Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Коммуникация как организатор




Психическое развитие ребенка продолжается, так сказать, путем добавления концентрических окружностей к небольшому первоначальному ядру. Первоначальным ядром при рождении является наследственное оснащение. Первое добавление состоит в созревании перцептивной системы, с одной стороны, и в развитии ее катекси-са — с другой. Это позволяет ребенку достичь восприятия, положить начало отношениям с окружающими и дифференцировать «я» от «не-я». Вторым пластом является дифференциация одушевленного от неодушевленного, сопровождающаяся катексисом либидинозного объекта; ее индикатором служит появление тревоги восьми месяцев. Как первый, так и второй индикаторы (улыбка и тревога восьми месяцев) оперируют в терминах действия, физического поворота к объекту или от него. Третий пласт состоит в установлении отношений с окружением, с тем, что имеет характер не-Самости (в терминах Джорджа Г. Мида с «другим» и «обобщенным другим»). Отношения с «обобщенным другим», с социальным миром, строятся по схеме отношений с либидинозным объектом, хотя либидинозный объект остается уникальным и отличным от «обобщенного другого». Индикатором формирования третьего пласта является приобретение семантического «нет», и оно знаменует начало осознания Самости.

Переформулированные в аспекте понятия организатора, первые два организатора относятся к сфере разрядки влечения посредством действия; третий организатор кладет начало примату коммуникации, которая в возрастающей степени замещает действие.

С точки зрения расходования индивидом энергии важно, что этот прогресс приводит также к сохранению энергии и в то же время является несоизмеримо более эффективным в достижении целей индивида. Коммуникация является обходной функцией и, подобно всем обходным функциям, она осуществляется по образу действия принципа реальности, а именно через откладывание удовлетворения влечения с целью достижения этого удовлетворения более эффективным способом.

На мой взгляд, новое измерение, добавившееся к объектным отношениям благодаря обретению отрицания, явилось поворотным пунктом в предыстории человека. Оно определило человека как вид, отли-

чающийся от всех остальных уровнем его социальных отношений. Разумеется, в сообществах животных также имеются свои социальные отношения, некоторые — основанные на действии, некоторые — на рефлексном поведении, некоторые — на химизмах и тропизмах. Эти сообщества также обладают своими системами коммуникации, хотя мы склонны считать, что они являются «эгоцентрическими». Достижение абстракции, необходимой, чтобы сформулировать «нет», поднимает коммуникацию на аллоцентрический уровень. При этом она становится матрицей социальных отношений на человеческом уровне.

Оглядываясь назад на наши выводы о происхождении коммуникации, мы ясно видим, что при рождении и долгое время после него действие и коммуникация — это одно и то же. Действие, совершаемое новорожденным, является всего лишь разрядкой влечения. Но то же самое действие, увиденное наблюдателем, содержит сообщение от новорожденного.

Коммуникация отделилась от действия в результате постоянно повторяющегося переживания отсрочки в удовлетворении потребности. Эта фрустрация трансформирует действие, являющееся средством разрядки, в средство коммуникации. Долгий процесс развития — долгий с точки зрения жизни младенца — приводит к точке, где действие и коммуникация четко отделяются друг от друга. Затем коммуникация становится направленной; еще позже коммуникация эволюционирует в пригодную замену действия в социальном общении, когда начинающий ходить ребенок осознает, что направляет сообщение «другому». Символы, жестовые или вербальные, используются теперь для передачи не только идеационных содержаний, но и психических операций, имеющих характер динамических процессов. Наиболее ранними репрезентантами абстрактных символических жестов являются покачивание головой, означающее «нет», и кивание головой, означающее «да».

Но мы не должны упустить из виду, что, хотя семантический жест кивания головой в знак согласия и покачивание головой в знак отказа имеют диаметрально противоположное значение, в моторных прототипах обоих жестов этой антитезы не существует. И покачивание головой при укоренении, и кивающие движения головой по направлению к груди вызываются неудовольствием, возникающим в состоянии внутреннего напряжения. Покачивание головой и кивание головой являются выражением — в терминах Фрейда — аппетитивного, утвердительного стремления, стремления к согласию, единению; одним словом, выражением «да».

