Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Эффект генерации




Чем более сложен позитивный выбор, тем более сильным дол­жен быть и эффект последействия этого выбора. Следовательно, резуль­тат более сложного позитивного выбора должен дольше «сохраняться в [окончание cтраницы 472]

_______________________

1См. Ланге Н. Н. Психический мир. М.-Воронеж, 1996, с. 223.

2 В тот момент, когда я писал этот текст, раздался телефонный звонок. Звонил мой
брат, с которым мы связаны прекрасными дружескими отношениями. Он извинился,
что зря побеспокоил, ибо звонил он не мне, а своему давнему другу, но ошибся и набрал
номер моего телефона. Типичное перепутывание по сходству.

3Флорес Ц. Память. // Экспериментальная психология (под ред. П. Фресса и Ж. Пиаже), 4. М., 1973, с. 231-232.



 

Законы последействия

памяти» (т. е. последействовать в поверхностном содержании созна­ния). Действительно, в различных экспериментах был обнаружен эф­фект генерации: люди лучше запоминают собственные идеи и приме­ры, нежели чужие. Придумывание (генерация) самостоятельных идей и примеров менее ограничена инструкцией, а следовательно, обеспечи­вает выбор из большего числа вариантов. Чужие идеи и примеры часто принимаются как данность без серьёзного выбора.

То, что человек помнит написанный им текст, хотя может даже
не узнавать его, было показано в различных исследованиях. Так,
К. Хантли просил испытуемых самостоятельно написать некую
воображаемую историю. Спустя шесть месяцев эти же самые
люди оценивали сочинения, написанные другими людьми. Они не
знали, что в подборку были включены и их собственные сочине­
ния. Испытуемые, конечно же, не помнили собственных работ.
Тем не менее, выяснилось, что суждения были весьма пристрастны:
каждый оценивал свою работу выше, чем другие. Любопытно,
что если испытуемый узнавал свою работу, то оценка станови­
лась более скромной '.

• Больной-афатик не может назвать изображённый на картине пред­
мет. Врач, не добившись цели, даёт больному уже написанное
название предмета, однако и в этом случае не достигает резуль­
тата — больной не смог его даже прочитать. Но когда перед
больным положили листок, где его же рукой два дня назад было
написано это слово, он свободно произнёс его вслух 2.

• Со своеобразной реакцией испытуемого на собственную идею я
случайно столкнулся в эксперименте, который ранее упоминался
при обсуждении закона Юма. Испытуемым предъявлялись после­
довательности двоичных знаков с заданием для каждой: «в тече­
ние 5 минут найти правило построения этой последовательности,
позволяющее продолжить её сколь угодно далеко». Здесь добав­
лю: испытуемые выполняли это задание дважды. В первой серии
в качестве двоичных знаков использовались цифры 1 и 0, во вто­
рой серии — спустя примерно месяц — квадратики двух цветов.
Во второй серии предъявлялись как задачи первой серии, так и
несколько новых задач. Стоит отметить: никто из испытуемых не
вспомнил ни одной задачи из первой серии при её предъявлении
во второй раз. А теперь рассмотрим проявление эффекта генера­
ции. [окончание cтраницы 473]

____________________________

1См. Шибутани Т. Социальная психология. М., 1969, с. 192.

гБжалава И. Т. Психология установки и кибернетика. М., 1966, с. 220-221.


Раздел седьмой

Испытуемая, решая одну из задач первой серии, ошиблась и уви­дела иную закономерность, чем та, которая была реализована при составлении данной последовательности. Показывая мне реше­ние, она сама обнаружила ошибку, ойкнула и стала искать другое решение. Поскольку придумывание новых закономерностей для второй серии было достаточно нудным занятием, то я решил вос­пользоваться ошибкой моей испытуемой и на её идее построил новую задачу. Эта задача оказалась достаточно трудной для ис­пытуемых: не все смогли её решить, а те, кто решил, потратили на это много времени. Исключение составила лишь ошибившая­ся в первой серии испытуемая — она решила эту задачу намного быстрее всех. Но этого ещё недостаточно, чтобы говорить об эффекте генерации, — единичный результат мог быть вызван самыми разными причинами! Но вот самое главное: испытуе­мая сказала, что ей легче объяснить эту закономерность, обо­значив цвета цифрами, т. е. знаками из первой серии. Такое более ей ни разу не приходило в голову, и, вообще, это единствен­ный случай во всей второй серии среди всех испытуемых. Неве­роятно, чтобы и это было случайностью! После эксперимента я напомнил ей случившееся в первой серии — она, разумеется, ни­чего не помнила и была крайне удивлена.

