Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

О братолюбии 1 страница




Не говорите, что львы не плачут

Она предалась блуду с детства. Двенадцать лет… Девочка еще совсем. Вот так убежать из дома и, познав грех, жадно ему предаться! Так искренно кинуться в грязь может только детская душа.
Вспомнилось, кстати, повествование из не прошедшей цензуру главы «У Тихона» в «Бесах» Достоевского. Как там девочка кинулась жадно целовать соблазнителя. В житии преподобной Марии Египетской, о которой веду речь, рассказывается подобное. Итак, в двенадцать ушла из дома, а через семнадцать с небольшим, то есть около тридцати лет от роду, Мария ушла из мира, ушла за реку Иордан в пустыню жить одна.
Там она провела более половины жизни, никого не видя и каясь. Перед кончиной Господь послал к ней старца Зосиму, который ее причастил. Когда она скончалась в пустыне, лев помог ее похоронить. Огромный такой страшный львина, как котенок, терся о ее иссохшие ноги и по-своему, по-звериному плакал. Старец попросил льва выкопать могилу, ибо у самого уже не было сил, и лев повиновался. И вот это самое тело Марии, которое знало изощренную мерзость греха, а потом освятилось покаянием, постом и молитвой, и на которое капали слезы льва, это самое тело находится в моей келье № 318 на третьем этаже братского корпуса в Джорданвилле. Страшно подумать!
В моей келье находится частица мощей преподобной Марии Египетской, которую мне около года назад подарил Клод-Лопез, друг мученика Иосифа Муньоса-Кортеса. Клод такой же горячий почитатель и собиратель мощей, каким был и сам Иосиф. Это их сближало…
Я поместил мощи в небольшую иконочку, на которую часто смотрю по вечерам. От облика целомудренной блудницы, как называет ее церковная служба, веет действительно уже неземной, пустынной, заповедной, нечеловеческой какой-то красотой.
Преподобная мати Марие, научи, как хотя бы приблизиться к пониманию твоего подвига, твоего покаяния? Помоги. Это мне так нужно, это так нужно всем нам сегодня.

Посмотрел фильмы «Брат» и «Брат-2». Долго не смотрел потому, что не ожидал от фильмов ничего стоящего. Вернее, ожидал увидеть пошлые боевики. А увидел… Предвижу возражения, что пошлости в фильмах достаточно. Что ж? Каждый видит то, что видит. Но ведь есть и сверхзадача у этих фильмов. Главный герой пытается жить по закону совести. К сожалению, он просто еще не знает о том, что многое в этой жизни есть грех, и потому его совесть молчит там, где она говорила бы у настоящего христианина. Но зато главный герой увлечен подлинно христианской идеей братолюбия. Он — жертвенный человек, жертвенный до конца, до смерти.
У главного героя фильма есть такая важная черта, которая должна бы быть у всех христиан, ведь она была у Христа. Главный герой пришел в этот мир не для себя. Лично ему особенно ничего здесь не нужно: он оглядывается и смотрит, кто его ждал, кто обижен, кто нуждается в помощи. А потом идет и бескорыстно помогает попавшим в беду. В братолюбии и жертвенности, в готовности положить душу свою за ближних и заключается высшая правда брата — та правда, которая, по его же словам, сильнее денег и прочей ерунды.
Братолюбие — красивое и мужественное слово. Еще на заре русской истории братолюбие, вошедшее в русские души с Христианством, вывело Русь из бесконечных междоусобиц и разобщенности. И потому, как мне видится, идея братолюбия очень своевременно воскрешена этими фильмами.
И еще есть причина, по которой я посмотрел фильмы. Главную роль в них играет Бодров, судьба которого трагически пересеклась с жизнью и смертью человека, знакомого мне очень давно. Об этом я уже писал раньше.

Глава тридцать седьмая. ЗВЕЗДА И ОТРАЖЕНИЕ

А в облаках
застыл луны неверный свет, и в нём
перемешались города и я
зову её несмело.
Не потерять бы в серебре
ёе одну
заветную.
(«Би-2»)

Огромная, белая, абсолютно круглая луна на ультрамариновом небе висела над самым шоссе. Лазарю и Синильге, смотревшим на луну из окна движущейся машины, казалось, что она плывет совсем рядом, над домами, то и дело выглядывая из-за крыш и дробясь в кронах высоких деревьев. Потом она повисла над озером, отражаясь в нем белыми сверкающими дорожками. Луна провожала их до самого дома, ослепляя глаза и освещая путь.
Со времени их встречи с Музыкантом прошло два дня. Сегодня инок и девушка гуляли в Центральном парке и возвращались поздно. Машина остановилась около дома, где жил Лазарь.
— Давай посидим еще немного, — попросила Синильга, опустив взгляд, — не хочется расставаться.
— Давай, — легко согласился Лазарь, словно ждал этой просьбы.
Синильга подняла счастливые глаза на инока. В ее черных волосах блеснули серебряные нити, отразившие лунные лучи.
— Сегодня луна в ночи и мы вдвоем, прямо как рассказывал Музыкант, только над ним и Аней сиял месяц… — задумчиво произнесла Синильга, не глядя на собеседника.
Лазарь ничего не ответил. Помолчали.
— Я расскажу тебе о том, что для меня очень дорого… — тихо и певуче заговорила Синильга. — Как-то я отдыхала на море, влюбленная в солнце, луну, волны и ночное звездное небо. А еще мне очень нравились белоснежные игольчатые морские раковины, которые продавались повсюду, кажется, они называются мурексы. Разных ракушек там было много, но эти напомнили мне небесные звезды и покорили сердце и воображение своей нежностью, белизной и кажущейся хрупкостью. Я решила для себя, что это не просто раковины, а спустившиеся на землю звезды. Те самые, глядя на полет которых, влюбленные загадывают желание. А ведь миром движет Любовь, так что и эти звезды оказываются на земле по любви. И тогда я сочинила легенду о звезде. Рассказать?
Лазарь утвердительно кивнул головой.
— Однажды одна сияющая маленькая звездочка, любуясь с небосклона землей, увидела на темной глади океана свое отражение… И полюбила его. И ночь для нее стала светла, как день, и земля дорога, как небо… И небо, благословив любовь, отпустило свое дитя. Не отрывая взгляда, звездочка тихо и радостно спустилась к своему отражению. И случилась встреча. И соприкоснулся космос с океаном, и обрела звезда форму, прочность и жизнь. И жизнь была в ней, — Синильга замолчала. Теперь ей трудно было говорить, сердце учащенно билось и дыхание перехватывало.
Лазарь осторожно положил свою руку на руку Синильги (впервые за все время их общения) и сказал:
— Влюбленные видят свое отражение в глазах друг друга. Посмотри мне в глаза, девочка, я хочу видеть в твоих глазах свое отражение.
Синильга робко посмотрела на Лазаря, очами, влажными от слез, и произнесла прерывающимся голосом:
— Когда мы встретились, я поняла, что эту легенду я сочинила про тебя. Ты моя небесная звезда, а я твое отражение…
— Да, — просто и спокойно согласился Лазарь, сжимая руку Синильги.
Они замолчали.
Нелегко описать чувства, переполнявшие девушку. Ей было радостно и страшно одновременно. Она сидела рядом с человеком, с которым так горячо мечтала быть. Он держал ее за руку, и они до конца открыли свои души. В сознании Синильги пульсировали слова: «Я сейчас счастлива!» Тот самый момент, который десятки раз рисовался в ее воображении, вдруг стал реальностью. Это было даже больше, чем счастье, и ей хотелось глубоко прочувствовать, понять, прожить и запомнить происходящее.
Лазарь был непривычен к подобным разговорам с женщинами. В его жизни такое вообще случилось впервые. Чувства и мысли рвались наружу, но он сдерживал себя и, не сказав вслух, мысленно произнес: «Мое сердце переполнено к тебе любовью и нежностью до краев — настолько, что, кажется, оно вот-вот разорвется…» Но Синильга не нуждалась в словах, глаза Лазаря сказали ей все.
Она осветила темноту ночи своей улыбкой и сказала:
— Знаешь, я поняла значение слова «ненаглядный». Ведь не наглядеться!

* * *
Ночью Лазарь долго не мог уснуть: ходил взад и вперед по комнате, вспоминал свою жизнь, пытался молиться, мысленно обращался к старцу Салафиилу и, конечно же, думал и думал о Синильге.
Наконец под утро он забылся и проспал несколько часов.
Перед самым пробуждением ему привиделась лесная дорога. Сквозь таинственный утренний туман проступали зеленые силуэты деревьев. Было свежо. Царила тишина. По дороге плавно и величаво ехали двое всадников: он и Синильга. Они словно сошли со страниц рыцарских романов. Их изысканные одежды указывали на давние времена. Лазарь был задумчив, Синильга горько плакала…
Инок очнулся, резко встал с постели и вновь принялся ходить, будто и не спал. Потом сел к столу, немного успокоился и, сам не ожидая того, написал слова, в которых высказал все, что в муках родило сердце. Ни до, ни после, в течение жизни, он не писал ничего подобного.

Любовь

Мне было предсказано, что ты будешь плакать.
Но ты не плачь! Ведь это неправда. Ведь предсказания иногда не сбываются.
Верь.
Девушка в зеленой парче, шитой золотом, в берете с пером павлина, девушка на белом коне…
Как твое имя? Где я видел тебя? Уже ль никогда не увижу?
Я вижу тебя всегда.
А первый раз видел во сне, когда был маленьким, и ты была маленькой, а скорее — только что родилась.
Тогда мы играли в снежки на белой горе и смеялись. Я запомнил твои глаза навсегда. Любовь.

Лазарь и вправду в детстве видел сон, запомнившийся на всю жизнь. Там была девочка, образ которой запал в душу. Его сердце радостно замирало при одном только воспоминании об этом заветном образе. Иногда Лазарю казалось, что он видел во сне не просто девочку, а собирательный образ любви человеческой. С годами сон почти забылся, но сейчас все воскресло с необычайной ясностью.
Лазарь не сомневался — во сне он видел ее… Синильгу.

* * *
В это время около дома, где находился Лазарь, появились двое.

Глава тридцать восьмая. ОСЕНЬЮ В ГОРАХ

Если Ты хочешь, то земля станет мёртвой;
если Ты хочешь — камни воспоют Тебе славу;
если Ты хочешь — сними эту накипь с моего сердца.
(«Аквариум»)

В середине октября в горах шла борьба тепла и холода. Нагретые за лето камни еще держали тепло, и солнце иногда совсем не по-осеннему пригревало, но в другие дни вдруг все окутывала морось дождя, а ветры приносили студеное дыхание надвигающейся зимы.
Лиственные деревья наполовину облетели. Их поредевшие кроны не были уже такими торжественными, как прежде, и напоминали стареющего красавца, изо всех сил старающегося не растерять красоту. Зато внизу, под деревьями, расстилались ковры бурых, ярко-гранатовых и желто-охристых листьев.
Пустынники уже окончили основную подготовку к зиме: дрова были напилены и уложены в дровницы; провизия, бензин, одежда и прочее на зиму было принесено «снизу». Сейчас делались последние перед зимой вылазки. Темнело рано, и на улице у костра сидеть было зябко, так что основное время братия проводила по кельям — в молитве, чтении или беседах.
Последние два дня не было ни солнца, ни дождя. Земля немного подсохла, ходить по склону стало удобнее — ноги не скользили о мокрые листья.
Иеросхимонах Салафиил сидел в гостях у монаха Давида. Келья Давида по совместительству являлась продовольственным складом: вдоль стен громоздились пакеты и мешки с сухарями, гречкой, рисом, овсянкой, сахаром и мукой. В углу выстроилась батарея пластиковых бутылок с подсолнечным маслом. Неровный красноватый свет, вырывавшийся из приоткрытой дверцы печки-буржуйки, облизывал помещение длинными языками.
Старец вплотную придвинулся к печке и грел руки у открытого огня. Поленья уютно потрескивали и время от времени пускали в келью струйки сладковатого дыма. Долговязый монах Давид устроился на мешках с провизией, усердно дуя на жестяную кружку с только что заваренным травяным чаем.
— Когда смотрю на огонь, вспоминаю историю, — тихо говорил отец Салафиил. — Человек встретил беса в горах. Дело было таким же холодным вечером, как сегодня. Ничего для разжигания костра у того человека не было, и он попросил беса дать огня. «У меня нет огня», — ответил бес. «Как? Ты из ада и у тебя нет огня?» — удивился человек. А бес объяснил: «Каждый приходит к нам со своим огнем»… Верно, огонь страстей посильнее и погорячее обычного пламени.
Старец взял полешко и подкинул его в жерло буржуйки. Хорошо высушенная древесина легко поддалась огню.
— У меня из головы не выходит паломник Виктор, что третьего дня у нас был, — опять заговорил старец, плотно прикрывая дверцу буржуйки. — Он мне рассказал про свою семью: его дед после революции отрекся от священства. Причем в душе он веру вроде бы сохранял, но сыновья выросли атеистами, да такими, что когда дед умер и Виктор на его могиле против воли своего отца и дядьки поставил деревянный крест, то они крест выкопали, разрубили и выкинули. Виктор все это сильно переживает. Но в этой семье есть хотя бы кому за род каяться. А в других семьях? Ты представь, сколько до революции было церквей и монастырей на Руси? Бесчисленно. И куда делись все эти священники и монашествующие? Всех расстреляли? Нет. Расстреляли многих, а остальные где растворились?.. Часть ушла в катакомбы и на нелегальное положение, кто-то ушел за границу, но я тебе точно скажу — было, кроме этого, и огромное число отречений. Огромное… Я много знаю таких историй. Но если даже не говорить об отречениях священников и монахов, то коли каждый в истории своей семьи копнет, отыщет нечто подобное. Кто-то в институте научный атеизм сдавал и говорил, что Бога нет; кто-то участвовал в комсомольских демонстрациях, кидал иконы в огонь; кто-то подгонял трактор, чтобы храм рушить, всего и не перечтешь. Думаешь, со мной не случалось ничего такого? Случалось. Нас-то воспитывали с идеей служить народу и бороться за угнетенных всего мира. Старый самообман Прометея. И герои для подражания все были, как на подбор, — прометеи. Однажды, когда мне было лет двенадцать, случилось страшное: я, прочитав роман Этель Лилиан Войнич «Овод», решил повторить «подвиг» главного героя романа и… молотком расплющил маленькое оловянное Распятие. Помню ясно эти минуты. Озорной жутковатый подъем в душе. Украдкой вхожу с молотком и крестиком в отхожее место, затворяю дверь. Кладу на цементный пол Спасителя, беззащитно раскинувшего руки на кресте, и бью, бью, бью… — старец замолчал, сокрушенно качая головой. На лице отразилось страдание, словно рассказанное случилось вчера. — Но здесь не то странно, что я поступил, как безумный волчонок, а то, что Распятый, Которого я бил молотком, простил мне это — и меня же, покушавшегося Его убить, спас от смерти духовной и физической, «ибо так возлюбил Бог мир, что послал Сына Своего Единородного, дабы не судить мир, но чтобы мир спасен был Им».
— И у меня было, — заговорил монах Давид. — Только не совсем у меня, а у меня с мамой. Но это даже страшнее. Мне было лет восемь-девять. Помню, мы с ней поднимались по лестнице в нашем темном подъезде, и она вдруг говорит: «Знаешь, сынок, нам в институте сегодня рассказали такую интересную вещь. Оказывается, никакого Христа не существовало. А это все иудеи придумали, чтобы разложить римлян и скинуть их господство». В подъезде и так было мрачно, а тут как будто совсем свет погас, и на душе у меня стало сразу пусто и одиноко, хотя и появилась какая-то нездоровая радость, мол, вот теперь я знаю правду, а люди верят сказкам. И главное, ведь наша семья была к религии безразлична — и не верующие, и не атеисты. К чему этот разговор? А ведь одно такое зерно лжи на всю жизнь может отравить и убить. Как ты знаешь, отче, мама уже давно стала верующей. А я все стесняюсь ей напомнить тот случай. Вижу, что она не придала тогда своим словам особого значения, просто пересказала мне услышанное, а потом и вовсе забыла тот эпизод. Но теперь думаю обязательно ей сказать, чтобы над ней не висело такое.
— Скажи-скажи, она покается, ей легче станет, да и всем легче станет. Ведь из таких осознанных и неосознанных грехов народа собралась целая черная туча за годы безбожной власти. Коммунисты ушли, а туча осталась висеть над русской землей. В Христианстве большой акцент делается на то, как человек приходит к вере в Бога. И мало мы задумываемся над противоположным вопросом: как и почему случается уход человека от Бога? А ведь от ответа на этот вопрос зависят целые эпохи и судьбы народов. Тайна ухода человека от Бога определила 1917 год и то, что случилось после, — массовый отход от Церкви, потеря веры, невиданное богохульство и явный сатанизм. Представить только — вчерашний народ-богоносец стал рушить собственные храмы, убивать любимых пастырей, глумиться над всем святым, находить в этом изощренное самоубийственное наслаждение. Все это повторится и при антихристе. Но подобное несчастье — потеря веры в Бога — может случиться в любой момент с каждым из нас. Вот ведь в чем дело — с каждым! Очень важно задумываться, как и почему происходит отступление от Христа, почаще вспоминать, как хранили огонек веры святые люди, и что нужно делать, чтобы и нам его сохранить.
— Отец Салафиил, ты говоришь, что с каждым может случиться отпадение. Это верно. Но вот что поражает: как же подвижники-то или там мудрые богословы попадают в такую беду?
— От прелести, то есть от гордыни ума и завышенной самооценки. Может, я не прав, но, изучая святых отцов, прихожу к выводу, что весь смысл Евангелия и учения святых отцов сводится к тому, что человеку, мне, например, нужно понять, что я — навоз и хуже навоза и только Бог Милосердный может мне помочь. Вот и все.
— Как интересно получается. Человек грешен, но стоит ему понять это и признать свою немощь, как он уже становится праведным. То есть выходит, что задача не в том, чтобы быть безгрешным, ведь нам это в условиях земли невозможно, а в том, чтобы признавать свою греховность, каяться пред Богом и просить о Его милости.
— Но и бездействовать нельзя, нужно устремляться вперед, уповая на помощь свыше. Ведь дело спасения — это дело соработничества Бога и человека. Особенно монашествующим нужна решимость и целеустремленность. Станешь монахом — станешь мужчиной и воином, а до этого ты мальчик, как бы успешен ты ни был в миру. Не зря настоящих иноков сравнивают с ангелами, с небесным воинством.
— Кстати, давно хотел уточнить, почему люди такие изменчивые, а вот ангелы и бесы не меняются? — спросил монах Давид.
— Об ангелах вообще интересная тема, — одобрительно кивнул старец. — Почему-то даже среди верующих мало кто о них имеет верное представление. А ведь они здесь! Они живут, действуют, сражаются, и, в целом, их намного больше людей. Людям неизвестны такие большие числа и величины, чтобы назвать число ангелов. Нам открыто только о тех небесных силах, с которыми человек в своей земной жизни теоретически может находиться в прямом или косвенном контакте. Но в веке грядущем мы узнаем и о других чинах небесных сил, чьи имена, предназначение и вид сейчас нам абсолютно неизвестны. Ангелы сильны и, находясь около Бога, всегда готовы исполнять Божественную волю. Будучи невероятно быстрыми по своей природе, они сейчас же оказываются там, куда посылает их Бог. Небесные силы оберегают области земли, управляют странами и народами и помогают нам. Целый невидимый мир. Мы, разумеется, что-то знаем о мире ином, иногда даже видим его проявления, чуть заметные штрихи на полотне нашей жизни, но не более того. Ангелы же четко видят оба мира одновременно — мир наш и мир свой. Им, по сравнению с нами, намного яснее суть происходящего. Например, человек совершает какой-то поступок — плохой или хороший, мы видим только внешнюю сторону этого, но не догадываемся, что в мире ином этому поступку, быть может, предшествовала целая цепь поступков темных и светлых сил. Невидимые драмы и трагедии иного мира скрыты от наших глаз. Если кратко изложить историю ангельского мира, то она такова. Творец создал задолго до создания человека небесные силы — световидные, легкие, пылкие, проницательные и стремительные существа, направленные всегда вверх и свободные от всякого вещественного помысла. Ангелы созданы для духовной любви: жизнь, исполненная любви к Богу и друг другу, приносит им непрестанную радость. С момента творения они одарены умом, бессмертием и свободной волей. Ангелы имеют возможность выбора — быть с Богом или не быть с Ним…
Стук в дверь прервал отца Салафиила. Послышалась обычная в этих случаях молитва: «Господи, Иисусе Христе, Сыне Божий, помилуй мя, грешного».
— Аминь, — откликнулся старец, узнав стучавшего по голосу. — Входи, входи, Сашенька.
Неказистая дверь заскрипела. Пахнуло холодом осеннего вечера. Вошел юный послушник Александр.
— А я думаю, где вы, батюшка? — радостно сказал он. — А вы вот где! У отца Давида.
— Соскучился, воробышек? — улыбнулся старец. — Садись, угощайся. Сейчас тебе Давид травного чайку нальет. Погрейся. Мы вот толкуем об ангелах.
— Да уж, отец Салафиил, не прерывайся, пожалуйста, — забасил монах Давид, наливая отвар в чашку, — интересно ведь. Так что же, ангелы и бесы могут изменяться в одну или в другую сторону? А я читал, что не могут.
— Видишь ли, неизменен только Бог, а все, что сотворено, — все изменчиво. Ангелы были очень трудно склоняемы ко злу, но все же такая возможность оставалась. Эту возможность использовал один из них. Всего только один. А какие последствия для обоих миров, видимого и невидимого? Вселенская катастрофа! Первоначально, еще до сотворения человека, Бог поручил этому ангелу охрану «земли», то есть всего материального видимого мира. Такое вот огромное доверие и огромная власть. Ведь после творения невидимого мира Бог сотворил мир видимый — вещество, материю. И вот всю эту новосотворенную область вещественного мира Господь вручил одному ангелу, дав ему под начало множество других ангелов. Имя его было Светоносец, что по-гречески звучало, как Фосфор, по-латыни — Люцифер, а по церковно-славянски — Денница.
Имея такую большую власть — охранять землю и все видимое творение, Денница по собственному решению изменился, возгордился, позавидовал Богу и воспротивился Ему. Он не захотел любить Творца и исполнять Его волю, а возмечтал сам стать богом без Бога. Таким образом, отпав от добра, Денница очутился во зле, ибо зло — это отсутствие добра, подобно тому как тьма — это отсутствие света. Через падшего ангела сначала в невидимый, а потом и в видимый мир вошло зло. Начался новый, небывалый по своей драматичности этап бытия. После падения Денницу стали именовать сатаной, что значит «противник», а также — диаволом, что значит «клеветник». Святые мужи дали сатане и множество других наименований. Например, его имя Велиар обозначает вещь совершенно бесполезную и ни к чему не годную, а под именем Вельзевула он являлся язычникам в виде одного из их богов. Этот языческий бог отгонял от съестных припасов мух и прочих насекомых. Отсюда и символическое наименование сатаны — «властелин мух», хотя никакой самостоятельной власти он не имеет даже над мухами.
К сожалению, клеветой, обольщением и обманом сатане удалось увлечь за собой огромное число ангелов, находившихся под его начальством. С тех пор эти падшие ангелы стали называться злыми духами, демонами и бесами. Соответствующее еврейское слово «шедим» переводится как «разрушители». Такова печальная участь сатаны: гордо возмечтав быть творцом без Творца, он обрек себя и своих последователей на вечное саморазрушение. Природа ангелов такова, что в случае падения для них невозможно покаяние; для ангелов падение — это необратимая духовная смерть. И наоборот, после великого разделения ангельского мира те ангелы, которые устояли в добре, стали по милости Божией навсегда в нем непоколебимы.
Послушник Александр восторженно слушал отца Салафиила, замерев с чашкой в руках. Когда старец умолк, он сказал:
— Батюшка, вы открываете нам тут такие глубины! Жаль, что никто, кроме нас, этого не слышит.
— Не такие уж это и тайны, — улыбнулся старец. — Хотя, конечно, жаль, что современные люди об этом не стремятся услышать. Если бы стремились, услышали бы.
— Я тоже задумывался насчет сатаны, — взял слово отец Давид. — Как хорошо ты определил, отче, что он хотел стать творцом без Творца. Ведь Бог призывает и ангелов и людей к творческому соработничеству. Он Сам дарует такую возможность. А если мы хотим быть творцами без Творца, то рождаем сатанинские плоды, будь то в искусстве, политике, экономике или науке. Все, чего смог добиться сатана, — это стать отцом зла и лжи. Зло, как ты сказал, — это отсутствие добра, то есть ноль, пустота. А ложь — это то, чего нет, то есть тоже пустота, ничто. Ни на какое самостоятельное творение дьявол не способен. Его сфера ограничивается мороком, иллюзиями, миражом, прелестью, суетой и тщетностью. Верно?
— Верно, аввочка, верно, — одобрительно кивнул головой старец.
— Отец Салафиил, — подал голос юный послушник, — а какие они, ангелы?..
Старец потрепал послушника по загривку:
— Все тайны сразу знать хочешь, Сашенька? Ну, что еще тебе рассказать? Ангелы не нуждаются в словах, языке и слухе в нашем понимании. Они общаются между собой мысленно. Также безмолвно ангелы-хранители подсказывают верные решения и нашим сердцам, только нужно прислушаться. Ангелы не имеют физических потребностей. Их пища — созерцание Бога, духовная любовь и причащение Божественного света. Бесы же сами лишили себя ангельской пищи — Божественной благодати и духовной любви — и всегда голодны. Они пытаются утолить голод все новой ложью и злом, но безуспешно, ибо невозможно насытиться пустотой. Какие ангелы сами по себе, мы можем только примерно представить. Их называют «вторыми светами» после Бога, потому что они являются носителями света и облачены в свет Божественной благодати — в нетварную энергию Божества. Зачастую именно через них благодатный свет нисходит к людям. Поэтому в своем истинном образе ангелы подобны вспышке ярчайшей молнии, белой, как снег. Соответственно, бесы, отпав от Бога, потеряли светоносный покров и сделались темными, осталась как бы выжимка некоего необлагодатствованного вещества. Дабы явиться людям, ангелы могут принимать любой вид, в зависимости от данного Богом повеления. На иконах мы можем видеть самые различные изображения ангелов. Они могут является в виде обычных людей, в виде детей, воинов, монахов, церковных служителей. Наиболее же часто они являются в виде прекрасных крылатых молодых людей, в белых одеждах, с ореолом света вокруг головы. Господь по Своему промыслу не отнял у сатаны и падших ангелов возможность изменяться, принимая любой вид. По попущению Божию, они могут принимать мнимый образ предметов, зверей, фантастических монстров, мертвецов, «инопланетян» и, наконец, людей. Могут изображать не только праведников и святых, но даже светлых ангелов и Самого Христа.
— А как они принимают любой вид? — спросил послушник Александр, не скрывая желания узнать побольше таинственного.
— Есть несколько способов. Падшие ангелы хорошо знают психологию и физиологию человека, а также естественные законы природы. Используя эти знания, они могут воздействовать на психику человека, создавая миражи и галлюцинации. Другой способ — это когда они используют тонкие формы материи для создания видимого образа и являются как эфирообразные призраки и привидения. Третий способ — когда бесы используют грубые формы материи и материализуются в любой образ. Демоны, по попущению Божию, могут даже физически воздействовать на окружающий мир и людей. Воздействие это либо обольстительно и сладострастно, либо разрушительно. К примеру, бесы являются подвижникам и подвижницам в виде развратных женщин и мужчин, дабы совратить их. А помните, как демоны до полусмерти избили преподобного Антония Великого? Правда, материализуясь в осязаемые формы, бесы и сами на какое-то время становятся заложниками материи. Для посрамления падших духов Господь давал власть некоторым святым приказывать что-либо бесам или даже избивать их. Разумеется, в этом случае человек бил не самого демона, потому что демон — это дух, а материальную оболочку, под которой тот укрылся. Но зато бес получал нравственное посрамление. Образы, созданные бесами из тонких или грубых типов материи, недолговечны: они распадаются и исчезают, если бесы прекращают в них нуждаться или если их разрушает благодать Божия.
— Батюшка, а почему сатана так ненавидит людей? — не унимался Александр, опережая отца Давида, у которого тоже имелись вопросы.
— Это древняя история. Ведь изначально Господь поставил сатану хранителем и князем сего материального видимого мира. Такое именование сохранилось за Денницей и после его предательства, но уже получило отрицательный смысл: сатана — князь мира сего, во зле лежащего. И вот после падения сатаны и его ангелов Творец создает человека — удивительное существо, принадлежащее одновременно двум мирам: телом — материальному видимому миру, а душой — невидимому духовному миру. И этому наполовину плотяному существу Бог дарует власть следить за землей и возделывать ее. Не правда ли, усматривается некоторая аналогия с первоначальным предназначением Денницы? И Деннице, и человеку Бог поручает надзор и охрану части Своего творения. Денница отрекся от Бога, а когда был сотворен человек, то возненавидел и человека, поставив целью соблазнить его на предательство. Так что падшие ангелы ведут непрестанную войну не только против Бога, но и против человека. Это серьезные противники, ибо бесы и сатана приобрели многовековой опыт искусительства. Кроме того, воинство сатаны имеет довольно сложную иерархию, со своими архидемонами, боевиками, разведкой и тылом. В свою очередь, светлые ангелы — не только слуги Божии, но и верные друзья людей, многоопытные старшие братья, прошедшие нелегкий путь духовной брани… Я вот что думаю, отцы, — сказал старец, будто бы всматриваясь сквозь стены кельи в невидимую даль, — если вдруг отец Лазарь сейчас не может за себя помолиться, то давайте мы за него помолимся. Как раз призовем наших хранителей — ангелов.
Приготовившись к молитве, они начали:
— «Царя Небеснаго, Егоже поют вои ангельстии, хвалите и превозносите во вся веки…».

Глава тридцать девятая. АНГЕЛ И ЗВЕРЬ

В доме спит зверь, в доме ждёт ангел;
в доме далеко до утра…
(«Аквариум»)




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-06-25; Просмотров: 310; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.009 сек.