Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Государство средневековой Японии




Образование Японского государства. Название Япония или Ниппон (Источник Солнца) восходит корнями еще к мифологической традиции и под таким наименованием появляется примерно в VIII в. Государство сформировалось на островах Тихого океана, вблизи побережья восточной Азии. Островное положение, отсутствие сухопутных границ с другими государствами оказали влияние на формирование японской государственности.

Заселение Японских островов происходило путем смешения монголоидных маньчжуро-тунгуских, палеоазиатских и малайских племен. Эти этнические группы на протяжении тысячелетий наслаивались на другие, смешиваясь, или оттесняя друг друга.

Ранний этап истории Японии это время существования неолитической культуры дзёмон («веревочный орнамент»), главным занятием племен этого периода было охота и рыболовство. Постепенно эту культуру начинает вытеснять культура яёи (культуры водяного риса). Основным занятием населения этого периода было земледелие и животноводство, охота и рыбная являлись вспомогательным занятием. Переселенцами из Китая и Кореи была завезена технология производства меди, бронзы и железа, а также новые методы земледелия, ткачества и других ремесел.

Основу социальной организации древнего японского общества составляли отдельные кланы (удзи). Центральный, господствующий дом или семья давала клану имя. Члены клана (удзибито) делились по социальным и профессиональным группам бэ или томо, ставной частью клана, кроме того, считались бесправные рабы или яцуко не связанные с кланом кровным родством и находящиеся на самом низу иерархической лестницы. Все без исключения должны были подчиняться власти вождя клана (удзи-но ками) или (удзи-но-оса), который являлся абсолютным лидером и жрецом клана. Кланы представляли собой довольно обособленные объединения разделяющиеся, в том числе и по этническим признакам, но их взаимоотношения были далеко не мирными, об этом свидетельствует, в частности многочисленное древнее оружие найденное в курганах. О древних народах проживающих на японских островах в китайских летописях говорилось: «Они распадаются на более чем сто государств. Они ежегодно приезжают и приносят нам дань».

Начало складывания государственности и централизации власти относится к III в. н. э., когда образуется крупный племенной союз Ямато, вождь которого в V в. объединяет уже под своим верховенством большую часть территории страны. В VI и VII вв. под влиянием китайской мысли и институтов и распространения буддизма происходит ряд социальных, политических, религиозных и культурных перемен. В целом VI в. был неспокойным для Японии, длительная борьба кланов за лидерство увенчалась в 587 г. победой клана Сога и воцарением в 592 г. Суйко назначением юного Сётоку Тайси принцем-регентом.

Этот период обычно называют период Асука, по названию реки, где располагалась обычно резиденция правителей Ямато. С конца VI – начала VII вв. процессы институализации японской государственности проходил довольно активно. Государственные реформы были направлены на ограничение старой родовой организации управления общества и создания новой территориальной системы управления. Неудачный поход в Корею, с целью вернуть утраченный ранее японский форпост в этой стране и возможность ответной угрозы вторжения со стороны Китая или Кореи в значительной степени продиктовали создание новой системы управления страной. Создание новой государственности сопровождалось ростом чиновничьего аппарата и последующей его реорганизацией. С 603 г. согласно – «Нихон сёки» все чиновничество делилось на 12 рангов. Система рангов была индивидуальная, не передавалась по наследству, ранги давались отдельным лицам, которые выполняли особые поручения дворца. Параллельно с ней сохраняла существование старая система наследственных титулов «кабане», которые наследовались по родовому принципу. В последующие годы ранговая система подверглась изменениям, число рангов увеличивается до 13 в 647 г. затем их становится 19 в 649 г., а в 685 г. уже 48 степеней. В 701 г. устанавливается по образцу китайской классическая система, включавшая 30 степеней, объединенных в 9 ранговых категорий.

