Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Обзор концепций Рональда Фейрберна




Рональд Фейрберн – Шотландия, Эдинбург, философ и богослов. Принадлежал к Британской школе «независимых». Один из самых убежденных сторонников объектных отношений, Р.Ф. не придавал большого значения в развитии личности сексуальному влечению, он считал, что инстинкты – всего лишь биологические проявления организма и сексуальность в этом смысле каким-то особым положением, как считал Фрейд, не обладает. Она стоит в одном ряду с такими инстинктными потребностями, как потребность в дыхании, пище, сне и т.п. Агрессивность Ф. вообще не причислял к сфере влечений, в его понимании агрессивность – это не специфическое влечение, как в модели Фрейда, не фрустрация какой-то инстинктной потребности, а реакция на угрозу личности, угрозу «Я».

Когда ребенок появляется на свет, при оптимальных взаимоотношениях с матерью никакого расщепления изначально не существует. Субъект появляется на свет с целостным «Я», равномерно заполненным либидинозной энергией. Исходный потенциал либидинозной энергии будет разделен на 2 части: объектное и нарциссическое либидо. «Я» существует всегда во взаимосвязи с объектом (потому, что человек соотносит свое Я с объектом), внешним или внутренним, и развивается только в отношениях с реальным внешним объектом. И если отношения с объектом удовлетворяющие, то Я остается целостным и развивающиеся в реальных отношениях с ним.

Удовлетворяющие отношения – те, которые удовлетворяют базовую инфантильную потребность, т.е. потребность испытывать чувство, что тебя любят. Переживание ощущения любви автоматически подразумевают и ощущение безопасности, если базовая потребность удовлетворяется – начинается развитие «Я».

Суть раннего развития состоит в изменении характера зависимости от объекта. Самая первая стадия развития – стадия инфантильной зависимости. На этой стадии ребенок в состоянии зависимости от объекта способен только что-то брать, еще ничего не отдавая взамен. Его либидинозная цель – оральная цель. Если базовая потребность удовлетворяется, ребенок может постепенно освобождаться от инфантильной зависимости и через некую промежуточную стадию он приходит к конечному пункту своего пути – к зрелой зависимости, на которой оральная цель сменяется новой – генитальной. Зрелая зависимость подразумевает, что ребенок способен те только брать что-то от объекта, но и отдавать ему что-то взамен, например, свою любовь. Промежуточная стадия получила у Фейрберна название стадия квазинезависимости. Что касается возрастных пределов этих стадий – они, фактически, соответствуют трем стадиям развития в концепции Фрейда – оральная, анальная и генитальная.

Ребенок постоянно испытывает на себе действие двух факторов, которые представляют собой две противонаправленные динамические силы:

1. стремление оставаться в инфантильной зависимости – динамическая сила, которая тянет ребенка обратно;

2. стремление к автономии.

В итоге стремление к самостоятельности должно победить, но это зависит от того, насколько адекватно мать на начальной стадии развития удовлетворяет его базовую инфантильную зависимость. Это идеальная модель развития, при котором Я остается в нерасщепленном состоянии и целиком развивается в отношениях с объектом, т.е. с матерью. Если же раннее развитие ребенка не удовлетворительное и базовая потребность фрустрируется, тогда уход от инфантильной зависимости затруднен или невозможен, потому что для ребенка такой уход означает потерю надежды на то, что он такое удовлетворение все-таки получит.

В этом случае, ребенок интроецирует фрустрирующий объект. Привязывается к этому объекту какую-то часть своего Я. Эта часть «Я» из развития выпадает, потому, что она начинает взаимодействовать с объектом не реальным, а внутренним, с компенсаторным объектом. Происходит фрагментация или расщепление «Я». Поскольку компенсаторный объект остается всегда одним и тем же, то замкнутая на него часть «Я» не развивается, начинается как бы навязчивое выяснение отношений с этим объектом и это происходит в ущерб отношениям с объектом реальным.