Ибо бессознательное не имеет «нет». Поэтому моторными прототипами «да» и «нет», первой формой, в которой эти жесты возникают у не обладающего сознанием новорожденного, было «да».

С психоаналитических позиций это очевидно. Но это является столь же убедительным и для принципов психологии развития. С точки зрения развития два этих жестовых прототипа возникают в период недифференцированности, когда не только «да» нельзя было отличить от «нет», но и когда наблюдатель даже плач путает со смехом.

Дифференциация этих проявлений, как и любого другого сектора личности младенца, должна произойти еще до того, как возникнет первая стадия направленной досемантической коммуникации. Однако дифференциация — это прогрессивный процесс, который развертывается в рамках объектных отношений. Каждый из последующих шагов этого процесса характеризуется созданием телесных паттернов поведения, нацеленных на коммуникацию. Ребенок один за другим отказывается от этих паттернов, потому что они уже не пригодны для выражения возрастающей сложности того, что ему хочется сообщить. Помимо того что ребенок создает новые паттерны поведения, такие, как вокализация и т.д., он вынужден также прибегать к помощи уже оставленных паттернов. Среди них в силу своего происхождения от первоначального поведения, приближающего к консуммации удовлетворения потребности, кивание и покачивание головой являются особенно пригодными. Они станут конечными репрезентантами отказа и согласия и в то же время первыми индикаторами абстрактных идеационных процессов.

Для целей коммуникации покачивание головой и кивание головой лучше других моторных паттернов поведения и по другой причине. Они являются наиболее заметными и последовательными паттернами поведения фрустрирующего объекта любви. Ребенок приобретает их через механизм идентификации с агрессором. Это — процесс, в результате которого филогенетически доступный моторный паттерн в качестве онтогенетически развившегося жеста в конечном счете начинает служить семантической коммуникации.

Мы попытались представить некоторые наши фактические данные и предварительные идеи, касающиеся этого процесса. Наше главное знание о нем содержится во фрейдовском «Отрицании». Задачей будущего исследования должно стать выяснение последовательных шагов в этом процессе путем дальнейшего наблюдения.

Суммируя выводы, к которым мы пришли, начнем с утверждения, что архаические моторные паттерны используются в сообщении понятий «нет» и «да» с помощью жестов. Эти моторные паттерны составляют часть задатков (Anlage) и доступны уже при рождении. В филогенетическом отношении морфологические структуры, необходимые для совершения этих движений, у человека, как и у всех млекопитающих, имеются. Помимо этого морфологического потенциала мы обнаруживаем, что покачивание головой — в форме цефалогирических движений — является прочно закрепленным паттерном поведения млекопитающих, сформировавшимся в процессе филогенеза у альтрициалов. Кивание головой также имеет эволюционную историю, которая восходит к этологическому классу прекоциалов. У человека оба этих моторных паттерна можно продемонстрировать в ситуации кормления; это наводит на мысль о том, что человек сочетает в себе определенные свойства альтрициалов с некоторыми свойствами прекоциалов. Но если вращение головой в ответ на тактильную стимуляцию существует у человека уже с рождения, то кивание головой — нет. Кивание головой у

человека будет активировано только в три месяца, когда он достигнет стадии зрелости, которой прекоциал обладает уже при рождении.

Роль этих двух моторных паттернов в раннем удовлетворении оральной потребности делает их пригодными для конечного использования как средства коммуникации.

Однако того, что моторный паттерн покачивания головой наследуется филогенетически, само по себе недостаточно, чтобы детерминировать его использование в коммуникации. Даже если добавить к этому, что в самом р" аннем возрасте он используется в процессах удовлетворения потребности в пище и обеспечивает выживание, этого все равно недостаточно, чтобы наделить его тем значением, которое он в конечном счете будет иметь в качестве семантического сигнала, хотя он и вносит свой вклад в это значение.

