования примера для построения личностного профиля, его интерпретации и составления психодиагностического заключения.

Обсуждаются возможности ограничения опросника.

 

Организация занятия

 

1) Опрос по теоретическому материалу.

2) Краткие сообщения студентов по факторам опросника.

3) Демонстрация примера.

4) Разбор методики построения профиля и интерпретации материала.

5) Обсуждение.

6) Домашнее задание по самотестированию.

Вопросы для обсуждения

1. Как проявляется в поведении человека максимальная выраженность полюсов каждого фактора?

2. Привести примеры прогнозирования поведения при выраженности фактора.

3. Каковы достоинства опросника?

4. В чем проявляются его ограничения?

 

Выводы:

 

- при построении профиля личности используются стеновые показатели;

- факторы 2-го порядка рассчитываются по показателям, выраженным в стенах;

- для интерпретации профиля личности необходимо в первую очередь учитывать значения, выходящие за границы среднего диапазона значений.

 

 

Занятие 2. Проективная диагностика личности

 

План проведения занятия

 

1. Проверка теоретической подготовленности к занятию.

2. Разбор примеров и обсуждение.

3. Выполнение теста «Метод незавершенных предложений».

4. Графическое выражение результатов методики.

5. Составление письменного отчета.

Содержание занятия

1. В качестве основных графических методик в рамках занятия рассматриваются тесты:

- «Рисунок семьи» (В. Вульф);

- «Дом-дерево-человек» (Дж. Бук);

- «Автопортрет» (Р. Бернс);

- «Рисунок несуществующего животного» (М. Друкаревич).

При анализе методик этого класса исследователи исходят из пред­положения о том, что в рисунке человек непосредственно выражает особенности собственной личности, которые поддаются интерпрета­ции с помощью системы эмпирически выверенных критериев. Для более валидных результатов используется система оценок показателей рисунка в баллах, предложенная Р.В. Беляускайте. Этот способ анализа результатов графических методик снижа­ет степень субъективизма в их интерпретации. Будучи дополненной информацией, полученной в ходе беседы с испытуемым, она позволя­ет даже начинающему психодиагносту давать достаточно достоверные заключения относительно личностных особенностей испытуемого.

2. Метод незавершенных предложений относится к группе проективных методов обследования личности, основанных на дополнении. В его основе лежит прием вербального завершения предложенной начальной части предложения. Предполагается, что отвечая на исходный неоднозначный и неопределенный стимул, индивид дает информацию, касающуюся его собственной личности, т.е. проецирует себя в свои ответы.

Наиболее распространенным вариантом этой методики является вариант Saks-Sidney. Он состоит из 64 незавершенных предложений, которые детерминируют начало реакции.

Анализируя ответы испытуемого, можно оценить существующую у него систему отношений в различных сферах жизни и деятельности, а также отношение к себе, к своим переживаниям, жизненным целям.

Обработка результатов содержит качественный и количественный анализ, который дает возможность графического выражения всей системы отношений, построения индивидуального профиля.

 

Организация занятия

 

1. Проверка знания теоретического материала по теме: «Место графических методик в общей классификации проективных методов»:

· область использования;

· достоверность данных;

· возможности и ограничения.

2. Демонстрация и разбор примеров, обобщение приемов интерпретации.

3. В ходе занятия студенты:

· получают брошюры с тестами и регистрационные листы;

· заполняют и обрабатывают опросник;

· осуществляют количественный анализ;

· строят индивидуальный профиль;

· интерпретируют показатели и составляют заключение.

4. Заключительный этап: подведение итогов занятия.

 

Вопросы для обсуждения

1. Каковы цели использования графических методов в психодиагностике?

2. Каковы достоинства и недостатки графических проектив­ных методов?

3. В чем состоят общие принципы интерпретации рисуночных тестов?

4. Есть ли различия в интерпретации с помощью оценок показателей и без них?

5. Каковы характерные особенности метода незавершенных предложений?

6. На что необходимо обращать внимание при разработке программы психологических мероприятий по данному тесту?

 

Выводы:

 

- использование системы оценок показателей делает исследование более строгим;

- при анализе рисуночных тестов в первую очередь используются общие принципы интерпретации;

- графические методики необходимо использовать в сочетании со стандартизированными методиками;

- система отношений, выраженная в виде индивидуального профиля по методу незавершенных предложений, дает информацию для разработки психологических мероприятий.

