Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Издательский Дом «БAXPAX» Caмapa 1998 3 страница




59. Ожидаете ли Вы окончания речи кого-либо, прежде чем начинаете говорить сами?

60. Умея плавать, прыгнули бы Вы в воду, чтобы спас­ти утопающего?

61. Способны ли Вы к напряженной учебе, работе?

62. Можете ли Вы воздержаться от неуместных заме­чаний?

63. Придаете ли Вы значение постоянному месту во время работы, приема пищи, на лекциях и т. п.?

64. Легко ли Вам переходить от одного занятия к дру­гому?

65. Взвешиваете ли Вы все «за» и «против» перед тем, как принять важное решение?

66. Легко ли Вы преодолеваете встречающиеся Вам препятствия?

67. Воздерживаетесь ли Вы от рассматривания чужих вещей, бумаг?

68. Испытываете ли Вы скуку, когда занимаетесь сте­реотипной деятельностью, которая всегда выполняется одинаково?

69. Удается ли Вам соблюдать запреты, обязательные в общественных местах?

70. Воздерживаетесь ли Вы во время разговора, выс­тупления или ответа на вопросы от лишних движений и жестикуляций?

71. Нравится ли Вам оживленное движение вокруг?

72. Нравится ли Вам работа, требующая больших усилий?

73. В состоянии ли Вы длительное время сосредота­чивать внимание на выполнении определенной задачи?

74. Любите ли Вы задания, требующие быстрых дви­жений?

75. Умеете ли Вы владеть собой в трудных жизненных ситуациях?

76. Если надо, подниметесь ли Вы с постели сразу пос­ле пробуждения?

77. Можете ли Вы после окончания порученной Вам рабо­ты терпеливо ждать, когда закончат свою работу другие?

78. Действуете ли Вы так же четко и после того, как стали свидетелем каких-либо неприятных событий?

79. Быстро ли Вы просматриваете газеты?

80. Случается ли Вам говорить так быстро, что Вас труд­но понять?

81. Можете ли Вы нормально работать не выспавшись?

82. В состоянии ли Вы длительное время работать без перерыва?

83. Можете ли Вы работать, если у Вас болит голова, зубы, и т.п.?

84. Спокойно ли Вы продолжаете работу, которую не­обходимо окончить, если знаете, что Ваши товарищи раз­влекаются и ждут Вас?

85. Отвечаете ли Вы быстро на неожиданные вопросы?

86. Быстро ли Вы говорите обычно?

87. Можете ли Вы спокойно работать, если ожидаете гостей?

88. Легко ли Вы меняете свое мнение под влиянием разумных аргументов?

89. Терпеливы ли Вы?

90. Можете ли приспособиться к ритму человека более медлительного, чем Вы?

91. Можете ли Вы планировать свои занятия так, что­бы выполнять в одно и то же время несколько взаимосвя­занных дел?

92. Может ли веселая компания изменить Ваше угне­тенное состояние?

93. Умеете ли Вы без особого труда выполнять несколь­ко действий одновременно?

94. Сохраняете ли Вы психическое равновесие, когда являетесь свидетелем несчастного случая?

95. Любите ли Вы работу, требующую множества раз­нообразных манипуляций?

96. Сохраняете ли Вы спокойствие, если кто-либо из близких страдает?

97. Самостоятельны ли Вы в трудных жизненных усло­виях?

98. Свободно ли Вы чувствуете себя в большой или не­знакомой компании?

99. Можете ли Вы сразу прервать разговор, если это требуется (например, при начале киносеанса, концерта, лекции)?

100. Легко ли Вы приспосабливаетесь к методам рабо­ты других людей?

101. Нравится ли Вам часто менять род занятий?

102. Склонны ли Вы брать инициативу в свои руки, если случается что-нибудь из ряда вон выходящее?

103. Воздерживаетесь ли Вы от смеха в неподходящих случаях?

104. Начинаете ли Вы работать сразу же интенсивно?

105. Решаетесь ли Вы выступить против общественно­го мнения, если Вам кажется, что Вы правы?

106. Удается ли Вам преодолеть состояние временной депрессии (подавленности)?

107. Нормально ли Вы засыпаете после сильного ум­ственного утомления?

108. В состоянии ли Вы спокойно долго ждать, напри­мер, в очереди?