Созданные в 604 г. Законы 17 статей инкорпорированных в «Нихон сёки», представляли собой наставления о государственном управлении. Была принята китайская концепция император – «Сын Неба», который в управлении государством должен опираться на помощь чиновников. Сётоку, а именно ему приписывают авторство этого сочинения, намеревался создать сословие просвещенных аристократов-управленцев, для этого посылал подающих надежды молодых чиновников, ученых и буддийских священников обучаться в Китай и Корею. Законы 17 статей, (которые часто в отечественной литературе называют первой японской конституцией), в большей мере, являлись сводом политико-моральных и религиозных поучений, влияние конфуцианства и буддизма сказалось на их общей концепции. В них провозглашался принцип высшего суверенитета правителя и строгого подчинения младших старшему. Все общество делилось на три класса: правители – вельможи – народ. Основой правопорядка провозглашался «всеобщий закон» выразителем, которого был правитель. Осуждалась клановая междоусобица, частная собственность, провозглашалась государственная собственность на землю.

Реформы, предпринятые Сётоку и направленные на создание сильного централизованного государства, не смогли все же ликвидировать клановую усобицу. В результате продолжившейся борьбы, Каматари, глава древнего клана Накатоми свергнул власть семьи Сога. Сам клан был подвергнут эвфемизму (все мужчины носивший имя Сога, в том числе старики и дети, были преданы мечу). Каматари номинально вернул власть императору, который принял титул тэнно («сын Неба»), но оставил за собой и членами своего клана, все важные государственные должности. По указу императора клан Накатоми получил имя Фудзивара и постепенно он становиться самым могущественным среди других кланов.

Но и переворот «Тайка» 645 г. («Тайка» - букв. «великие перемены») не прекратил политической борьбы, и для второй половины VII в. характерным явлением были кровопролитные схватки за власть между членами разросшейся императорской семьи, бюрократии и вождей кланов и как следствие этого усиление внутренних беспорядков. Правителям зачастую приходилось безжалостно уничтожать своих противников для укрепления собственной власти. В этих условиях предпринятое реформирование государственной структуры и общества затягивалось на длительные сроки. Продолжением реформы Тайка стало принятие кодексов «Тайхо рицурё» 701 - 702 гг. и «Ёоро рицурё» 718 г., однако вступил в силу последний только в 757г., такая задержка была, по всей видимости, вызвана временным ослаблением позиций Фудзивара.Каждый из этих кодексов состоял из двух разделов – уголовного кодекса (рицу) и установлений касающиеся государственно-бюрократического устройства и системы землепользования (рё). Эти преобразования во многом проводились по китайскому образцу, но с учетом местных японских традиций и заложили основы политической и социальной структуры Японии того периода.

Государственное управление. Главой государства считался император, принявший титул тэнно (правитель угодный Небу), в своем правлении он опирался на могущественный клан Фудзивара, который поставлял не только регентов (соправителей императора), но и жен императорам, таким образом, воздействуя на усиление своей власти путем заключения династических браков. Император обладал верховными правами в области административного управления, назначения чиновников, ведения внешних сношений и управления войском. Императору непосредственно подчинялись три высших государственных учреждения: Палата большого государственного совета (Дайдзёокан), Палата небесных и земных божеств (Дзингикан) и Ведомство инспекций цензоров (Дандзёотай).

Верховное управление в стране выполнял Государственный совет (Дайдзёокан), который определял общее направление государственной политики, рассылал императорские указы и распоряжения по стране. Возглавлял совет «главный министр», который был наставником императора в делах управления и обеспечивал в стране «мир, покой и гармонию». Эта должность порой могла быть и вакантной, если не находилось подходящего кандидата который обладал определенной харизмой и безупречной репутацией. Опираясь на китайскую традицию, функцию управления осуществляли два высших министра левый (старший) и правый (младший) им подчинялись «старшие советники» и «младшие советники» дающие рекомендации соответственно по «большим и малым делам». Они отвечали за текущие дела управления в государстве и несли непосредственную ответственность за это перед Государственным советом.

Внутри Дайдзёокан состоял Высший политический совет (Гисэйкан), который формировался из представителей старых аристократических родов и его состав менялся в зависимости от расстановки политических сил. На его заседаниях обсуждались важные государственные и военные вопросы, об этом докладывалось императору, и после этого начиналась выработка соответствующих указов и распоряжений.