И моторный паттерн, и функция удовлетворения потребности являются продуктом унаследованных процессов созревания. Однако наделение моторного паттерна семантическим значением обусловливается процессом развития, взаимообменами в рамках объектных отношений. Семантический жест и слово могут развиться только тогда, когда взаимодействие между объектными отношениями и перемещениями эндопсихической энергии вызывает специфическое изменение в структуре Эго. Перестройка в Эго принимает форму защитного механизма идентификации с агрессором.

Поэтому семантическое использование покачивания головой, означающего «нет», и кивания головой, означающего «да», основывается на индивидуальной личной истории, Но на первом году жизни личная история в значительной степени определяется двумя условиями, которые универсальны для всего человечества: с одной стороны, беспомощностью младенца, с другой стороны, стремлением матери обеспечить каждую его потребность. Появление цефалогирического моторного паттерна при рождении — это филогенетический осадок, вектор, так сказать, этих двух сил. Они продолжают взаимодействовать на протяжении всего первого года жизни и вместе с цефалогири-ческими движениями и другим наследственным оснащением являются атрибутами объектных отношений.

Таким образом, хотя они и не являются повсеместными, покачивание головой, означающее «нет», и кивание головой, означающее «да», принадлежат, пожалуй, к наиболее широко распространенным семантическим жестам на земле. Тот факт, что может существовать (и действительно существует) множество культур, в которых кивание головой означает «нет», а покачивание головой означает «да», а также других культур, где эти два жеста могут быть неизвестны, не опровергает наш тезис. Мы полагаем, наше обсуждение показало, что эти изменения проистекают из особенностей воспитания детей, институтов и истории данной культуры.

Существование таких отклоняющихся семантических жестов не влияет на наши предположения о том, как приобретаются первые семантические жесты. Кроме того, это не имеет никакого отношения к

нашей гипотезе о движущих силах, результатом которых является формирование первого понятия. Они включают в себя использование агрессивного катексиса в психических операциях и присоединение агрессивных зарядов к используемому в объектных отношениях механизму, приводящему к замене действия — деструктивного или любого другого — коммуникацией. Эта формулировка в равной мере относится к тем культурам, в которых покачивание головой, означающее «нет», или кивание головой, означающее «да», не используется. Использование покачивания и кивания головой в качестве семантических сигналов широко распространено, но не универсально. Что является универсальным, так это путь, который ведет к их развитию, даже если возникающий в конечном счете жест отличается. Начинаясь с врожденного моторного паттерна укоренения у новорожденного, который не обладает сознанием и для которого не существует «нет», этот путь в итоге приводит к понятию отрицания и к сознательному использованию семантического «нет» для коммуникации. Это — путь к гуманизации человека.

Библиография

Adatto, С. Р. (1 956), On Pouting. J. Am. Psa. Assn., V.

Adrian, E. D. (1946), The Mental and the Physical Origins of Behavior. Int. J. Psa., XXVII.

Baerends. G. P. (1950), Specializations in Organs and Movements with a Releasing Function.

Sympos. Soc. Exper. Biol., IV.

Baldwin, A. C. (1955), Behavior and Development in Children. New York: Dryden. Bernfeld, S. (1925), Psychologie des Sauglings. Vienna: Springer. Bierens de Haan, J. A. (1929), Animal Language in Its Relation to That of Man. Proceedings

of the Cambridge Philosophical Society. Cambridge: University Press. Bolk, L. (1926), Das Problem der Menschwerdung. Jena: Fischer. Bowlby, J. (1953), Critical Phases in the Development of Social Responses in Man. New

Biology, XIV London: Penguin Books.

Brody, S. (1956), Patterns of Mothering. New York: International Universities Press. Buehler, K. (1924), Die geistige Entwickhmg des Kindes. Jena: Gustav Fischer. (1934), Sprachtheorie. Jena: Gustav Fischer.

Bychowski, G. (1956), The Ego and the Introjects. Psa. Quart; XXV. Carmichaf.l, L. (1934), An Experimental Study in the Prenatal Guinea Pig of the Origin

and Development of Reflexes and Patterns of Behavior in Relation to the Stimulation of

Specific Receptor Areas during the Period of Active Fetal Life. Genet. Psychol. Mon.,

XVI.