109. Воздерживаетесь ли Вы от вмешательства, если заранее известно, что оно ни к чему не приведет?

110. Можете ли Вы спокойно аргументировать свои высказывания во время бурного разговора?

111. Можете ли Вы мгновенно реагировать на необыч­ную ситуацию?

112. Ведете ли Вы себя тихо, если Вас об этом просят?

113. Соглашаетесь ли Вы без особых внутренних коле­баний на болезненные врачебные процедуры?

114. Умеете ли Вы интенсивно работать?

115. Охотно ли Вы меняете места развлечений, отдыха?

116. Трудно ли Вам привыкнуть к новому распорядку дня?

117. Спешите ли Вы оказать помощь в неожиданном случае?

118. Присутствуя на спортивных соревнованиях, в цирке и т. п., воздерживаетесь ли Вы от неожиданных выкриков и жестов?

119. Нравятся ли Вам занятия, требующие по своему характеру ведения беседы со многими людьми?

120. Владеете ли Вы мимикой?

121. Нравятся ли Вам занятия, которые требуют энер­гичных движений?

122. Считаете ли Вы себя смелым человеком?

123. Прерывается ли у Вас голос (Вам трудно говорить) в необычной ситуации?

124. Можете ли Вы преодолеть нежелание работать в момент неудачи?

125. В состоянии ли Вы длительное время стоять, си­деть спокойно, если Вас об этом просят?

126. В состоянии ли Вы преодолеть свое веселье, если это может кого-нибудь задеть?

127. Легко ли Вы переходите от печали к радости?

128. Легко ли Вы выходите из равновесия?

129. Соблюдаете ли Вы без особых затруднений обяза­тельные в Вашей среде правила поведения?

130. Нравится ли Вам выступать публично?

131. Приступаете ли Вы к работе обычно быстро, без длительного подготовительного периода?

132. Готовы ли Вы прийти на помощь другому, рискуя жизнью?

133. Энергичны ли Ваши движения?

134. Охотно ли Вы выполняете ответственную работу?

ОБРАБОТКА РЕЗУЛЬТАТОВ

Оценка степени выраженности каждого свойства (силы процессов возбуждения и торможения), а также их под­вижности производится путем суммирования баллов, по­лученных за ответы на вопросы. При подсчете удобно ис­пользовать трафарет с прорезями, соответствующими ключу по шкалам. При наложении трафарета на лист с ответами, совпадение крестика в прорези с кодом соответствует оценке в два балла; если не совпадает, то испытуемый получает нулевую оценку; ответ «не знаю» оценивается в один балл. Сумма в 42 балла и выше по каждому свойству рассматри­вается как высокая степень его выраженности.

КОДЫ ОПРОСНИКА -

Сила процессов возбуждения:

Да:3,4,7,13,15,16,19,21,23,24,32, 39, 45, 56, 60, 61, 66, 72, 73, 78, 81, 82, 83, 94, 97, 98, 102, 105, 106, 113, 114, 117, 121,122,124,130,132.133,134;

Нет: 47, 51, 107, 123;

Сила процессов торможения:

Да: 2,5,8,10,12,16,27,30,36,37, 38, 41, 48, 50, 52, 53, 62, 65, 69,70,75,77,84,87,89,90,96,99,103,108, 109, 110, 112, 118, 120, 125, 126, 129;

Нет: 18,34, 36, 59,67,128;

Подвижность нервных процессов:

Да: 1,6,9.11,14,20,22,26,28,29,31,33,40,42,43, 44, 46, 49, 54, 55, 64, 68, 71. 74, 76, 79, 80. 85. 86, 88, 91, 92, 93. 95, 100, 101, 107, 111, 115, 116, 119, 127, 131;

Нет: 25, 57, 63.

МЕТОДИКА ОПРЕДЕЛЕНИЯ ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ ХАРАКТЕРИСТИКИ ТЕМПЕРАМЕНТА

Нужно ответить на каждый вопрос «да» либо «нет» и запи­сать свой ответ рядом с номером вопроса. Не следует тратить много времени на обдумывание вопросов. Дайте тот ответ, который первым приходит в голову. Отвечайте на все вопросы подряд, ничего не пропуская. Чем искреннее Вы это сделаете, тем точнее и правильнее сможете изучить свой темперамент.

