Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Предмет, задачи, отрасли современной психофизиологии, связь с другими науками




Психофизиология (психологическая физиология) — научная дисциплина, возникшая на стыке психологии и физиологии
Предмет — физиологические основы психической деятельности и поведения человека.
Наиболее близка к психофизиологии – физиологическая психология – наука, возникшая в конце XIX в. Как раздел экспериментальной психологии. Предметов физиологической психологии явл. Изучение отдельных физиологических функций.
Теоретико-эксперементальные основы этого направления представляет теория функциональных систем Анохина (1968)(см. билет 8), в соответствии с которой единстве психических и физиологических процессов в функциональных системах организма обеспечивает достижение полезного, приспособительного результата его деятельности. С идеей функциональных систем непосредственно связан принцип саморегуляции психологических процессов, сформулированной Бернштейном (1963). В итоге развитие этого направления в психофизиологии привело к возникновению новой области исследований, иминоемой системной психофизиологией.
Таким образом ясно, что изучение психофизиологии в отличие от физиологической психологии тесно связана идеями системности психики. Сознание – эмерджентное свойство мозга. То есть оно является результатом взаимодействия множества нервных процессов, образующих систему. Задача психофизиологии – изучить физиологические проявления психики в контексте мозга как системы.

Предмет общей психофизиологии — физиологические основы (корреляты, механизмы, закономерности) психической деятельности и поведения человека. Общая психофизиология изучает физиологические основы познавательных процессов (когнитивная психофизиология), эмоционально-потребностной сферы человека и функциональных состояний. Результаты исследований в области общей психофизиологии – фундамент всех отраслей психофизиологической науки.
1. Предмет возрастной психофизиологии — онтогенетические изменения физиологических основ психической деятельности человека. Она стремится к раскрытию психофизиологического содержания последовательных этапов онтогенеза.
2. Дифференциальная психофизиология — раздел, изучающий естественно-научные основы и предпосылки индивидуальных различий в психике и поведении человека. Термин введен Небылицыным (1968). В Д. психофизиологии используются два методических приема; сопоставление физиологических и психологических параметров и изучение изменений физиологических функций во время реализации той или иной псих деятельности.
3. Когнитивная психофизиология – наука, изучающая физиологические основы познавательной деятельности человека
4. Сравнительная психофизиология – наука, нацеленная на установление и выявление различий в структурной и функциональной организации мозга, поведении и психике у животных разных видов и у человека
5. Психофизиология профессиональной деятельности – наука, изучающая психофизиологические свойства человека, проявляющиеся в конкретной деятельности и влияющие на эффективность и качество этой деятельности
Психофизиология тесно взаимосвязана с нейропсихологией. Нейропсихология направлена на изучение мозговой организации псих деятельности. Теоретической её основой, разработанной Лурией, является теория системной динамической локализации психических процессов.

2. Психофизиологическая проблема – основная проблема психофизиологии.

Психофизиологическая проблема заключается в решении вопроса о соотношении между психическими и нервными процессами в конкретном организме (теле). В такой формулировке она составляет основное содержание предмета психофизиологии.
Её стоит отличать от психофизической проблемы, заключающейся в определении места психического (сознания, мышления) в целостной картине мира и имеющей философский характер.
Решения:
6. Психофизиологический параллелизм (Декарт). Психика и мозг признаются как независимые явления, не связанные между собой причинно-следственными отношениями. В конце жизни Декарт понял, что не прав.
7. психофизиологическая идентичность. психическое, утрачивая свою сущность, полностью отождествляется с физиологическим. Примером такого подхода служит известная метафора: «Мозг вырабатывает мысль, как печень — желчь».
8. психофизиологическое взаимодействие, представляющее собой вариант паллиативного, т.е. частичного, решения проблемы. Предполагая, что психическое и физиологическое имеют разные сущности, этот подход допускает определенную степень взаимодействия и взаимовлияния.
Современные варианты решения:

1. Психическое тождественно физиологическому, полностью к нему сводимо (психика – результат деятельности мозга). В этой логике психическое выступает как особая сторона, свойства физиологических процессов мозга или процессов ВНД.
2. Психическое – особый (высший) вид нервных процессов, обладающий особыми свойствами, которых нет ни у каких других нервных процессов (в том числе и у процессов ВНД). Психическое – такие особые процессы, которые связаны с отражением объективной реальности и отличаются субъективным компонентом.
3. Психическое обусловлено физиологическими процессами (высшей нервной деятельностью мозга), но не тождественно им
4. Системный подход

Психофизиологическая проблема - соотношение психических и физиологических (нервных) процессов. Заключается в решении вопроса о соотношении между психическими и нервными процессами в конкретном организме. Решение этой проблемы можно обозначить, как психофизиологический параллелизм, суть его - это противопоставление независимо-существующих психики и мозга (души и тела). В этом подходе психика и мозг признаются как независимые явления, несвязанные между собой причинно-следственными отношениями. Но существуют ещё 2 подхода: психофизиологическая идентичность и психофизиологическое взаимодействие. В первом случае психическое утрачивает свою сущность и отождествляется с физиологическим «мозг вырабатывает мысль, как печень желчь». Во втором случае предполагается, что психическое и физиологическое имеют разные сущности, но они взаимодействуют.

Психофизиологическая проблема (по Б.Ф.Ломову)

1. Образ – нервная система (Имеют ли психические явления свой нервный субстрат?).

2. Образ – объект (Познаваем ли мир?).

3. Образ – поведение (Что управляет поведением?).

Границы между физиологическим и психическим

1. Физиологическое раздражение – психическое ощущение.

2. Физиологические реакции – психические состояние.

3. Движение – действие.

4. Свойства нервной системы – темперамент.

5. Задатки – способности.

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-06-04; Просмотров: 3371; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.013 сек.