Christoffel, H. (1950), Gahnen und sich Dehnen (Rakeln). Schweiz, med. Wschr., LXXXI. Cobliner, W. G. (1955), Intracommunication and Attitude: A Methodological Note. J.

Psychol, XXXIX. Craig, W. (1922), A Note on Darwin's Work «The Expression of the Emotions in Man and

Animals.»./. Abn. & Soc. Psychol., XVI.

Critchley, M. (1939), The Language of Gesture. London: E. Arnold & Co. Darwin, С R. (1873), The Expression of the Emotions in Man and Animals. New York:

Philosophical Library, 1955.

(1877), A Biographical Sketch of an Infant. Mind, II. Dearborn, G. V N. (1910), Motor Sensory Development. Observations on the First Three

Years of a Child. Baltimore: Warwick & York.

De Lacuna, G. M. (1927), Speech, Its Function and Development. New Haven: Yale Univ.

Press.

Deutsch, F. (1947), Analysis of Postural Behavior. Psa. Quart., XVI. (1949), Thus Speaks the Body. Transactions of the N. Y. Academy of Sciences, Series 2.

XII, No. 2.

(1952), Analytic Posturology. Psa. Quart., XXI. Donaldson, H. H. (1916), Growth Changes in the Mammalian Nervous System. Harvey

Lecture Series, XII.

Engel, G. L. & Reichsman, F. (1956), Spontaneous and Experimentally Induced Depression in an Infant with a Gastric Fistula: A Contribution to the Problem of Depression. J. Am.

Psa. Assn., IV.

Faber (1850), Uber das krampfhafte Kopfnicken. J. f. Kinderkrankheiten (Erlangen), XIV. Fenichel, O. (1945), The Psychoanalytic Theory of Neurosis. New York: W. W. Norton. Finkelstein, H. (1938), Sauglingskraiikheiten. Amsterdam: Eisevier. Flach, A. (1928), Psychologie der Ausdrucksbewegungen. Arch. d. ges. Psycho!.. LXV. FlOoel, J. С (1930), The Psychology of Clothes. London: Hogarth. Foulkes (Fuchs), S. H. (1937), On Introjection. Int. J. Psa., XVIII. Freud, A. (1936), The Ego and the Mechanisms of Defense. New York: International

Universities Press, 1946.

(1951), A Connection between the States of Negativism and of Emotional Surrender.

Paper read at the 17th Int. Psa. Congress. Abstract: Int. J. Psa., XXXIII, 1952.

(1952), The Role of Bodily Illness in the Mental Life of Children. The Psychoanalytic

Study of the Child, VII. New York: International Universities Press.

(1953), Some Remarks on Infant Observation. The Psychoanalytic Study of the Child,

VIII. New York: International Universities Press. Freud, S. (1895), Entwurf einer Psychologie. In: Aus den Anfangen der Psychoanalyse.

London: Imago Publ. Co., 1950.

(1895a), Project for a Scientific Psychology. In: The Origins of Psychoanalysis. New

York: Basic Books, 1954.

(1900), The Interpretation of Dreams. Standard Edition, III & IV. London: Hogarth

Press, 1953.

(1905), Fragment of an Analysis of a Case of Hysteria. Standard Edition, VII. London:

Hogarth Press, 1953.

(1905a). Three Essays on the Theory of Sexuality. Standard Edition, VII. London: Hogarth

Press, 1953.

(1905b). Wit and Its Relation to the Unconscious. The Basic Writings ofSigmund Freud.

New York: Random House, 1938.

(1908), Character and Anal Erotism. Collected Papers, II. London: Hogarth Press, 1924.

(1910), The Antithetical Meaning of Primal Words. Collected Papers, IV. London: Hogarth

Press, 1925.

(1911), Formulations Regarding the Two Principles in Mental Functioning. Collected

Papers, IV. London: Hogarth Press, 1925.

(1914), On Narcissism: An Introduction. Collected Papers, IV. London: Hogarth Press,

1925.

(1917), A General Introduction to Psychoanalysis. Garden City, N. Y: Garden City

Publishing Co., 1943.

(1920), Beyond the Pleasure Principle. Standard Edition, XVIII. London: Hogarth Press, 1955.