 

Уровни освоения материала

Студенты должны закрепить теоретические знания, полученные в ходе лекционных занятий и самостоятельного изучения материала, при помощи овладения способами практического применения основных методов проективного исследования личности на практике. Сформировать первичные навыки обработки и интерпретации данных при использовании проективных методов.

 

Тематика контрольных работ

Вариант 1. 1) Дать сравнительную характеристику диагностики личностных черт и типологического подхода к исследованию личности.

2) Перечислить проективные методики структурирования и интерпретации.

 

Вариант 2. 1) Сущность психосемантических методов исследования личности.

2) Перечислить опросники исследования личностных черт.

Вариант 3. 1) Возможности и ограничения проективных методов в психологии.

2) Перечислить типологические личностные опросники.

Вариант 4. 1) Системный подход к исследованию личности.

2) Перечислить психосемантические методы.

 

Оборудование

Интерактивная доска, проектор, брошюры с тестом «Метод незавершенных предложений», регистрационные бланки, стандартные листы бумаги, ручка, калькулятор.

Литература

 

1. Психологическая диагностика / Под ред. М.К. Акимовой, К.М. Гуревича. – СПб.: Питер, 2008.

2. Бурлачук Л.Ф., Морозов С.М. Словарь-справочник по психологической диагностике. – СПб.: Питер, 1999.

3. Общая психодиагностика / Под ред. А.А. Бодалева, В.В. Столина. – СПб.: Речь, 2004.

4. Бурлачук Л.Ф. Психодиагностика: учебник для вузов. – СПб.: Питер, 2008.

5. Елисеев О.П. Практикум по психологии личности. – Питер, Спб., 2000.

6. Венгер А.Л. Психологические рисуночные тесты. – М.: ВЛАДОС-ПРЕСС, 2003.

7. Романова Е.С., Потемкина О.Ф. Графические методы в психодиагностике. М., 1992.

8. Соколова Е.Т. Проективные методы исследования личности. – М., 1980.

9. Основы возрастно-психологического консультирования / Под ред. А.Г. Лидерса. – М.: Изд-во Моск. ун-та, 1991

 

 


Лабораторное занятие по теме 7. Теория и практика психологического исследования личности

 

План проведения занятия

1. Построение личностного профиля по тесту Р. Кэттелла «16 PF» (по результатам домашнего задания). Интерпретация данных и заключение.

2. Выполнение тестов: Личностный дифференциал (ЛД), Уровень субъективного контроля (УСК); обработка данных, составление заключения.

3. Сравнение результатов трех методик.

4. Составление письменного отчета.

 

Содержание занятия

 

1. Содержание домашнего задания по выполнению теста Р. Кэттелла «16 PF». Выполнение теста психодиагностики личностных черт «16 PF» требует внимательного изучения инструкции. Следует обратить внимание испытуемых: на желательность быстрого ответа без обдумывания; на порядок заполнения бланка ответов при выборе одной из трех альтернатив; минимизацию промежуточных ответов.

В формах А и В опросник состоит их 187 пунктов (в форме С – из 105), которые разбиты на 16 измерительных шкал. Выраженность черты определяется выбором альтернатив по всем пунктам шкалы. Ответы, подтверждающие свойство, оцениваются в 2 балла, опровергающие – 0 баллов, неопределенны – как 1 балл. Исключение составляет шкала В (шкала интеллекта), в которую входят вопросы-задачи. Выбор правильного ответа оценивается в 1 балл, неправильного – 0 баллов.

По каждой шкале подсчитывается сумма баллов, которая переводится в стены с помощью специальной таблицы, помещаемой в брошюре с тестом. Поскольку для каждой популяции строится своя таблица перевода сырых баллов в стены, необходимо обратить внимание на репрезентативность табличных данных для испытуемого.

Вторичные факторы вычисляются с использованием показателей в стенах по первичным факторам по формулам, приведенным в брошюре с тестом.

После подсчета значений по факторам строится профиль личности для данного испытуемого на профильном листе с дальнейшей интерпретацией показателей.

