Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Метод эксперимента. Он состоит в моделировании определенных жизненных ситуаций и предполагает сбор данных в специально смоделированных и зара­нее сконструированных условиях




Он состоит в моделировании определенных жизненных ситуаций и предполагает сбор данных в специально смоделированных и зара­нее сконструированных условиях. Данный метод может быть при­менен для изучения самых различных видов деятельности как детей, так и взрослых — для выявления особенностей развития их личности и возможностей обучения.

Моделирование, как признак эксперимента, заключается в том, что экспериментатор организует выполнение изучаемых действий в не­привычных, несколько искусственных условиях.

Например, если необходимо выяснить одну из частных особенностей интеллектуальной деятельности учащегося, а именно — возможность осмысления логических связей, эксперимент может состоять в том, что испытуемому предлагается для чтения специально составленный текст, а затем его просят воспроизвести основное содержание при пересказе, составить план и т. д.

Общим моментом при проведении всех экспериментов является то, что испытуемому предлагается по определенной инструкции выпол­нить задание, представляющее собой модель обычной интеллектуаль­ной, игровой или какой-либо другой деятельности.

При работе с детьми школьного возраста обычно применяется пода­ча экспериментального материала в форме учебного задания, но в таких случаях мотивировка задания может быть видоизменена и задана в кос-

Часть II. Практическая психодиагностика

венной форме: например, при необходимости изучить особенности опосредования зрительных образов предлагается задание «пиктограм­ма» с мотивировкой проверить память с помощью рисунков и т. д.

Таким образом, моделируемый в эксперименте акт, деятельность, действие или процесс должны быть преобразованы в достаточно ясно мотивированное, простое, доступное для понимания действие. Кроме того, мотивировка этого действия не должна провоцировать негативных реакций, а напротив — способствовать установлению контакта с испы­туемым, что позволит провести обследование глубоко и тщательно.

Метод эксперимента, как и другие психологические методы, дол­жен обеспечить выявление не только негативных, но и позитивных возможностей человека, дать объективное представление о психоло­гическом состоянии человека, а кроме того — в ряде случаев — обеспе­чить получение сведений о его обучаемости.

Организация и условия проведения эксперимента. Проведение эксперимента требует определенной подготовки. Эксперимент прак­тически всегда проводится только после подробного изучения доку­ментации, сбора анамнеза, проведения беседы и наблюдения. Все эти этапы позволяют составить предварительное представление об испы­туемом и наметить стратегию его изучения.

Приступая к проведению конкретного эксперимента, исследователь должен знать, какие конкретные задачи он должен решить. В соответ­ствии с этим заранее заготавливается экспериментальный материал, необходимый инструментарий и бланки протоколов. В процессе рабо­ты выделяются следующие этапы деятельности экспериментатора:

» подготовка эксперимента;

» введение в ситуацию эксперимента;

* сообщение содержания задания (инструкция);

» наблюдение за деятельностью испытуемого при выполнении за­дания (решении задачи) и оказание дозированной помощи по мере необходимости;

» фиксация и оценка результатов деятельности испытуемого.

На протяжении всего эксперимента ведется протокол. По оконча­нии работы проводится анализ протокола.

Подготовка эксперимента. Для каждой экспериментальной мето­дики существует свой порядок подготовки. Он включает:

» выбор и организацию самой экспериментальной ситуации;

» выбор и организацию средств и методов фиксации и регистрации

Раздел 1. Психологический анализ и строение модели деятельности

» установленный для данного эксперимента порядок действий экс­периментатора;» форму протокола эксперимента.

Обычно в каждом случае в соответствии с основной задачей экспе­римента разрабатывается своя особая форма протокола и свой соб­ственный способ обработки полученных данных. Однако можно на­метить общую схему протокола.

Вверху на каждой странице протокола записывается фамилия ис­пытуемого, возраст, другие необходимые сведения, а также дата про­ведения исследования и название методики (см. образец).

ОБРАЗЕЦ ПРОТОКОЛ ЭКСПЕРИМЕНТА

(название методики) «» 20 г.

Экспериментатор: Иванова М. М. Испытуемый: Петров Витя, 10 лет
Условия (ситуация) эксперимента Действия испытуемою Высказывания Анализ фактов
1.      
2.      

В первой графе записываются этапы проведения эксперимента, включая сообщение инструкции, а также — реплики, вопросы и за­мечания экспериментатора. Во второй — действия испытуемого, в третьей — его словесные реакции и спонтанные комментарии, в четвертой — предварительный анализ зафиксированных фактов.

