Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Исходные допущения. психофизиологический показатель, характерный исключительно для младенческого возраста), и даже электрическая активность мозга




психофизиологический показатель, характерный исключительно для младенческого возраста), и даже электрическая активность мозга, соответствующая детской 1. Более того, испытуемый спо­собен воспроизвести симптоматику некоторых своих детских бо­лезней. Описан случай, когда нормальная ЭЭГ взрослого челове­ка изменялась, и в ней обнаруживались признаки эпилепсии, ког­ да испытуемому внушался возраст, в котором, по его словам, у него наблюдались эпилептические припадки 2. Но ведь это зна­ чит, что человек способен неосознанно управлять даже электро­физиологическими характеристиками собственного мозга!

• В состоянии гипноза также возрастает скорость выполнения про­стых арифметических операций, что было известно уже Н. Аху. Вот пример из современных исследований: «Испытуемому, по­груженному в гипнотический сон, внушается, что в ряду карто­чек, на которых изображены числа, он не будет видеть ту, на кото­рой изображена формула, дающая после выполнения указанных в ней действий число 6. Карточку, на которой изображено выра­жение:

(√16хЗ)/2

(или даже более сложное), испытуемый перестает после этого вос­принимать» 3. Для того чтобы не увидеть предъявленную кар­точку, т.е. чтобы принять решение о невосприятии того, что стоит перед глазами, испытуемый должен за время, отведенное на узнавание, выполнить следующие действия: прочитать фор­мулу, написанную на карточке; провести соответствующие вычис­ления и получить ответ; затем сравнить этот ответ с заданным в инструкции числом и только после этого принять решение о том, вводить ли информацию о данной карточке в сознание. И всё это делается почти мгновенно! У. Джеймс удачно поясняет необходи­мость восприятия загипнотизированными испытуемыми предъяв­ленного изображения при принятии ими решения о невосприятии [окончание cтраницы 278]

___________________________

1 Психологические исследования творческой деятельности. М., 1975, с. 149-174; Овчинникова О. В., Насиновская Е. Н., Иткин Н. Г. Гипноз в экспериментальном ис­следовании личности. М., 1989, с. 31.

2См. Handbook of hypnosis and psychosomatic medicine. //Ed. by G. D. Burrows, L. Dennerstein, Amsterdam, N.Y., L., 1980.

3Бaccuн Ф. В., Прангишвили А. С, Шерозия А. Е. Основные критерии рассмотре­ния бессознательного в качестве своеобразной формы психической деятельности./' Бессознательное, 1. Тб., 1978, с. 77.


Раздел третий

этого изображения: «Проведите штрих на бумаге или на доске и скажите субъекту, что этого штриха там нет, и он не будет видеть ничего, кроме чистого листа бумаги или чистой доски. Затем, когда он не смотрит, окружите первый штрих другими точно такими же штрихами и спросите его, что он видит. Он будет указывать один за другим на все новые штрихи и пропускать пер­вый каждый раз независимо от того, сколько будет добавлено но­вых штрихов и в каком порядке они будут расположены. Очевид­ но, что он не слеп ко всем штрихам как к виду. Он слеп только к одному конкретному штриху, занимающему определенное поло­жение на доске или на бумаге, т. е. к структуре сложного объекта; и, как ни парадоксально это может звучать, он должен с большой точностью отличать его от всех других ему подобных, чтобы оста­ваться слепым к нему, когда рядом с ним появились другие. Он «воспринимает» его в качестве предварительного шага, чтобы не видеть его вообще!» 1.

• В гипнотическом состоянии улучшаются: сенсорная чувствитель­ность, характеристики внимания, выполнение задачи по удержа­нию груза, рисование, игра на музыкальных инструментах, игра в шахматы и т. д. Так, стоит внушить слабому шахматисту, что он — шахматный гений, как класс его игры повышается сразу на два шахматных разряда2. Время реакции на неосознаваемый (вслед­ствие гипнотического внушения) раздражитель меньше, чем на осознаваемый 3.