(1924), Metapsychological Supplement to the Theory of Dreams. Collected Papers, IV.

London: Hogarth Press, 1925.

(1925), Negation. Collected Papers, V. London: Hogarth Press, 1950.

(1926), The Problem of Anxiety. New York: W. W. Norton, 1936.

(1931), Female Sexuality. Collected Papers, V. London: Hogarth Press, 1950.

(1938), Splitting of the Ego in the Defensive Process. Collected Papers, V. London:

Hogarth Press, 1950.

(1939), An Outline of Psychoanalysis. New York: W. W. Norton, 1949. Fries, M. (1947), Diagnosing the Child's Adjustment through Age-Level Tests. Psa. Rev.,

XXXIV. Gamper, E. (1926), Bau und Leistung eines menschlichen Mittelhirnwesens, II. Ztschr. f.

d. ges. Neurol. & Psychiat., CIV. Gardner, G. E. (1956). Affects, Object Relations and Gastric Secretions. Panel Report.

Annual Meeting, Am. Psa. Assn., 1955. J. Am. Psa. Assn., IV. Gesell, A. (1954), The Ontogenesis of Infant Behavior. In: Manual of Child Psychology,

ed. L. Carmichael. 2nd Ed. New York: J. Wiley & Sons.

Glauber, I. P. (1943), Psychoanalytic Concepts of the Stutterer. Ne/r. Child, II. Glover, E. (1930), Grades of Ego-Differentiation. In: On the Early Development of Mind.

New York: International Universities Press, 1956.

(1933), The Relation of Perversion Formation to the Development of the Reality Sense.

Int. J. Psa., XIV.

(1935), The Developmental Study of the Obsessional Neurosis. Int. J. Psa., XVI.

(1943), The Concept of Dissociation. In: On the Early Development of Mind. New York:

International Universities Press, 1956.

Gostynski, E. (1951), A Clinical Contribution to the Analysis of Gestures. Int. J. Psa., XXXII. pREENSON, R. R. (1949), The Psychology of Apathy. Psa. Quart., XVIII.

(1954), The Struggle against Identification. J. Am. Psa. Assn., II.

(1954), About the Sound «Mm...» Psa. Quart., XXIII. Gunther, M. (1956), Instincts and the Nursing Couple. Lancet, CCLXVIII. Hartmank, H. (1939), Ichpsychologie und Anpassungsproblem. Int. Ztschr. f Psa. & Imago,

XXIV Частично перев. в: Organisation and Pathology of Thought, ed. D. Rapaport.

New York: Columbia University Press, 1951.

(1947), On Rational and Irrational Action. In: Psychoanalysis and the Social Sciences,

I. New York: International Universities Press.

(1950), Comments on the Psychoanalytic Theory of the Ego. The Psychoanalytic Study

of the Child, V. New York: International Universities Press.

(1951), Technical Implications of Ego Psychology. Psa. Quart., XX.

(1953), Contribution to the Metapsychology of Schizophrenia. The Psychoanalytic Study

of the Child, VIII. New York: International Universities Press.

(1955), Notes on the Theory of Sublimation. The Psychoanalytic Study of the Child, X.

New York: International Universities Press.

(1956), The Development of the Ego Concept in Freud's Work. Int. J. Psa., XXXVII. & Kris, E,, Loewenstein, R. M. (1946), Comments on the Formation of Psychic Structure.

The Psychoanalytic Study of the Child. II. New York: International Universities Press. Hebb, D. O. (1955), The Mammal and His Environment. Am.. /. Psychiat., CXI. Hoffer, W. (1949), Mouth, Hand and Ego Integration. The Psychoanalytic Study of the

Child, III/IV. New York: International Universities Press.

(1950), Oral Aggressiveness and Ego Development. Int. J. Psa., XXXI. Hooker, D. (1939), Fetal Behavior. Publ. Assn. Res. Nerv. if Men/. Dis., XIX.

(1952), The Prenatal Origin of Behavior. Lawrence: Univ. of Kansas Press. Howe, L. P. (1955), Some Sociological Aspects of Identification. In: Psychoanalysis and

the Social Sciences, IV. New York: International Universities Press. Hug-Hellmuth, H. (1919), A Study of the Mental Life of the Child. Nerv. & Ment. Dis.

