Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Складывается более отчетливое ощущение собственного тела, его границ и внутренней согласованности




В этот период ребенок развивает способность к интенсивной близости с другим человеком. Создается фундамент, невербальная основа, на которой затем будут строиться все социальные взаимодействия. Именно эта основа послужит и базой для развития речевой активности.

Аналогичным путем появляются ощущения связанные с другим человеком, когда намеренья и обратной связи от мышц нет, а действие происходит. И, наконец, действие вместе с другим, мама учит хлопать малыша в ладоши, он испытывает те же ощущения, но отсутствует намерение, появляется ощущение события, которое происходит совместно с другим человеком.

Это один из самых важных актов этого периода. Ребенок переживает изменения своего состояния через другого человека, - смена подгузников, кормление, купание. Телесные чувства, физическая интимность, контакт глаз создают ситуацию безопасности. Сохраняется ощущение отдельности от другого человека, граница между собой и другим сохраняется, и развитие происходит при соотнесенности с «регулирующим Самость другим». Таким образом, в этот период создается невербальная основа, на которой в последствии, как на фундаменте, будут строиться все другие способы взаимодействия с внешним миром.

Сознание субъективного «Я». Межличностная общность

(от 7 до 15 месяцев)

В возрасте от 7 до 15 месяцев развивается внутренний мир, субъективное переживание себя, которое скрыто от всех, но которое при желании можно разделить с другим человеком. Появляется способность и возрастает потребность разделить свои внутренние переживания с кем-то, фокус развития смещается от регулирования внутренних ощущений другим к потребности разделить его в межличностном пространстве, складывается область интерсубъективной соотнесенности.

Психические состояния в общении между людьми теперь могут быть «прочитаны», узнаны, угаданы, под них можно подстроиться. Природа же соотнесённости теперь значительно глубже, чем в предыдущий период. Важно заметить, что область интерсубъективной соотнесённости (как и область центральной соотнесённости, описанная выше) исходит из сознания, не вербализуясь. Фактически переживание интерсубъективной, как и ядерной соотнесённости может быть лишь намечено; его трудно описать, хотя поэты могут заставить читателя ощутить его.

Ребенок открывает, какие аспекты своего опыта он может разделить с другим человеком, какие моменты этого опыта принимаются и одобряются, а какие отвергаются. Центральное место начинают занимать внутренние намерения и разделение внутреннего мира с другим. Решающее значение приобретает аффективная настройка, до какой степени мать и ребенок способны настраиваться на аффекты друг друга. Такая настройка как бы создает в отношениях схему, в которой у ребенка появляется ощущение, что «я знаю, что ты знаешь, что со мной». Несоответствие между внутренними переживаниями и их интерпретацией матерью, может вызывать агрессию, которой раньше не было. Этот период развития по Штерну, соответствует наибольшей слитности между матерью и ребенком.

К концу этого периода у младенца появляется третья организующая субъективная точка зрения на себя-и-других, которая включает в себя сознание того, что «я», равно как и «другой», представляем кладезь личного опыта и личных знаний. Появляется возможность построить заключение типа: «я знаю, что в холодильнике есть сок, и я знаю, что я хочу пить». Более того, это знание может быть объективизировано, и выражено в символах, содержащих в себе значения, которые можно передать другому, поделиться с другим. Ребенок, входит в мир слов.

Сознание «вербальной» соотнесенности

(с 15 месяцев)

Как только, ребёнок приобретает способность создавать и делиться различными мнениями и взглядами, появляется сознание «вербального» Я, действующее в «области вербальной соотнесённости». Это качественно новая область с широкими, практически неограниченными возможностями для межличностного общения. И снова этот новый вид самосознания основывается на новом наборе способностей: способность объективизации Я, способность к саморефлексии, способность понимать язык и говорить, на первый план выходит символическое мышление.

С момента освоения нового способа коммуникации с внешним миром у ребенка развивается способность к разыгрыванию на внутренней сцене различных событий, связанных с настоящим, прошлым и проецировать их в будущее. Появляется способность использовать знаки и символы, для обозначения других и себя. В его арсенале появляются местоимения «я», «мое», появляются способности к эмпатии, что говорит о том, что ребенок способен представить себя на месте другого. Формируется поло ролевая идентификация и сознание своего объективного Я.

Опыт, приобретенный в областях «появляющейся», «ядерной» и «интерсубъективной» соотнесенности, который продолжает накапливаться, несмотря на появление речи, может лишь частично быть передан в область с вербальной соотнесенности.

Слова теперь становятся основной формой взаимодействия, основным способом передачи информации, соотнесения своего внутреннего мира и объективной реальности. Язык разделяет мысль и испытываемую эмоцию, он раскалывает богатые и сложные целостные переживания на относительно бедные отдельные составляющие. Нарушается простая целостность опыта, появляется две различные версии одного и того же события, глубоко переживаемая и основывающаяся на довербальном опыте и выражаемая словами.

Иными словами, появляется тайная Самость, появляются те слои, уровни переживания себя, которые исключены из «официального» опыта речевого взаимодействия. Гармония разрушена.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-06-04; Просмотров: 968; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.009 сек.