• П. И.Зинченко давал младшим школьникам и студентам решать
простые арифметические задачи в одно действие (сложение или
вычитание) с числами в пределах ста. В одном опыте эксперимен­
татор читал условия задачи; испытуемый, прослушав, повторял
их, решал задачу и записывал решение. Во втором опыте испыту­
емый придумывал задачу, сообщал её экспериментатору, затем
решал и записывал решение. После выполнения задания испыту­
емый отвлекался экспериментатором в течение 1,5-2 мин. бесе­
дой на отвлечённые темы, а затем ему неожиданно предлагалось
воспроизвести задачи с числами, которые он решал или придумы­
вал. В обоих опытах припоминанию подлежало 5 задач и 15 дву­
значных чисел. С каждым испытуемым проводился только пер­
вый или только второй опыт. Результат: количество правильно
воспроизведённых чисел во втором опыте оказалось почти в 2,5 раза
больше, чем в первом '.

• В многочисленных экспериментах было показано: люди лучше за­
поминают те слова, которые сами генерируют, нежели те, которые [окончание cтраницы 474]

_____________________

1 Зинченко П. И. Непроизвольное запоминание. М.-Воронеж, 1996, с. 191-193.



 

Законы последействия

им показываются '. А. А. Смирнов предъявлял испытуемым пары фраз, подобранные таким образом, чтобы из их сопоставления можно было вывести какое-нибудь правило (например, «Мой брат учится говорить по-китайски» и «Надо учиться писать коротки­ми фразами»). Слова, соответствующие правилу, были подчёрк­нуты, но само правило не указывалось. Задача испытуемых — во-первых, найти правило, а во-вторых, самим придумать новую пару фраз, иллюстрирующих то же правило. На следующий день — совершенно неожиданно для испытуемых — их просили воспро­извести все фразы. Воспроизведение фраз, которые испытуемые сами составили, более чем в 3 раза превышало воспроизведение тех фраз, которые им были предложены экспериментатором 2.

В исследовании Л. Байера и Р. Доминовски было продемонстри­
ровано, что чем более трудная задача давалась испытуемому, тем
лучше запоминался текст. Так, если предъявлялись тексты, под­
лежащие расшифровке (типа «24=часы в день»), воспроизводи­
лось 66% таких текстов; при предъявлении более сложных тек­
стов («24=часы в д...»), воспроизводилось 82%; а при самой слож­
ной расшифровке («24=ч... в д...») — 97%3.

• Много лет назад в различных поездках я предлагал своим знако­
мым «поиграть» в составление слов из букв какого-либо длинно­
го слова (например, из слова «виолончелистка» можно составить
существительные «вилка», «колено», «число», «сетка» и т. п.). За­
тем я сохранял записи каждого игрока, которые он делал в про­
цессе игры, а через несколько дней, неожиданно для участников,
просил вспомнить все составленные в предыдущей игре слова.
Чтобы они действительно старались вспомнить, а не снова состав­
лять слова, я также просил их указать, кто конкретно При подве­
дении итогов зачитывал то или иное слово. Оказалось, что значи­
тельно лучше в целом воспроизводились слова, составленные
самим вспоминающим.

• B.C. Мухина положила перед своими сыновьями в возрасте двух и трех лет набор рисунков их сверстников, среди которых были и их собственные каракули полугодовой давности. Из всех представлен­ных рисунков мальчиков заинтересовали только их собственные. [окончание cтраницы 475]

______________________

1См., например, JacobyL. L. On interpreting the effects of repetition: Solving a problem versus remembering a solution. // J. of Verbal Learning and Verbal Behavior, 1978,17, p. 649-667.

2Рубинштейн С. Л. Основы общей психологии. СПб, 1998, с. 274.

3См. Dominovski R., Dallob P. Insight and problem solving. // The Nature of Insight (ed. R. Stemberg, J. Davidson). L. 1996, p. 55-56.


Раздел седьмой

И хотя одни и те же каракули могут, казалось бы, изображать всё что угодно, они увидели в собственных рисунках те образы, кото­рые пытались нарисовать полгода назад '.

Эффект генерации получил своё название более двадцати лет назад и до сих пор весьма бурно изучается в различных, иногда весьма остроумных психологических исследованиях. Он достаточно хорошо из­вестен в практической жизни, являясь фактически краеугольным кам­нем педагогики. То, что ученик в процессе обучения нашёл сам (дока­зал теорему, получил неожиданный экспериментальный результат, придумал оригинальную интерпретацию текста, сам — без словаря и учителя — догадался о значении иностранного слова и т. п.), запомина­ется им без всяких усилий практически на всю жизнь. Поэтому так рас­пространены в школе задания для самостоятельной работы учащихся (хотя бесталанные педагоги зачастую превращают их в палочную муштру) и так популярны среди педагогов-теоретиков игровые методы обучения, направ­ленные на поиск учениками самостоятельных решений.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-06-04; Просмотров: 643; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.014 сек.