№ Содержание вопроса   Да   Нет  
1. Вы любите часто бывать в компании? 2. Вы избегаете иметь вещи, которые ненадежны, непроч­ны, хотя и красивы? 3. 3. Часто ли у Вас бывают подъемы и спады настроения? 4. Во время беседы Вы очень быстро говорите? 5. Вам нравится работа, требующая полного напряжения сил и способностей? 6. Бывает ли, что Вы передаете слухи? 7. Считаете ли Вы себя человеком очень веселым и жиз­нерадостным? 8. Вы очень привыкаете к определенной одежде, ее цвету и покрою, так что неохотно меняете ее на что-нибудь другое? 9. Часто ли Вы чувствуете, что нуждаетесь в людях, ко­торые Вас понимают, могут одобрить и утешить? 10. У Вас очень быстрый почерк? 11. Ищете ли Вы себе сами работу, занятие, хотя можно было бы и отдыхать? 12. Бывает ли так, что Вы не выполняете своих обещаний? 13. У Вас много очень хороших друзей? 14. Трудно ли Вам оторваться от дела, которым поглощены, и переключиться на другое? 15. Часто ли Вас терзает чувство вины? 16. Обычно Вы ходите очень быстро, независимо от того, спешите или нет? 17. В школе Вы бились над трудными задачками до тех пор, пока не решали их? 18. Бывает ли, что иногда Вы соображаете хуже, чем обычно? 19. Вам легко найти общий язык с незнакомыми людь­ми? 20. Часто ли Вы планируете, как будете себя вести при встрече, беседе? 21. Вы вспыльчивы и легко ранимы намеками и шутками над Вами?        
22. Во время беседы обычно Вы жестикулируете? 23. Чаще всего Вы просыпаетесь утром свежим и хорошо отдохнувшим? 24. Бывают ли у Вас такие мысли, о которых Вы не хоте­ли, чтобы о них знали другие? 28. Вы любите подшучивать над другими? 26. Склонны ли Вы к тому, чтобы основательно проверить свои мысли, прежде чем их сообщать кому-либо? 27. Часто ли Вам снятся кошмары? 28. Обычно Вы легко запоминаете и усваиваете новый учеб­ный материал? 29. Вы настолько активны, что вам трудно даже несколь­ко часов быть без дела? 30. Бывало ли, что разозлившись. Вы выходили из себя? 31. Вам не трудно внести оживление в довольно скучную компанию? 32. Вы обычно довольно долго раздумываете, принимая какое-то, даже не очень важное, решение? 33. Вам говорили, что Вы принимаете все слишком близко к сердцу? 34. Вам нравится играть в игры, требующие быстроты и хорошей реакции? 35. Если у Вас что-то долго не получается, то обычно Вы все же пытаетесь сделать это? 36. Возникало ли у Вас, хотя и кратковременно, чувство раздражения к Вашим родителям? 37. Считаете ли Вы себя открытым и общительным чело­веком? 38. Обычно Вам трудно взяться за новое дело? 39. Беспокоит ли Вас чувство, что Вы чем-то хуже дру­гих? 40. Обычно Вам трудно что-то делать с медлительными и неторопливыми людьми? 41. В течение дня Вы можете долго и продуктивно зани­маться чем-либо, не чувствуя усталости? 42. У Вас есть привычки, от которых следовало бы изба­виться? 43. Вас принимают иногда за человека беззаботного? 44. Считаете ли Вы хорошим другом только того, чья симпатия к Вам надежна и проверена? 45. Вас можно быстро рассердить? 46. Во время дискуссии обычно Вы быстро находите под­ходящий ответ? 47. Вы можете заставить себя долго и продуктивно, не отвлекаясь, заниматься чем-либо? 48. Бывает ли, что Вы говорите о вещах, в которых со­всем не разбираетесь?          

 

КЛЮЧ к методике «Психологическая характеристика темперамента».

Опросник темперамента позволяет диагностировать сле­дующие полярные его свойства: экстраверсию-интроверсию, ригидность-пластичность, эмоциональную возбуди­мость, эмоциональную уравновешенность, темп реакций (быстрый-медленный), активность (высокую-низкую) и, кроме того, искренность испытуемого в ответах на вопро­сы. Каждое свойство темперамента оценивается с помо­щью кода опросника. При этом следует построчно сложить ответы «да» (в коде указаны их номера) и полученные сум­мы умножить на коэффициент (3, 2 или 1 балл), затем то же сделать с ответами «нет». После этого вычисляется об­щая сумма баллов, характеризующая конкретное свойство темперамента.