Государственный совет имел под своим началом восемь министерств (сё): центральных (общих) дел (Тюомусё), церемониального или чинов (Сикибусё), управления (Дзибусё), народных дел (Мимбусё), военных дел (Хёобусё), уголовных дел или наказаний (Гёобусё), финансового или сокровищ (Оокурасё), Императорского двора (Кунайсё). Министерствам подчинялись управления (сики), отделы (рё или цукаса) и бюро (си или цукаса) имеющие довольно широкий штат чиновников. Например, Министерство центральных (общих) дел состояло из десяти управлений: дворца императрицы, главного архивного, астрологического, живописи, придворного этикета, главного управления дворцовых кладовых и др. Несмотря на множество министерств и управлений четких разграничений полномочий между ними не было.

Помимо государственного совета большое значение в государственном управлении играл – Дзингикан, основными функциями которого было проведение храмовых служб, религиозных празднеств и церемоний общегосударственного масштаба.

Дандзёотай – осуществляло контроль за исполнением законодательных норм в столице и на местах, проводило инспекционные проверки провинциальных и уездных управ, расследовало нарушения закона.

Местное управление. Вся страна делилась на три части: область императорского дворца (кэйси), группа провинций вокруг кэйси – «домашние провинции» (кинай) и внешние провинции (чихоо). Домашние и внешние провинции подразделялись на куни (провинции) во главе с губернатором провинции (кокуси), уезды (гун) во главе с начальником уезда (гунзи) и села (ри или сато) возглавляемые старостой (ричоо), который назначался из местных жителей. К его обязанностям относилось: поощрение развития земледелия и шелководства, побуждение к уплате налогов и выполнению повинностей, предотвращение нарушений законов и наблюдение за жителями села. Старосте села подчинялись 50 дворов (ко) с главами дворов (косиу). Пять дворов (хо) возглавлялись хочоо. Члены пятидворки были связаны круговой порукой, исполняли обязанности перед государством, должны были наблюдать друг за другом, чтобы другие не нарушали законов. Для усиления контроля в уезды направлялись специальные государственные контролеры.

Создание новой жесткой системы местного управления было направлено на ликвидацию клановых традиций и влияния и введению новой системы налогообложения.

Армия. Военную силу этого периода составляла в столице гвардия (эфу), в провинциях армия (гундан), на наиболее важных стратегических пунктах западного направления стояла пограничная стража (сэкимори). Согласно законодательству, каждый крестьянский двор должен был поставить рекрута от трех взрослых мужчин. Служба на наиболее опасных и важных направлениях была срочной. В пограничных, гвардейских и сторожевых частях была три года. Армия строилась по десятичной системе, во главе с полусотниками, сотниками и двухсотниками.

Общественный строй. В VII в. население Японии составляло примерно 6 млн. человек и подразделялось на две главные категории: рёомин («добрые люди)» и сэммин («подлые люди»). К рёомин относились: столичное (найкан) и провинциальное (гайкан) чиновничество; свободные общинники (бякутёо); ремесленники (синабэ и дзакко).

Чиновничество, как указывалось раньше, подразделялось по рангам, обладало сложной и иерархичной структурой. Различия между высшими и низшими рангами был очень велик. Чиновники получали за свою службу экономические и правовые льготы, и привилегии в соответствии с занимаемыми рангами и классами. К экономическим льготам относилось право на получение земли (ранговые поля), дворов в кормление, рангового и сезонного жалования. Правовые привилегии включали: право на соискание должности в административном аппарате, право на смягчение наказания за совершенные преступления, право детям и внукам чиновников с первого по пятый ранг занимать представляемые им ранги без аттестации («теневой» ранг).

Крестьянство было самым многочисленным сословием (около 90% от общего числа). Кодекс «Тайхо рё» определял экономический и правовой статус крестьянства. Впрочем, законодательство по отношению к крестьянам, не всегда исполнялись в надлежащей мере. Так с шести лет должна была производиться выдача земельного надела сроком на шесть лет, однако, как правило, это не соблюдалось, и в лучшем случае земельный участок представлялся в девятилетнем, а порой даже пятнадцатилетнем возрасте. Налоги с крестьян были трех видов: земельный налог который платили рисом (со), налог который платили изделиями домашнего ремесла, тканями, морепродуктами, металлами (тёо) и выполняемая трудовая повинность (буяку). Отработочная трудовая повинность была основной формой эксплуатации государством крестьянства, продолжительность ее составляла до 70 дней в году, на это время работникам выдавались продукты питания. Крестьян в основном использовали на строительстве ирригационных систем, дорог, буддийских храмов и пр.