Таких фрустрирующих, а, следовательно, компенсаторных объектов всегда два, потому что фрустрация бывает двоякой 1) грудь отвергающая; 2) грудь соблазняющая. Таким образом, Фейрберн делит восприятие материнской груди как первого объекта на три варианта: грудь удовлетворяющая, грудь - отвергающая и грудь – соблазняющая.

1) Ребенок чувствует напряжение голода, а грудь все еще не появилась – грудь отвергающая.

2) Грудь появилась, ребенок начал ее сосать, но еще не наступило снятие внутреннего напряжения – грудь соблазняющая.

3) Ребенок насытился и уснул - грудь удовлетворяющая.

Так как идеальный уход за ребенком существует только в теории, то у каждого ребенка есть опыт взаимодействия со всеми тремя вариантами груди. Вопрос только в том, в какой мере они сбалансированы. В понимании Фейрберна в «Я» всегда присутствует расщепление – то, что он называет «шизоидной основой Я». Оно всегда фрагментировано на 3 части:

1) центральное «Я» – та часть, которая взаимодействует с реальным объектом, способно адекватно развиваться;

2) либидинозное «Я» – часть, которая уходит в отношения с соблазняющим объектом (компенсаторным),

3) антилибидинозное «Я» – в отношения с отвергающим компенсаторным объектом.

У здорового человека центральное «Я» занимает большую часть, а либидинозное и антилибидинозное «Я» в структуре личности почти незаметны, тогда как у больного эти части занимают большую часть «Я». Поэтому человек с тяжелой внутренней патологией строит отношения не столько с реальным миром, сколько со своими компенсаторными объектами в виде отвергающей и соблазняющей груди.

Основными объектами исследования Фейрберна были шизоидные пациенты. Он полагал, что шизоидный фактор – это то, что лежит в основе всех (или почти всех) психопатологий. Шизоид – это человек, у которого в отношениях с другими людьми доминируют 2 тенденции: 1) тенденция «потреблять» других людей в своих интересах, т.е. функционально использовать 2) тенденция отчуждения, агрессии. Либидинозное Я ориентировано на потребление, антилибидинозная – на отчуждение.

На основании представления о фрагментации «Я» Фейрберн выдвинул свою оригинальную концепцию генеза психических заболеваний. Если отношения с матерью были настолько фрустрирующими, что уход от инфантильной зависимости был вообще невозможен, то это путь к формированию самых тяжелых расстройств – например, классического шизоида, когда человек пребывает в полной изоляции от людей, но в то же время склон их использовать при возникновении потребности в своих интересах. Если переход на стадию зрелой зависимости совершен, мы получаем здорового человека. Если же человек застревает на стадии квазинезависимости, то это путь к формированию невротических расстройств, куда относятся и симптоматические неврозы, и неврозы характера.

Фейрберн выделяет 4 основных разновидности невротических заболеваний: истерическая, фобическая, абсессивная и параноидная. Каждый из двух типов компенсаторных объектов, может быть спроецирован во внешний мир, или оставаться внутри «Я». Возникает четыре возможные комбинации:

1) И соблазняющая, и отвергающая грудь остаются внутри «Я»; «У меня есть желание, но я себе запрещаю».

2) И соблазняющая, и отвергающая грудь спроецированы во внешний мир. «Меня завлекают, но мне грозит опасность»

3) Соблазняющая грудь остается внутри, отвергающая проецируется вовне. «У меня есть желание, но мне грозит опасность».

4) Отвергающая грудь остается внутри, соблазняющая проецируется вовне. «Меня завлекают, но я себе запрещаю».

Фейрберн не оставил какой-то обобщающей монографии, все его идеи разбросаны по ряду статей. Самая известная и целостная из них – «Пересмотр психопатологий неврозов и психозов», 1941. Синтез того, что писал Фейрберн, делался уже теми, кто обобщал его наследие, например, Гантрип.

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-06-04; Просмотров: 2364; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.011 сек.