Код опросника

Свойства темперамента   Ответы «да»   Балл   Ответы «нет»   Балл  
1. Экстраверсия   1, 7, 23,19, 25, 31, 37, 4,43   3 2      
2. Ригидность.   8, 26, 32, 2, 14, 20, 38, 44   3 2   37 19,46    
3. Эмоциональная возбудимость   15, 21, 33 39,45 3, 9   3 2 1          
4. Темп реакций   4, 16, 28, 10, 22, 34, 40, 46, 17, 29, 37   2 1          
5. Активность   5, 11, 17, 23, 29, 35, 41, 47, 10   3 1      
6. Искренность   30, 36, 42, 48, 6, 12 18, 25, 24   2 1      

 

Завершение работы. Установите искренность своих ответов на вопросы по шкале: высокая - 13-20 баллов, средняя - 8-12 баллов, низкая - 0-7 баллов (ответы не­надежны). Затем, руководствуясь таблицей «Средние оцен­ки и зоны выраженности свойств темперамента», опреде­лите степень выраженности каждого свойства и зафикси­руйте письменно, например:

«Мой темперамент характеризуется очень высокой эк­страверсией (24 балла), средней пластичностью (7 баллов), очень высокой эмоциональной уравновешенностью (5 бал­лов), быстрым темпом реакций (14 баллов), низкой актив­ностью (9 баллов)».

Средняя оценка и зоны выраженности свойств темперамента

Экстра-версия   Ригидность   Эмоц. возбуди­мость   Темп реакций   Активность  
22-26 очень высокая   16-23 очень высокая   18-20 очень высокая   20-22 очень быстрый   24-26 очень высокая  
17-21 высокая   12 -15 высокая   14-17 высокая   14-19 быстрый   21 -23 высокая  
12-16 средняя   7-11 средняя   8-12 средняя   9-13 средний   14-20 средняя  
7-11 высокая   3-6 высокая   4-7 высокая   5-8 медленный   9-13 низкая  
0-6 очень высокая Интроверсия   0-2 очень высокая Пластич­ность   0-3 очень высокая Эмоц. уравнове­шенность   0-4 очень медленный   0-8 очень низкая  

МЕТОДИКА

ОПРЕДЕЛЕНИЯ ТИПА ХАРАКТЕРА ПО К. ЮНГУ

Давайте ответ на поставленный вопрос (вариант ответа а или б подчеркните).

1. Что Вы предпочитаете?

а) немного близких друзей;

б) большую товарищескую компанию.

2. Какие книги Вы предпочитаете читать?

а) с занимательным сюжетом;

б) с раскрытием переживаний другого.

3. Что Вы скорее можете допустить в работе?

а) опоздание;

б) ошибки.

4. Если Вы совершаете дурной поступок, то:

а) остро переживаете;

б) острых переживаний нет.

5. Как Вы сходитесь с людьми?

а) быстро, легко;

б) медленно, осторожно.

6. Считаете ли Вы себя обидчивым?

а) да;

б) нет.

7. Склонны ли Вы смеяться от души?

а) да;

б) нет.

8. Считаете ли Вы себя:

а) молчаливым:

б) разговорчивым.

9. Откровенны ли Вы или скрытны?

а) откровенен;

б) скрытен.

10. Любите ли Вы заниматься анализом своих переживаний?

а) да;

б) нет.

11. Находясь в обществе, Вы предпочитаете:

а) говорить;

б) слушать.

12. Часто ли Вы переживаете недовольство собой?

а) да;

б) нет.

13. Любите ли Вы что-нибудь организовывать?

а) да;

б) нет.

14. Хотелось бы Вам вести интимный дневник?

а) да;

б) нет.

15. Быстро ли Вы переходите от решения к выполнению?

а) да;

б) нет.

16. Легко ли меняется Ваше настроение?

а) да;

б) нет.

17. Любите ли Вы убеждать других, навязывать свои взгляды?

а) да;

б) нет.