Рассмотрим основные этапы экспериментального исследования.

Введение в ситуацию эксперимента, это начальный этап деятельно­сти экспериментатора. В первую очередь здесь имеется в виду дости­жение согласия испытуемого на выполнение задания. Оно может быть достигнуто при определенной мотивировке, индивидуальной в каж­дом случае. Непринятие задачи может быть связано со многими при­чинами, в том числе — с нарушениями эмоционально-волевой сферы и с негативной реакцией на ситуацию эксперимента. При непринятии задачи эксперимент не проводится.

Сообщение содержания задания — инструкция — это второй этап работы экспериментатора. Инструкция может быть задана вербально, но иногда применяется техника задания ее с помощью мимики и же-

ПО _______________________________ Часть II. Практическая психодиагностика

стов (специфический прием для работы с инвалидами и аномальными детьми).

Для большинства как индивидуальных, так и групповых экспери­ментов важно четко обозначить инструкцию и проверить, правильно ли она воспринята, а также тщательно подготовить все, что нужно для работы заранее в необходимом количестве (иметь бланки ответов еди­ного образца, в особенности для проведения графических методик, ручки, карандаши и другие материалы).

Понимание инструкции является важнейшим условием при прове­дении эксперимента особенно для аномальных детей. Инструкция должна быть предельно простой, а экспериментатор — уметь тщатель­но и корректно составлять словесную инструкцию; она должна быть неизменной в ходе эксперимента и стандартной для данных условий: лишь в процессе подготовки эксперимента допускается возможность упрощать ее, а в случае необходимости — задавать инструкцию в на­глядно-действенном плане и с помощью жестов. Последние моменты особенно важны для детей с тяжелой речевой патологией и с нару­шениями слуха.

Наблюдение за деятельностью испытуемого в процессе выполнения экспериментального задания и оказание ему помощи — важнейший (третий) этап, позволяющий оценить самостоятельность испытуемо­го, возможности его по адаптации к ситуации, его обучаемость.

Оценка результатов деятельности испытуемого, это четвертый этап в деятельности экспериментатора. При оценке выполнения зада­ний фиксируется и анализируется деятельность испытуемого на каж­дом из этапов проведения эксперимента по следующим параметрам: принятие задачи, понимание инструкции, степень самостоятельно­сти, обучаемость, факторы, влияющие на изменение результатов ра­боты, контроль за деятельностью.

Принятие задачи: характер мотивировки, повлиявший на принятие условий задачи, наличие или отсутствие стремления к сотрудничеству во время эксперимента.

Понимание инструкции: соответствие характера инструкции основ­ным целям эксперимента и ее выполнение испытуемым (возможность повторить инструкции, объяснить задание в вербальной форме или с помощью жестов); необходимость изменения характера и содержания инструкции для улучшения понимания, полнота понимания смысла задания.

Самостоятельность: возможность правильного выполнения зада­ния без помощи экспериментатора.

Раздел 1 Психологический анализ и строение модели деятельности ______Ш

Обучаемость: определяется на основе проведения обучающего экс­перимента и характеризуется количеством и качеством оказанной ис­пытуемому помощи, возможностью опосредования своей деятельно­сти речью и возможностью переноса навыка в новые условия,

Факторы, влияющие на результат работы: их оценка ведется на основании анализа изменений в деятельности и в качестве работы при изменении степени сложности предъявляемого задания. Желательно отдельно фиксировать негативные и позитивные факторы. В процес­се проведения эксперимента мы можем столкнуться с фактом измене­ния результатов выполнения задания даже в пределах одного и того же задания. В ряде случаев, например, выполнение задания улучшает­ся при применении и изменении наглядных средств; а в ряде случаев ухудшается, например, при расширении объема материала, в пределах которого предлагается действовать испытуемому. Эффективность ра­боты может ухудшаться при появлении новых лиц в ходе обследова­ния, потере интереса, развитии утомления и т. д. Оценка при этом долж­на быть сконцентрирована на позитивных и негативных факторах организации деятельности и реакциях личности.

Контроль за результатами деятельности это завершающий мо­мент при выполнении любого задания. При оценке нужно отметить:

» допустимые и согласованные, а также спонтанные и несогласо­ванные формы поведения в ходе эксперимента;

« моменты просьбы и принятия помощи со стороны эксперимента­тора;

* поведение при проведении контроля (пытается ли испытуемый проверить результат своей работы, спрашивает ли о правильно­сти выполнения задания, ожидает ли подкрепления своих дей­ствий и т. п.).




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-06-04; Просмотров: 962; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.014 сек.