Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Служение на Уналашке




 

В июле 1824 г. о.Иоанн прибыл на главный остров Алеутского архипелага - Уналашку. В это время на всех островах владений Российско-Американской Компании было только две действующие церкви – на Ситхе и на Кадьяке. На самом деле, не было не только Церкви, но и дома, где мог бы разместиться священник с семьей. Поэтому им пришлось, как и всем местным жителям, поначалу поселиться в землянке. Весь приход его состоял из 60 островов с общим населением 2000 алеутов. Большинство жителей Уналашку было крещено одним из первых миссионеров, иером.Макарием, но после этого прошло более 20 лет, успело вырасти новое поколение, а старое забыть чему их учил о.Макарий и поэтому алеуты молились в прямом смысле «неведомому Богу»[21]

Одним из важных и первых дел миссионерства на острове стало строительство храма, для которого о.Иоанн лично смастерил престол, иконостас, покрыл его позолотой. Примечательно то, что при возведении храма ему помогали алеуты, обученные им же плотничеству, столярному и кузнечному делу, каменной кладке. Под его наблюдением и руководством храм был выстроен и освящен в 1826 г. во имя Вознесения Господня. «Жители островов скоро оценили ревность своего пастыря: как на праздник они всегда выходили к нему навстречу, бросали все дела, с удивительным вниманием слушали его беседы, с благоговением стояли в храме, не сводя с него глаз: «отец, отец наш» - было ему имя на их языке»[22]

Отец Иоанн не сидел на месте, но постоянно совершал поездки на соседние острова, посвящая таким путешествиям значительную часть года. Он подвергал себя опасностям и лишениям, плавая на байдарках из тюленьей кожи, всюду проповедуя, крестя, разъясняя основные христианские истины. Но отец Иоанн на горьком опыте понял, как трудно было вести просвещение через переводчика, особенно трудно было найти для этой цели подходящего человека, то есть истинно верующего. И он сам с неистощимым терпением берется за изучение алеутского языка, отличавшегося очень трудным произношением, и сравнительно скоро осваивает шесть наречий местных племен. Теперь для о.Иоанна открылся полный простор для проповеди. Он начинает постоянно беседовать с туземцами, в храме, у себя дома, а чаще прямо под открытым небом.

Алеуты были очень усердны к слушанию Евангельской проповеди. Вот как сам о.Иоанн описывает эту добродетельную черту алеутов: «Скорее утомиться самый неутомимый проповедник, чем ослабнет их внимание, и усердие к слышанию слова…по первому призыву тотчас собирались слушать мои поучения и все и каждый с удивительным вниманием слушали их, не развлекаясь, не сводя глаз и даже, можно сказать, самые нежные матери в это время делались бесчувственными к плачу своих детей... И признаюсь откровенно, что при таковых беседах я деятельно узнал утешения христианской веры, и потому я обязан алеутам благодарностью более, чем они мне за мои труды»[23]

Святитель отмечал, что в самом алеутском народе уже были те добрые качества, которые составляли благодатную почву для усвоения христианского учения: «Алеут умеет ценить всякое благодеяние ему оказанное...Алеут очень неприхотлив и совершенно равнодушен к стяжанию...для него чужда зависть... В алеутах видна любовь к детям и детей к родителям... Алеут, если обещал что-нибудь, то непременно то исполнит»[24]

Успехом проповеди о. Иоанна было то, что он избегал насилия в вопросах веры. Обычно терпеливо ждал, когда просвещаемые им туземцы изъявят добровольно желание креститься. Был категорически против того, чтобы поощрять крещение подарками. Благоприятным последствием распространения православия святитель считал смягчение нравов алеутов. С насаждением христианских заповедей уходили в прошлое их такие отрицательные обычаи, как убийство престарелых родителей, многоженство, неразборчивая половая жизнь. И одновременно вводились такие незнакомые прежде понятия, как покаяние и страх Божий.

Чтобы укрепить дело просвещения своей паствы о.Иоанн разрабатывает алеутскую письменность, которой к тому времени не существовало и занимается переводами. «Он перевел на алеутский язык Катехизис, Евангелие от Матфея и в то же время, чтобы дать возможность алеутам читать эти книги, составил для них алеутский букварь»[25]. К этому же времени относится написание знаменитой книги о.Иоанна «Указание пути в Царство Небесное», эта работа была задумана миссионером как введение в основные христианские истины и предназначалась новокрещенным алеутам. В ней святитель подчеркивал: «... Всякому христианину поставляется в непременную обязанность, когда он придет в совершенный возраст, узнать обстоятельно свою веру, потому что кто не знает основательно своей веры, тот бывает, холоден и равнодушен к ней и часто впадает или в суеверие или в безверие»[26].

Благодаря переводам духовно-нравственной литературы на алеутский язык, обучение грамоте, начавшееся у алеутов с 1825 г., стало развиваться настолько успешно, что о. Иоанн выражал уверенность, что в обозримом будущем все алеуты должны научиться чтению и письму. «Мне случалось видеть, как кто-нибудь из алеутов, - писал святитель, - совершенно не зная по-русски ни слова, почти целый день сидит и читает Псалтирь... А когда они увидели книжки на своем языке, т.е. Катехизис, переведенный мною и напечатанный первым изданием, то даже начали учиться грамоте для того, чтобы читать по-своему»[27]

Кроме того, о. Иоанн для обучения алеутов грамоте и наставления в вере, открыл училище, где сам обучал их по своим же учебникам.

Также о. Иоанн занимался географическими, этнографическими и лингвистическими исследованиями, которые легли в основу трудов, удостоенных высших оценок специалистов. Главные из них: «Записки об островах Уналашкинского отдела», а также «Грамматика и словарь алеутского языка».

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-06-25; Просмотров: 339; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.009 сек.