18. Ваши движения

а) быстры;

б) медленны.

19. Вы беспокоитесь о возможных неприятностях?

а) часто;

б) редко.

20. В затруднительных случаях Вы:

а) спешите обратиться за помощью;

б) не обращаетесь.

КЛЮЧ к методике «Типология личности».

О Вашей экстраверсии говорят следующие варианты ответов: 16. 2а, 36, 5а, 66, 7а, 86, 9а, 106, На, 126, 13а, 146, 15а, 16а, 17а, 18а, 196, 20а.

Подсчитывается количество совпавших ответов и умно­жается на 5.

Баллы 0-35 - интроверсия

Баллы 36-65 - амбиверсия

Баллы 66-100 - экстраверсия

МЕТОДИКА ИССЛЕДОВАНИЯ ЛИЧНОСТИ «ДОМ-ДЕРЕВО-ЧЕЛОВЕК» ДЖ. БУКА

Предназначена как для взрослых, так и для детей, воз­можно групповое обследование.

Суть методики заключается в следующем. Обследуемо­му предлагается нарисовать дом, дерево и человека. Затем проводится опрос по разработанному плану.

Р. Берне при использовании теста ДДЧ просит изобра­зить дерево, дом и человека в одном рисунке, в одной про­исходящей сцене. Считается, что взаимодействие между домом, деревом и человеком представляет собой зритель­ную метафору. Если привести весь рисунок в действие, то вполне возможно заметить то, что действительно происхо­дит в нашей жизни.

Особым способом интерпретации может быть порядок, в котором выполняется рисунок дома, дерева и человека. Если первым нарисовано дерево, значит основное для че­ловека - жизненная энергия; если первым рисуется дом, то на первом месте - безопасность, успех или, наоборот, пренебрежение этими понятиями.

ИНТЕРПРЕТАЦИЯ ПРИЗНАКОВ В ТЕСТЕ "ДОМ-ДЕРЕВО- ЧЕЛОВЕК»

«ДОМ»

Дом старый, развалившийся - иногда субъект таким образом может выразить отношение к самому себе.

Дом вдали - чувство отвергнутости (отверженности).

Дом вблизи - открытость, доступность и (или) чувство теплоты и гостеприимности.

План дома (проекция сверху) вместо самого дома - серьезный конфликт.

Разные постройки - агрессия направлена против фак­тического хозяина дома или бунт против того, что субъект считает искусственными и культурными стандартами.

Ставни закрыты - субъект в состоянии приспособить­ся в интерперсональных отношениях.

Ступеньки, ведущие в глухую стену (без дверей) - от­ражение конфликтной ситуации, наносящей вред правиль­ной оценке реальности. Неприступность субъекта (хотя он сам может желать свободного сердечного общения).

Стены.

Задняя стена, изображенная с другой стороны, необыч­но - сознательные попытки самоконтроля, приспособле­ние к конвенциям, но, вместе с тем, есть сильные враж­дебные тенденции.

Контур задней стены значительно толще (ярче) по срав­нению с другими деталями - субъект стремится сохра­нить (не потерять) контакта с реальностью.

Стена, отсутствие ее основы - слабый контакт с реаль­ностью (если рисунок помещен внизу).

Стена с акцентированным контуром основы - субъект пытается вытеснить конфликтные тенденции, испытыва­ет трудности, тревогу.

Стена с акцентированным горизонтальным измерением - плохая ориентировка во времени (доминирование про­шлого или будущего). Возможно, субъект очень чувстви­телен к давлению среды.

Стена: боковой контур слишком тонок и неадекватен- предчувствие (угроза) катастрофы.

Стена: контуры линии слишком акцентированы - со­знательное стремление сохранить контроль.

Стена: одномерная перспектива - изображена всего одна сторона. Если это боковая стена, имеются серьезные тен­денции к отчуждению и оппозиции.

Прозрачные стены - неосознаваемое влечение, потреб­ность влиять (владеть, организовывать) на ситуацию, на­сколько это возможно.

Стена с акцентированным вертикальным измерением - субъект ищет наслаждения прежде всего в фантазиях и обладает меньшим количеством контактов с реальностью, нежели желательно.

Двери.

Их отсутствие - субъект испытывает трудности при стремлении раскрыться перед другими (особенно в домаш­нем кругу).

Двери (одни или несколько), задние или боковые - от­ступление, отрешенность, избегание.

Двери (одни или несколько) парадные - первый при­знак откровенности, достижимости.

Двери открытые. Если дом жилой - это сильная по­требность к теплу извне или стремление демонстрировать доступность (откровенность).

Двери боковые (одна или несколько) - отчуждение, уеди­нение, неприятие реальности. Значительная неприступ­ность.

Двери очень большие - чрезмерная зависимость от дру­гих или стремление удивить своей социальной коммуни­кабельностью.

Двери очень маленькие - нежелание впускать в свое «Я». Чувство несоответствия, неадекватности и нереши­тельности в социальных ситуациях.

Двери с огромным замком - враждебность, мнитель­ность, скрытность, защитные тенденции.

Дым очень густой - значительное внутреннее напряже­ние (интенсивность по густоте дыма).

Дым тоненькой струйкой - чувство недостатка эмоцио­нальной теплоты дома.

Окна.

Окна - первый этаж нарисован в конце - отвращение к межперсональным отношениям. Тенденция к изоляции от действительности.

Окна, сильно открытые - субъект ведет себя несколько развязно и прямолинейно. Множество окон показывает

готовность к контактам, а отсутствие занавесок - отсут­ствие стремления скрывать свои чувства.

Окна, сильно закрытые (занавешенные). Озабоченность взаимодействием со средой (если это значимо для субъекта).

Окна без стекол - враждебность, отчужденность. Окна отсутствуют на нижнем, но имеются на верхнем этаже - «пропасть» между реальной жизнью и жизнью в фантази­ях.

Крыша.

Крыша - сфера фантазии. Крыша и труба, сорванные ветром, - символически выражают чувства субъекта, что им повелевают, независимо от собственной силы воли.

Крыша, жирный контур, не свойственный всему ри­сунку, - фиксация на фантазиях как источнике удоволь­ствий, обычно сопровождаемая тревогой.

Крыша, тонкий контур края - переживание ослабле­ния контроля фантазии.

Крыша, толстый контур края - чрезмерная озабочен­ность контролем над фантазией (ее обузданием).

Крыша, плохо сочетаемая с нижним этажом - плохая личностная организация.

Карниз крыши, его акцентирование ярким контуром или продлением за стены - усиленно защитная (обычно с мнительностью) установка.

Комната.

Ассоциации могут возникнуть в связи:

1) с человеком, проживающим в комнате;

2) с интерперсональными отношениями в комнате;

3) с предназначением этой комнаты (реальным или при­писываемым ей). Ассоциации могут иметь позитивную или негативную эмоциональную окраску.

Комната, не поместившаяся на листе, - нежелание субъекта изображать определенные комнаты из-за непри­ятных ассоциаций с ними или с их жильцом.

Комната: субъект выбирает ближайшую комнату- мни­тельность.

Воина.

Выполняет санитарную функцию. Если манера изобра­жения ванны значима, возможно нарушение этих функ­ций.

Труба.

Отсутствие трубы - субъект чувствует нехватку психо­логической теплоты дома.

Труба почти невидима (спрятана) - нежелание иметь дело с эмоциональными воздействиями.

Труба нарисована косо по отношению к крыше - норма для ребенка; значительная агрессия, если обнаруживает­ся у взрослых.

Водосточные трубы - усиленная защита и обычно мни­тельность.

Водопроводные трубы (или водосточные с крыши) - усиленные защитные установки обычно повышенная мнительность).

Дополнения,

Прозрачный, «стеклянный» ящик. Символизирует пе­реживание выставления себя всем на обозрение. Его со­провождает желание демонстрировать себя, но ограничи­ваясь лишь визуальным контактом.

Деревья.

Часто символизируют различные лица. Если они как будто «прячут» дом, может иметь место сильная потреб­ность зависимости при доминировании родителей.

Кусты.

Иногда символизируют людей. Если они тесно окружа­ют дом, может иметь место сильное желание оградить себя защитными барьерами.

Кусты хаотично разбросаны по пространству или по обе стороны дорожки - указывают на незначительную трево­гу в рамках реальности и сознательное стремление конт­ролировать ее.

Дорожка, хорошие пропорции, легко нарисована - по­казывает, что индивид в контактах с другими обнаружи­вает такт и самоконтроль.

Дорожка очень длинная - уменьшенная доступность, часто сопровождаемая потребностью более адекватной со­циализации.

Дорожка очень широкая вначале и сильно сужающая­ся у дома - попытка замаскировать желание быть одино­ким, сочетающаяся с поверхностным дружелюбием.

Солнце.

Символ авторитетной фигуры. Часто воспринимается как источник тепла и силы. |

Погода (какая погода изображена).

Отражает связанные со средой переживания субъекта в целом. Скорее всего, чем хуже, неприятнее погода изоб­ражена, тем вероятнее, что субъект воспринимает среду как враждебную, сковывающую.

Цвет.

Цвет, конвенциальное, обычное его использование. Зе­леный - для крыши, коричневый для стен. Желтый, если употребляется только для изображения света внутри дома, тем самым отображая ночь или ее приближение, выража­ет чувства субъекта, а именно:

1) среда к нему враждебна,

2) его действия должны быть скрыты от посторонних глаз.

Количество используемых цветов. Хорошо адаптирован­ный, застенчивый и эмоционально необделанный субъект обычно использует не меньше двух или не более пяти цве­тов. Субъект, раскрашивающий дом семью-восемью цве­тами, в лучшем случае является очень лабильным. Ис­пользующий всего один цвет - боится эмоционального возбуждения.

Выбор цвета. Чем дольше, неувереннее и тяжелее субъект подбирает цвета, тем больше вероятность нали­чия личностных нарушений.

Цвет черный - застенчивость, пугливость. Цвет зеленый - потребность иметь чувство безопаснос­ти, оградить себя от опасности. Это положение является не столь важным при использовании зеленого цвета для ветвей дерева или крыши дома.

Цвет оранжевый - комбинация чувствительности и враждебности.

Цвет пурпурный - сильная потребность власти. Цвет красный- наибольшая чувствительность. Потреб­ность теплоты из окружения.

Цвет, штриховка 3/4 листа - нехватка контроля над

выражением эмоций.

Штриховка, выходящая за пределы рисунка, - тенден­ция к импульсивному ответу на дополнительную стимуля­цию.

Цвет желтый - сильные признаки враждебности. Общий вид.

Помещение рисунка на краю листа - генерализованное чувство неуверенности, опасности. Часто сопряжено с оп­ределенным временным значением:

а) правая сторона - будущее, левая - прошлое,

б) связанная с предназначением комнаты или с посто­янным ее жильцом,

в) указывающая на специфику переживаний; левая сто­рона - эмоциональные, правая - интеллектуальные.

Перспектива.

Перспектива «над субъектом» (взгляд снизу вверх) - чувство, что субъект отвергнут, отстранен, не признан дома. Или субъект испытывает потребность в домашнем очаге, который считает недоступным, недостижимым.

Перспектива, рисунок изображен вдали - желание отой­ти от конвенционального общества. Чувство изоляции, отверженности. Явная тенденция отграничиться от окру­жения. Желание отвергнуть, не признать этот рисунок или то, что он символизирует. Перспектива, признаки «поте-

ри перспективы» (индивид правильно рисует один конец дома, но в другом рисует вертикальную линию крыши и стены - не умеет изображать глубину) - сигнализирует о начинающихся сложностях интегрирования, страх пе­ред будущим (если вертикальная боковая линия находит­ся справа), или желание забыть прошлое (линия слева).

Перспектива тройная (трехмерная, субъект рисует по меньшей мере четыре отдельные стены, на которых даже двух нет в том же плане) - чрезмерная озабоченность мне­нием окружающих о себе. Стремление иметь в виду (уз­нать) все связи, даже незначительные, все черты.

Размещение рисунка.

Размещение рисунка над центром листа - чем больше рисунок над центром, тем больше вероятность, что:

1) субъект чувствует тяжесть борьбы и относительную

недостижимость цели;

2) субъект предпочитает искать удовлетворение в фан­тазиях (внутренняя напряженность);

3) субъект склонен держаться в стороне. Размещение рисунка точно в центре листа - незащищен­ность и ригидность (прямолинейность). Потребность забот­ливого контроля ради сохранения психического равновесия.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-06-04; Просмотров: 280; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.008 сек.