 

2. Методика личностного дифференциала (Ч. Осгуд) относится к методам психосемантического исследования личности. Она предназначена для измерения личностных установок и отношений и представляет собой стандартизированную методику. В которой испытуемому предъявляется 21 семибалльная шкала, нанесенная горизонтально на один бланк. Концы шкал заданы прилагательными, имеющими противоположные значения.

Испытуемому требуется оценить себя по каждой шкале, представляющей собой черту личности. Результаты оценок распределяются по трем факторам: оценки (О), силы (С), активности (А).

Методика УСК (Бажина, Голынкина, Эткинд) определяет принадлежность испытуемого к типам экстернал – интернал, которые различаются между собой по тому, как и где они локализуют контроль над значимыми для себя событиями. Опросник УСК является многомерной шкалой, измеряющей индивидуальные особенности субъективного контроля над разнообразными жизненными ситуациями по семи шкалам.

 

Организация занятия

 

  1. Подготовка к занятию:

· изучить рекомендуемую литературу по теме;

· иметь представление о процедуре тестирования, способе подсчета результатов.

  1. В ходе занятия студенты:

· строят профиль личности по тесту «16 PF», интерпретируют показатели;

· получают брошюры с тестами и регистрационные листы;

· заполняют и обрабатывают опросники;

· интерпретируют показатели.;

· проводят сравнение данных трех опросников.

  1. Заключительный этап: подведение итогов занятия и составление письменного отчета.

Уровни освоения материала

 

Студенты должны получить навыки работы с психосемантическими и типологическими опросниками; уметь осуществлять сравнение данных, полученных с помощью различных методов.

Контрольные мероприятия

 

Письменный отчет по теме занятия.

Оборудование

 

Брошюры с тестами: «16 PF» (формы А, В), «Личностный дифференциал» (ЛД), «Уровень субъективного контроля» (УСК); регистрационные бланки, стандартные листы бумаги, ручка, калькулятор.

Литература

 

1. Бурлачук Л.Ф., Морозов С.М. Словарь-справочник по психологической диагностике. – СПб.: Питер, 1999.

2. Общая психодиагностика / Под ред. А.А. Бодалева, В.В. Столина. – СПб.: Речь, 2004.

3. Елисеев О.П. Практикум по психологии личности. – Питер, Спб., 2000.

4. Практикум по психодиагностике. Конкретные психодиагностические методики. – М.: Изд-во Моск. ун-та, 1989.

5. Венгер А.Л. Психологические рисуночные тесты. – М.: ВЛАДОС-ПРЕСС, 2003.

6. Справочник практического психолога. Психодиагностика / под общ. ред. С.Т. Посоховой. – М.: АСТ; СПб.: Сова, 2005.

7. Шевандрин Н.И. Основы психологической диагностики: Учеб. для студ. высш. учеб. заведений: Ч. 3. – М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2003.

8. Практическая психодиагностика: методики и тесты. – Самара: Изд. дом «Бахрах», 2007.

 

 

Тема 8. Психодиагностика межличностных отношений

План изучения темы

1.Диагностика межличностных отношений на основе субъективных предпочтений.

2. Общие принципы диагностики коллектива по А.В. Петровскому.

3. Диагностика интерперсональных отношений.

4. Психодиагностика семейных отношений

Опорные конспекты лекций

 

Традиционная методика диагностики по данному направлению тестирования - социомет­рический тест, предложенный Дж. Морено. Его суть - субъективные межличностные предпочтения (выборы) членов группы по определенным сферам (например, работа, отдых и т. д.). На основе полученных членом группы числа субъективных выборов определяются индивидуальный социометрический статус индивида (лидер, отверженный, изолированный), структура межличностных от­ношений, сплоченность группы и т. д.

Практическая ценность социометрического метода состоит в возможности проникнуть в невидимые на официальном уровне, но реально существующие групповые структуры межличностных взаимоотношений.

Ограниченность данного метода состоит в субъективном подходе у природе получаемой информации о взаимоотношениях и невозможности дать оценку надежности данных в одномоментном срезе без привлечения других методов исследования.

Тест Сишора предназначен для оценки привлекательности группы для каждого из ее члена. С его помощью определяется степень групповой сплоченности, выявляются проблемы во взаимоотношениях.

 

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-06-04; Просмотров: 1667; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.089 сек.