Ремесленники составляли незначительную долю населения (около 1% от общего числа). Деление на синабэ и дзакко происходило по профессиональному признаку. К синабэ относились гончары, виноделы, красильщики и пр., а к дзакко те, кто непосредственно относились к производству военного снаряжения. Ремесленники не были окончательно оторваны от земли, в соответствии с надельной системой они получали землю, которая порой являлась единственным источником их существования. Как государственные служащие (мелкие) они освобождались от уплаты налогов и трудовой повинности, а государственную повинность несли виде производства ремесленных изделий. По своему социальному положению они находились ниже, чем крестьяне и занимали промежуточное положение между рёомин и сэммин.

К сэммин («подлым люди») (4 -10 %) относились: преступники и их семьи, рабы (государственные и частные). Положение рабов было различным, они делились на пять групп. Браки между ними должны были заключаться только внутри этих групп, межгрупповые браки должны были расторгаться, а заключившие брак возвращались в прежние группы.

Вне сословного деления находились неприкасаемые (эта). Они селились обособленно, имели мизерный клочок земли, занимались преимущественно ремеслом, убоем скота, обработкой кожи, т.е. тем занятием, которое запрещалось буддизмом.

Сильное централизованное государство реформами VII – VIII в.в. создать все же не удалось. Взятая за основу китайская модель государственной власти оказалась не достаточно прочной. Император с конца VIII в. все более царствовал, чем правил. С середины IX в. наступает эпоха регентства Фудзивара, которые назначали себя регентами (сэссё) и канцлерами (кампаку) и по существу до середины XI в. страной правила олигархия этого рода. Позднее создается система «монастырского правления» (инсэй) по которой император как бы отрекался от власти, принимал монашеский сан, но оказывал влияние на дела государства из своей удаленной резиденции. В стране устанавливался некий стандарт двойственной, а порой даже тройственной власти. Один политический центр находился в старой столице Нара, другой в новой столице Хэйане (Киото), третий политический центр группировался вокруг инсэй. Первая постоянная столица была построена в 710 г. в Нара, новая столица, отстроенная в 794 г. в Киото получила название Хэйанкё, или «Столица мира и покоя» однако спокойствия стране не принесла. Этот период получил название «эпоха Хэйан» и характеризовался не только постоянной междоусобной войны аристократических кланов (кугё) друг с другом или с воинственными монахами, но и дальнейшим ослаблением императорской власти.

Ослабление императорской власти было не случайным явлением, реформы VII – VIII в.в. так и не смогли ликвидировать клановую разобщенность общества, многие кланы сохранили влияние и реальную возможность участвовать в борьбе за распределение власти. Они не создали сословия государственных чиновников-администраторов (бюрократии), которые были бы опорой императорской власти. Система формирования придворной бюрократии по китайскому образцу с системой регулярного воспроизводства путем сдачи конкурсных экзаменов в Японии так и не прижилась. Не сформировалась и сильная императорская армия. Да и сама централизация проведена была довольно ограничено, путем введения земельного учета, единой системы налогообложения и контроля над наместниками провинций и уездов. Основой всей организации должна была стать государственно-надельная система землепользования, которая с самого начала оказалась мало эффективной, и как показало будущее недолговечной.

Возникший вакуум власти был довольно быстро заполнен на центральном уровне влиятельным кланом Фудзивара, а на местах посты губернаторов и уездных начальников вскоре становятся почти наследственным правом местных знатных домов. Именно в это время начинает, складывается новая феодальная система. Феодализация Японии шла довольно быстрыми темпами, в противовес государственной собственности на землю уже в VIII в. начинают возникать поместья (сёзн) – частные владения аристократии и храмов. К середине X в. государственно-надельная система фактически перестала существовать, ее заменяет феодальная система землевладения, господствующей формой которой являлось поместье. Изменилась и сословная структура японского общества. Формируется замкнутое сословие воинов-самураев (буси). С XI в. складываются военно-аристократические группировки феодалов начинающие активно вмешиваться в процесс политической борьбы за власть.