Monogr, XXIX.

(1921), Aus clem Seelenlehen des Kindes. Leipzig-Vienna: Dcuticke.

Inhelder, В. (1956), Die affektive und kognitive Entwicklung des Kindes. Schweiz. Ztsclu:

f Psycho!., XV. Isakower, O. (1938), A Contribution to the Pathopsychology of Phenomena Associated

with Falling Asleep. Int. J. Psa., XIX. Jacobson, E. (1954), The Self and the Object World. The Psychoanalytic Study of the Child,

IX. New York: International Universities Press.

James, W. (1890), Principles of Psychology. New York: Dover Publications, 1950. Kasanin, J. S. (1944), Language and Thought in Schizophrenia. Berkeley: University of

California Press. Kris, E. (1950), Psychoanalytic Explorations in Art. New York: International Universities Press.

(1955), Neutralization and Sublimation: Observations on Young Children. The

Psychoanalytic Study of the Child, X. New York: International Universities Press.

(1956), On Some Vicissitudes of Insight in Psychoanalysis. Int.. /. Psa., XXXVII. & Speier, H., et al. (1944), German Radio Propaganda. Report on Home Broadcasts During

the War. London, New York: Oxford University Press. Krout, M. (1935), Autistic Gestures. Psycho!. Monogr, CCVIII. Kubie, L. S. (1953), The Distortion of the Symbolic Process in Neurosis and Psychosis. J.

Am. Psa. Assn., I.

(1956), Influence of Symbolic Processes on the Role of Instincts in Human Behavior.

Psychosom. Med; XVIII. Kulovesi, Y. (1939), Die Ausdrucksbewegungen der Bejahung und der Verneimmg. Int.

Ztschr.f Psa., XXIV. Kussmaul, A. (1859), Untersuchungen iiber das Seelenleben des neugeborenen Menschen.

Leipzig: Winter.

La Barre, W. (1947), The Cultural Basis of Emotions and Gestures../. of Personality, XVI. Lalande, A. (1932), Vocabulaire de la philosophic. Paris: Alcan. Landauer, K. (1926), Die kindliche Bewegungsunruhe. Int. Ztschr. f. Psa.. Xll. Latif, I. (1934), The Physiological Basis of Linguistic Development and of the Ontogeny

of Meaning, I, II, III. Psychol. Rev,. XLI. Levy, D. M. (1934), Experiments on the Sucking Reflex and Social Behavior of Dogs. Am.

J. Orthopsychlat., IV. Lewin, B. D. (1946), Sleep, the Mouth and the Dream Screen. Psa. Quart.. XV.

(1950), The Psychoanalysis of Elation. New York: W. W. Norton.

(1953), The Forgetting of Dreams. In: Drives, Affects, Behavior, ed. R. M. Loewenstein.

New York: International Universities Press. Lewis, M. M. (1936), Infant Speech. London: Kegan Paul. Linn, L. (1955), A Psychoanalytic Contribution to Comparative Neuropsychiatry. Paper

read at the Midwinter Meeting of the American Psychoanalytic Association, New York,

December 1955. Loewenstein, R. M. (1956), Some Remarks on the Role of Speech in Psycho-Analysis. Int.

J. Psa, XXXVII. Lorenz, K. (1950), The Comparative Method in Studying Innate Behavior Patterns. Sympos.

Soc. Exper. Biol. IV. Magnus, R. (1924), Korperstellung. Berlin: Springer.

& de Kleyn, A. (1912), Die Abhangigkeit des Tonus der Extremi-tatsmuskeln von

der Kopfstellung Pflug Arch. ges. Physio!., CXLV. Mahler, M. S. (1952), On Child Psychosis and Schizophrenia: Autistic and Symbiotic

Infantile Psychoses. The Psychoanalytic Study of the Child, VII. New York: International

Universities Press.

& Gosliner, B. J. (1955), On Symbiotic Child Psychosis. The Psychoanalytic Study of

the Child, X. New York: International Universities Press.

Margolin, S. G. (1953), Psychophysiological Studies of Fistulous Openings into the Gastrointestinal Tract. J. hit. Sinai ilosp.. XX.

(1953a), Genetic and Dynamic Psychophysiological Determinants of Pathophysiological Processes. In: The Psychosomatic Concept in Psychoanalysis, ed. F. Deutsch. New York: International Universities Press.

(1954). Psychotherapeutic Principles in Psychosomatic Practice. In: Recent Developments in Psychosomatic Medicine, ed. E. D. Wittkower and R. A. Cleghorn. Philadelphia: J. B. Lippmcott

Masserman, J. H. (1944), Language, Behavior and Dynamic Psychiatry. Int. J. Psa., XXV.

McGraw, M: B. (1935), Growth: A Study of Johnny and Jimmy. New York: Appleton-

Century.

(1946), Maturation of Behavior. In: Manual of Child Psycholog)', ed. L. Cannichael.

New York: J. Wiley & Sons.

Mead, G. H. (1934), Mind, Self, and Society. Chicago: Univ. of Chicago Press. Meerloo, J. A. M. (1952), Conversation and Communication. New York. International

Universities Press.

Minkowski, M. (1916), Zur Physiologie der vorderen und hinteren Zentralwmdung. Доклад, прочитанный на XI. Съезде Швейцарского неврологического общества,

Берн, 13— 14 МШ. Neunil. Centralblatt, XXXVI, 1917.

(1922), Uber frahzeitige Bewegungen und muskulare Reaktionen beim menschlichen Foetus

und ihre Beziehungen zum foetalen Nerven— und Muskelsystem. Schweiz. med. Wschr, III. Mittelmann, B. (1954), Motility in Infants, Children and Adults. The Psychoanalytic Study

of the Child, IX. New York: International Universities Press. Montagu, M. F. A. (1950), Constitutional and Prenatal Factors in Infant and Child Health.

Problems of Infancy and Childhood. New York: Josiah Macy Jr. Foundation.

(1953), The Sensory Influences of the Skin. Texas Reports on Biol. & Med., XI. Nunberg, H. (1931), The Synthetic Function of the Ego. In: Practice and Theory of

Psychoanalysis. New York: International Universities Press, 1955.

(1952), Panel on Problem of Identification. Reporter: H. A. Wiggers. Midwinter Meeting

1952. J. Am. Psa. Assn., I. (p. 547). Ostow, M. (1955), Psychic Contents and Processes of the Brain. Psychosom. Med., XVII.

Pepys, S. (1667), Diary.

Piaget, J. (1936), The Origins of Intelligence in Children. New York: International

Universities Press, 1952.

(1945), Play, Dreams and. Imitation in Childhood. New York: W. W. Norton, 1951. Ploss, H., Bartels, M. & Bartels, P. (1927), Das Weib. Berlin: Neufeld & Henms Verlag. Portmann, A. (1951), Biologische Fragmente zu einer Lehre vom Menschen, Basel: B.

Schwabe & Co.

(1953), Das Tier als soziales Wesen. Zurich: Rhein Verlag.

(1956), Zoologie und das neue Bild des Menschen. Hamburg: Rowohlt. Pratt, К. С (1946), The Neonate. In: Manual of Child Psychology, ed. L. Carmichael.

New York: J. Wiley & Sons, Inc. prechtl, H. F. R. (1950, 1951), Auslosende und steuernde Mechanismen des Saugaktes.

Ztschr. vergl. Physiol XXXII, XXXIII.

(1952), Angeborene Bewegungsweisen junger Katzen. Expenentia, VIII.

(1952a). Uber die Adaptation des angeborenen Auslosemechanis-mus. Die

Naturwissenschaften. XXXIX.

(1955), Die Entwicklung der fruhkindlichen Motorik I, II, III. A motion picture. Institut

fur den wissenschaftlichen Film. Goettingen.

& Schleidt, W. M. (1950), Ztschr.f vgl. Physiol., XXXII. preyer, W. (1893), Mental

Development in the Child. New York: Appleton. Rangell, L. (1954), The Psychology of Poise. Int. J Psa., XXXV.

Rapaport, D. (1950), Book Review of N. Wiener's Cybernetics. Psa. Ouar!., XIX.

(1951), Toward a Theory of Thinking. In: Organization and Pathology of Thought. New

York: Columbia University Press.

Raudnitz, R. W. (1897), Zur Lehre vom Spasmus Nutans. J. J. Kinderh., Leipzig, XLV. Revesz, G. (1956), The Origins and Prehistory of Language. New York: Philosophical Library. Rippin, R. & Hetzer, H. (1930), Friihestes Lernen des Sauglings in der Ernahrungssituation,

Ztschr. f. Psychol. CXVIII.

Russell, B. (1948), Human Knowledge, Its Scope and Limits. New York: Simon & Schuster. Schilder, P. (1935), The Jmage and Appearance of the Human Body. New York: International

Universities Press, 1950. Scott, J. P. & Marston, M. V. (1950), Critical Periods Affecting the Development of Normal

and Mal-Adjustive Social Behavior of Puppies. J. Genet. Psychol., LXXV1I. Seitz, A. (1940), Die Paarbildung bei einigen Cichliden I. Ztschr. f. Tierpsychol, IV. Sharpe, E. F. (1940), Psychophysical Problems Revealed in Language: An Examination of

Metaphor. Int. J. Psa. XXI. Sherrington, C. S. (1906), The Integrative Action of the Nervous System. New Haven: Yale

University Press. 1947.

Spielrein, S. (1922), Die Entstehung der kindlichen Worte Papa und Mama. Imago. VIII. Spitz, R. A. (1934), Points cruciaux du developpement psychique de 1'enfant. Lecture

given at the Sorbonne.

(1945), Diacritic and Coenesthetic Organizations. Psa. Rev., XXXII.

(1945a), Hospitalism. The Psychoanalytic Study of the Child. I. New York: International

Universities Press.

(1947), Weaning. A motion picture. Studies of the Psychoanalytic Research Project on

Problems of Infancy (не выпущен на экран).

(1950), Anxiety in Infancy: A Study of Its Manifestations in the First Year of Life. Int. J.

Psa., XXXI.

(1951), Purposive Grasping. J. Personal, I.

(1954), Genese des premieres relations objectales. Rev. Franc. Psychanal, XVIII.

(1954a). Infantile Depression and the General Adaptation Syndrome. In: Depression,

ed. P. H. Hoch & J. Zubin. New York: Grune & Stratton.

(1955), A Note on the Extrapolation of Ethological Findings. Int. J. Psa., XXXVI.

(1955a). The Primal Cavity. The Psychoanalytic Study of the Child, X. New York:

International Universities Press.

(1957), Die Entstehung der ersten Objektbeuehungen. Stuttgart: Klett. Sterba, R. (1934), The Fate of the Ego in Analytic Therapy. Int. J. Psa., XV. Sugar, N. (1941), Zur Frage der mitmschen Bejahung und Verneinung. Int. Ztschr. Psa., XXVI. Taine, H. (1876), Note sur Г acquisition du langage chez les enfants et dans l'espece humaine

Rev. Phil., I. Перев. в: Mind, II, 1877. Tilney, F. & Casamajor, L. (1924), Myelinogeny as Applied to the Study of Behavior.

Arch. Neurol & Psychtat., XII.

& Kubie, L. S. (1931), Behavior and Its Relation to the Development of the Brain. Bull.

Neurol. Inst. ofN. K, I.

Tinbergen, N. (1951), The Study of Instincts. London: Oxford University Press. Von Senden, M. (1932), Raum und Gestaltauffassung bei operierten Blindgeborenen vor

und nach der Operation. Leipzig: Johann Ambrosius Barth. Warren, H (1935), Dictionary of Psychology. Boston: Houghton, Mifflin. Watson, J. B. (1924), Behaviorism. New York: W. W. Norton. Zappert, J. (1924), Zur Lehre vom Spasmus Nutans. Med Klin. Berlin, XX. Zeigarnik, B. (1927), Uber das Behalten von erledigten und unerledigten Handlungen.

Psychol. Forsck, IX.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-06-04; Просмотров: 392; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.183 сек.