• Иногда даже болезнь расширяет возможности использования ин­формации. Известны случаи, когда люди в болезненном бреду говорили на едва знакомых им языках. Один из самых популяр­ ных примеров — зарегистрированный ещё в XVIII в. случай с неграмотной немкой, которая во время болезни в горячке стала говорить на древнееврейском, древнегреческом и латинском язы­ках. Выяснилось, что когда ей было 9 лет, она жила в доме пасто­ ра на правах отчасти его воспитанницы, отчасти служанки. Пас­ тор любил расхаживать по коридору возле кухни, где жила девоч­ка, читая вслух свои любимые тексты древних авторов. Когда [окончание cтраницы 279]

_____________________________

1Цит. по Овчинникова О. В., Насиновская Е. Н., Иткин Н. Г. Гипноз в экспери ментальном исследовании личности. М., 1989, с. 34-35.

2 Психологические исследования творческой деятельности, с. 174-193.

3 Блинков С. М. К вопросу о происхождении дисперсии времени реакции. Исследов дования времени реакции у испытуемых, находящихся в состоянии гипноза. // Об актуальных проблемах экспериментальных исследований скорости реагирования. Тарту, 1969, с. 60-66.


Раздел третий

женщина выздоровела, она не смогла вспомнить ни одного слова из того, что бормотала в бреду.

• В первой части уже говорилось, что в состоянии естественного
сомнамбулизма человек показывает чудеса ловкости, на которые
не способен в нормальном состоянии сознания. В. Шкловский
вспоминает слова своего друга — ученика И. П. Павлова: «Каж­
дый человек может ходить по проволоке благодаря устройству
ушных лабиринтов, но он об этом не знает» 1. Приятель Шкловского
однако, был не совсем прав. Сам он, видимо, знал, как устроены
ушные лабиринты, но вряд ли это его знание помогло бы ему стать
эквилибристом. Если разбудить идущего по проволоке сомнамбу­
лу, то он мгновенно потеряет равновесие. Именно нарушение созна­
тельной деятельности (в частности, введение в изменённые со­
стояния сознания, например — гипнотические, сомнамбулические)
снимает наложенные сознанием ограничения.

• Описывается случай с четырёхлетним мальчиком, который вслед­
ствие полученного им перелома черепа «впал в беспамятство». Ему
была сделана трепанация, но по выздоровлении он не мог оживить в
себе ни самого происшествия, ни следовавшей за тем операции. Од­
нако уже будучи 15-летним юношей, он в горячечном бреду расска­
зал своей матери все подробности своей операции с мельчайшими
деталями в описании лиц, которые при этом присутствовали 2.

• Возможно, и наркоз способен увеличивать скорость переработки
информации. Э. Эвартс вырабатывал условный рефлекс у обезьян,
которых обучали отпускать телеграфный ключ как можно быстрее в
ответ на включение света. Реакции, время которых не превышало
350 мс, подкреплялись фруктовым соком. Регистрировалось время
между появлением света и первым разрядом нейронов моторной коры
(связь с мышечной активностью которых была предварительно ди­
агностирована). Выяснилось: моторные нейроны пирамидного тракта
давали разряд через 120 мс после включения света, но никогда менее
100 мс (и лишь спустя 50-100 мс после этого наблюдалась мышечная
реакция). Но при этом у обезьян, находящихся под наркозом, нейро­
ны пирамидного тракта часто реагировали на свет уже через 30 мс •
Правда, вряд ли возможно доказать, что подобные эксперименты
вообще имеют какое-нибудь отношение к сознанию. [окончание cтраницы 280]

___________________________

1 Шкловский В. Б. О теории прозы. М., 1983, с. 68.

2 Бехтерев В. М. Объективная психология. М., 1991, с. 213.

3См. МилнерП. Физиологическая психология. М., 1973, с. 115.



 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-06-04; Просмотров: 309; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.007 сек.