Сёгунат. Власть клана Фудзивара в XII в. все более слабела и на фоне этого ослабления все более заметным становиться противостояние двух аристократических домов Минамото и Тайра. Это противостояние закончилось победой Миномото Ёритомо в 1185 г. После победы над своими врагами и устранения своих конкурентов-союзников Ёритомо присвоил себе титул сэйи тайсёгун дословно – «великий полководец покоряющий варваров». С 1192 г. при Миномото Ёритомо этот титул становится наследственным правом его дома, а впоследствии принимали один за другим военные диктаторы, которые управляли Японией от имени императора до 1867 г. Этих правителей стали величать по сокращенной версии этого титула – сёгун, который иногда переводят как военный правитель или великий полководец. Ставкой сёгуна вначале был город Камакура. Этот период, на протяжении которого власть принадлежала основанному Ёритому военному правительству (бакуфу) известен, как Камакурский сёгунат (1192 – 1333 гг.) Императорский престол в это время находился под непосредственным контролем сёгунов. Сёгун назначал военных губернаторов (сюго) в провинции и поместных начальников (дзито) в феодальные поместья, подлежавшие налогообложению. Со временем сюго стали наделяться большими военными, полицейскими и судебными полномочиями.

После свержения в июне 1333 г камакурского сёгуната на короткое время экс-император Годайго восстановил свою власть и создал правительство Кэмму, но власть удержать не смог. В 1336 г. Один из победителей камакурского сёгуната Асикага, изменил Годайго и объявил о переходе власти Бакуфу. Становление сегунства Асикага происходило в обстановке острой политической борьбы и завершилось в 1392 г. примирением противоборствующих сторон. Время политического господства Асикага именуется сёгунатом Муромати (1336 – 1573 гг.) по наименованию района в Киото, где находилась резиденция сёгунов.

В период Муромати (1335 – 1573 гг.) наряду с распадом сёэнов происходит становление княжеств как социально-экономической основы развитого феодализма.

Образование третьего сёгуната связано с именем легендарного Иэясу Токугава. Победив в битве при Сэкигахара в 1600 г. коалицию объединившихся против него феодальных князей, Токугава фактически начинает управлять страной. В 1603 г. он присваивает титул сёгуна и основывает третий сёгунат со столицей в Эдо (современный Токио). Эпоха между 1600 и 1867 гг. часто называют периодом Токугава. В период правления Токугава начинается период изоляции Японии. Японцам под страхом смертной казни было запрещено покидать территорию страны и строить большие суда. Иностранцам было также запрещено появляться в Японии, исключение было сделано только для голландцев, а также корейцев и китайцев. Два раза в год был разрешен вход голландских, китайских и корейских кораблей в единственный порт Нагасаки. Особому гонению подверглась христианская религия, указом 1614 г. был введен запрет новой религии. Многие христиане, в том числе и японцы, подверглись казням и преследованием.

Общественный строй периода сёгуната. Формирование основных социальных слоев происходит в Японии в периоды Асикага (Муромати) (1336 - 1568 гг.) и Момояма (1568 - 1600 гг.) и завершается в эпоху Токугава созданием жесткой сословной системы основанной на законах страны и строго охраняемой сегунатом.

Это деление на сословия официально определялось формулой «си-но-ко-сё»: самураи (си), крестьяне (но), ремесленники (ко) и торговцы (сё). Вне сословий, на самом дне феодального общества находилась группа париев (эта, хинин). Но на самом деле это была довольно сложная и гораздо разветвленная сословная система. Унаследованные нормы морали Китая, эволюционировавшие в Японии, определяли характер общественных связей. Моральные принципы, обусловливающие отношения между отцом и сыном переносились и на общественные отношения между хозяином и подчиненным. Взаимоотношения господина и подчиненного определяли не только структуру и обязанности различных сословий, но и обуславливали внутри сословную иерархию и субординацию взаимоотношений. Вот почему в феодальной Японии не было более страшного преступления, чем бунт против господина или отца. Токугава создал такую общественную структуру, которая распределяла население страны в соответствии их значимости. Преимущество отдавалось воинскому сословию, которому повиновались все остальные социальные классы.

