КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Эффект генерации
Чем более сложен позитивный выбор, тем более сильным должен быть и эффект последействия этого выбора. Следовательно, результат более сложного позитивного выбора должен дольше «сохраняться в [окончание cтраницы 472] _______________________ 1См. Ланге Н. Н. Психический мир. М.-Воронеж, 1996, с. 223. 2 В тот момент, когда я писал этот текст, раздался телефонный звонок. Звонил мой 3Флорес Ц. Память. // Экспериментальная психология (под ред. П. Фресса и Ж. Пиаже), 4. М., 1973, с. 231-232.
Законы последействия памяти» (т. е. последействовать в поверхностном содержании сознания). Действительно, в различных экспериментах был обнаружен эффект генерации: люди лучше запоминают собственные идеи и примеры, нежели чужие. Придумывание (генерация) самостоятельных идей и примеров менее ограничена инструкцией, а следовательно, обеспечивает выбор из большего числа вариантов. Чужие идеи и примеры часто принимаются как данность без серьёзного выбора. • То, что человек помнит написанный им текст, хотя может даже
• Больной-афатик не может назвать изображённый на картине пред • Со своеобразной реакцией испытуемого на собственную идею я ____________________________ 1См. Шибутани Т. Социальная психология. М., 1969, с. 192. гБжалава И. Т. Психология установки и кибернетика. М., 1966, с. 220-221. Раздел седьмой Испытуемая, решая одну из задач первой серии, ошиблась и увидела иную закономерность, чем та, которая была реализована при составлении данной последовательности. Показывая мне решение, она сама обнаружила ошибку, ойкнула и стала искать другое решение. Поскольку придумывание новых закономерностей для второй серии было достаточно нудным занятием, то я решил воспользоваться ошибкой моей испытуемой и на её идее построил новую задачу. Эта задача оказалась достаточно трудной для испытуемых: не все смогли её решить, а те, кто решил, потратили на это много времени. Исключение составила лишь ошибившаяся в первой серии испытуемая — она решила эту задачу намного быстрее всех. Но этого ещё недостаточно, чтобы говорить об эффекте генерации, — единичный результат мог быть вызван самыми разными причинами! Но вот самое главное: испытуемая сказала, что ей легче объяснить эту закономерность, обозначив цвета цифрами, т. е. знаками из первой серии. Такое более ей ни разу не приходило в голову, и, вообще, это единственный случай во всей второй серии среди всех испытуемых. Невероятно, чтобы и это было случайностью! После эксперимента я напомнил ей случившееся в первой серии — она, разумеется, ничего не помнила и была крайне удивлена.
• П. И.Зинченко давал младшим школьникам и студентам решать • В многочисленных экспериментах было показано: люди лучше за _____________________ 1 Зинченко П. И. Непроизвольное запоминание. М.-Воронеж, 1996, с. 191-193.
Законы последействия им показываются '. А. А. Смирнов предъявлял испытуемым пары фраз, подобранные таким образом, чтобы из их сопоставления можно было вывести какое-нибудь правило (например, «Мой брат учится говорить по-китайски» и «Надо учиться писать короткими фразами»). Слова, соответствующие правилу, были подчёркнуты, но само правило не указывалось. Задача испытуемых — во-первых, найти правило, а во-вторых, самим придумать новую пару фраз, иллюстрирующих то же правило. На следующий день — совершенно неожиданно для испытуемых — их просили воспроизвести все фразы. Воспроизведение фраз, которые испытуемые сами составили, более чем в 3 раза превышало воспроизведение тех фраз, которые им были предложены экспериментатором 2.
• В исследовании Л. Байера и Р. Доминовски было продемонстри • Много лет назад в различных поездках я предлагал своим знако • B.C. Мухина положила перед своими сыновьями в возрасте двух и трех лет набор рисунков их сверстников, среди которых были и их собственные каракули полугодовой давности. Из всех представленных рисунков мальчиков заинтересовали только их собственные. [окончание cтраницы 475] ______________________ 1См., например, JacobyL. L. On interpreting the effects of repetition: Solving a problem versus remembering a solution. // J. of Verbal Learning and Verbal Behavior, 1978,17, p. 649-667.
2Рубинштейн С. Л. Основы общей психологии. СПб, 1998, с. 274. 3См. Dominovski R., Dallob P. Insight and problem solving. // The Nature of Insight (ed. R. Stemberg, J. Davidson). L. 1996, p. 55-56. Раздел седьмой И хотя одни и те же каракули могут, казалось бы, изображать всё что угодно, они увидели в собственных рисунках те образы, которые пытались нарисовать полгода назад '. Эффект генерации получил своё название более двадцати лет назад и до сих пор весьма бурно изучается в различных, иногда весьма остроумных психологических исследованиях. Он достаточно хорошо известен в практической жизни, являясь фактически краеугольным камнем педагогики. То, что ученик в процессе обучения нашёл сам (доказал теорему, получил неожиданный экспериментальный результат, придумал оригинальную интерпретацию текста, сам — без словаря и учителя — догадался о значении иностранного слова и т. п.), запоминается им без всяких усилий практически на всю жизнь. Поэтому так распространены в школе задания для самостоятельной работы учащихся (хотя бесталанные педагоги зачастую превращают их в палочную муштру) и так популярны среди педагогов-теоретиков игровые методы обучения, направленные на поиск учениками самостоятельных решений.
Дата добавления: 2015-06-04; Просмотров: 643; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |