Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Модель личности по А. Аугустинавичюте




Функция — совокупность особенностей восприятия, переработки и выдачи информации по аспекту. Поскольку аспектов — 8, то и функций восемь. Нахождение аспекта в одной и той же функции у разных людей обуславливает одинаковое отношение к этому аспекту, одинаковую (при равенстве интеллекта) его осознанность. Если один и тот же аспект находится в разных функциях, то это обуславливает разное восприятие и отношение к нему. Что и составляет основу различия между типами личности.

Функции, подобно аспектам, можно описать при помощи признаков:

1) сильная — слабая;

2) ментальная — витальная;

3) акцептная — продуктивная.

Таким образом:

1 ф. сильная ментальная акцептная;

2 ф. сильная ментальная продуктивная;

3 ф. слабая ментальная продуктивная;

4 ф. слабая ментальная акцептная;

5 ф. сильная витальная акцептная;

6 ф. сильная витальная продуктивная;

7 ф. слабая витальная продуктивная;

8 ф. слабая витальная акцептная.

Кратко опишем признаки:

1) Акцептность — это способность отражать, "фотографировать" и репродуцировать информацию по аспекту.

Продуктивность — определяет возможность создавать новое по аспекту, на основе той информации, которую создала акцепторная функция.

2) Сила — предлагает уверенное владение информацией (достаточное ее количество) и волевое влияние на социум.

Слабость — означает, что информация по аспекту используется неуверенно, ее не хватает, поэтому по слабым функциям тип подвержен влиянию социона.

3) Ментальность (осознанность) — предполагает объективное изучение мира, стремление перевести информацию в языковую форму.

Витальность — предполагает субъективное, "через себя", изучение мира, требует слияния с изучаемым.

Можно сказать, что по ментальным функциям не столько делают, сколько разговаривают, а по витальным действуют, мало задумываясь, они хуже осознанны, чем ментальные.

Функции описаны следующим образом:

— определение;

— номер;

— детальное описание;

— описание приемов развития функции.

Сила — слабость функций

Сила функции предполагает наличие информации и навыков в количестве, достаточном для разумных и интенсивных действий.

Спокойное и уверенное владение этой информацией. Волевое внедрение своего мнения в мир. Смелость и категоричность оценок.

Получение информации спокойное и уверенное. При пользовании сильными функциями успехи обыкновенны, следовательно, пользоваться сильными функциями приятно.

Слабость функций определяет неспокойное, неуверенное и нервозное владение информацией. Подверженность влиянию социума на действия, мнения, суждения, эмоции.

Динамическая сторона признака: сильные функции всегда полны информации, готовы к использованию и используются (кинетические); слабые же функции "не успевают", нуждаются в накоплении информации, которую используют в основном не сами по себе, а как горючее для сильных.

Ментальность — витальность функций

Действительность с точки зрения психики образованна из двух частей: извне подаваемой информации и изнутри познаваемой действительности. Причем даже собственный организм может изучаться внешним, более осознанным, "теоретическим" образом, а с другой стороны, наши внутренние ощущения зависят не только сами от себя, но отражают весь окружающий мир. То есть, ощущая себя, человек неизбежно ощущает весь мир. Поэтому и существуют обе части психики, воспринимающие информацию существенно по разному. Ментальная часть — воспринимает информацию как бы со стороны, как внешние по отношению к себе предметы, как рельефный набор обособленных друг от друга объектов или процессов. Другая — витальная — отражает мир изнутри организма, как нечто непрерывное, слитое воедино, нераздельное. Ментальные функции осмысливают действительность и сознательно к ней приспосабливаются. Эта информация распространяется в социуме.

Витальные функции — эхо внешнего мира в индивиде. Ментальные функции свои проблемы решают ментальным способом: сбор и передача информации, спор, доказательства; все в основном на уровне второй сигнальной системы. Витальные — витальными: прием сигналов — раздражителей и реакция на них по первой сигнальной системе (т.е. большей частью, действием).

Можно сказать, что ментальные функции не столько действуют, сколько рассуждают, а витальные — наоборот. Ментальное восприятие предполагает известное расстояние до изучаемого, витальное — наоборот, слияние с ним.

Акцептность — продуктивность функций

Акцептные элементы "отражают, фотографируют, репродуцируют действительность и обеспечивают психику объективной информацией. Это всегда то, что находится во внешнем мире вне психики. Это всегда отражение объективного мира, информация про объективный внешний мир. И про себя самого, как про частицу этой объективности.

Следует отметить, что акцептному элементу всегда присуще чувство эмпатии или чувство какой-то слитности с отражаемым. Эти элементы воспринимают и акцептируют то, что есть вовне". Эта информация воспринимается как объективная данность, которую можно воспринимать, воспроизводить (репродуцировать) и использовать.

"Продуктивность элемента — это то, что извлекается из акцептным методом полученной информации. Этот элемент можно назвать творческим, потому что в том, что он извлекает из акцептным методом полученной информации, есть частица того, чего нет и не было в объективном мире. Это его вывод, его представление о данном аспекте объективного мира; о том, каким он, этот аспект, в его представлении является, и каким он должен и может быть.

Продуктивным элементам присуща инструментальность, а не эмпатия. Их творчеством является то, что индивид извлекает из акцептным элементом доставленной информации; это с одной стороны субъективное приспособление индивида к объективной реальности, а с другой — творчество."

Итак, мы имеем два свойства элемента: отражение и репродукция определенного аспекта с одной стороны, и продукция нового на основе информации, данной объективной реальностью, с другой. На "фабрику" поставляется сырье, производится — продукция.

Было бы неправильным считать акцептные элементы абсолютно акцептными, продуктивные — исключительно продуктивными.

"Несомненно, продуктивные элементы в своей активности учитывают и соответствующие аспекты в действительности. То есть они не только продуцируют, но в какой то степени и отражают картину действительности". Каждый элемент является сочетанием обоих свойств: в акцептном преобладает репродукция, в продуктивном — продукция, творчество. Чем же отличается творчество по акцептным и продуктивным элементам?

Продукция акцептного элемента основывается на моделировании, конструировании из известных элементов. Функционирование этого элемента оценивается по уровню точности. Это воспроизведение по известным образцам, это конструктор, в котором деталями, кубиками являются частицы объективной реальности, воспринимаемые как данность. Творчество продуктивного элемента — это продукция нового, качественно нового; изобретательство с долей импровизации; так как аналога нет, и что получится в итоге не всегда известно. В какой то мере это творчество индивидом ощущается как более личное, как критерий оценки его личности окружающими. "Удар" или отрицательная информация на этот элемент более неприятна, нежели на акцептный, так как во втором случае это вызывает скорее удивление и некоторое недоумение. "Я же складывал кубики заведомо хорошо, как же могло получиться что-то плохое?" А в продуктивном творчестве каждый кубик — личное творение, детище, в которое человек вкладывает частицу себя. По акцептным элементам индивиду присуще чувство ответственности, по продуктивным он гораздо менее уверен и ответственности не берет, но выполняет обязанности. По акцептным мы более склонны говорить о недостатках, по продуктивным — о достоинствах.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-06-04; Просмотров: 338; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.011 сек.