Самураи. На самой вершине сословной пирамиды находилось воинское сословие (самураи, букё). В широком смысле под самураями понималось все дворянское сословие от владетельных князей (даймё) до мелких дворян. В узком и наиболее употребляемом смысле самураи – военное сословие небогатых дворян.

Возглавлял иерархическую структуру японского общества клан Токугава с сёгуном во главе. Сёгун обладал неограниченной властью военного диктатора над населением провинций, которые находились под его непосредственным контролем. Затем следовали кланы, возглавляемые феодальными правителями (даймё). Даймё принадлежали личные земли, имели собственные армии и постоянно сражались друг с другом в эпоху раннего и среднего феодализма. Японские правители во второй половине XVI в. потратили немало сил, чтобы подчинить и объединить их в довольно непрочный союз. Через даймё сёгун контролировал остальные провинции Японии. Сравнительная независимость феодальных правителей определяла особую политику сёгуна в отношении их. Для ослабления даймё часто применялась практика отправки в их земли специальных цензоров (мэцукэ). Вводился институт заложничества, согласно которому они должны были оставлять в Эдо своих жен и детей. Принудительные, строго регламентированные посещения двора сёгуна с интервалом в год и прочие акции.

Во времена Токугава число даймё составляло 260 человек, но их статус различался. Три высокопоставленные семьи (саккё) имеющие побочные родственные связи с домом Токугава занимали первые ступени иерархии. Они управляли ближайшими к Эдо провинциями, из их числа назначались на наиболее привилегированные и важные должности в центральном правительстве. За ними следовали наследственные даймё (фудаи), бывшие вассалами сёгуна еще до решающей битве при Сэкигахара. Следующую ступень занимали тодзама, некогда бывшие противники клана Токугава, но после знаменитого сражения подчинившиеся и признавшие его власть. Саккё, фудаи и тодзама подлежали дальнейшему разграничению по территориальному, имущественному, военному и др. принципам.

Получая титул даймё давал присягу на верность сёгуну, которая определяла ряд обязательств: содержание регулярной армии, представление войск для несения караульной службы, поддержание мира на контролируемых им территориях, предоставление денежных средств, материалов и рабочих для проведения работ по указанию сёгуна.

Даймё, как высший представитель воинского сословия после сёгуна, обязан был строго следовать «Тринадцати законам о военных домах» (Букё сёхатто), изданных Иэясу. Он должен был осуществлять поимку и выдачу представителям сёгуна бунтовщиков (ст. 3, 4); препятствовать проникновению на территорию своего феода посторонних (ст. 5); направлять доносы о любых признаках заговора замеченных в соседних владениях (ст. 7). Он имел право в качестве знаков отличия носить официальное платье особого цвета и покроя и путешествовать в особых паланкинах (ст. 11). Но не мог проводить капитальный ремонт своего замка или замка своего вассала и возводить новые укрепления и замки без разрешения сёгуна (ст.6). Не имел право устанавливать родственные связи с другими кланами посредством женитьбы без разрешения сёгуна (ст. 8). Не мог окружать себя при путешествии в Эдо большим количеством вассалов, если только этот эскорт не состоял из личных сил сёгуна (ст. 9).

Военный вассал: самурай. Термин самурай (дословно можно перевести «тот кто служит») стал распространяться со временем на всех воинов которым было дозволено было носить на поясе длинный и короткий мечи и которые находились на службе у своего господина.

Вначале основная масса самурайства формировалась из крестьянской зажиточной верхушки. Второй путь – наделение землей домашних слуг. Обязанностью самурая было выполнять беспрекословно все приказы того, кому они присягнули в верности. Как представитель воинского сословия (буси) вассал должен был служить своему хозяину в качестве воина. Он должен был выполнять все приказы моментально без страха и тени сомнения. Философия самурая строилась на концепции пренебрежения к собственной безопасности, и даже жизни. Презрительное отношение к смерти прививалось ребенку с самого раннего детства. Для воспитания силы воли и качеств, присущих воину ребенка выставляли зимой на холод и заставляли, чтобы он стойко переносил летний зной, при этом он должен был переносить физическую боль без малейшего признака эмоций. Одной из главных целей обучения молодых воинов состояла к подготовке к церемонии ритуального самоубийства сэппуку или харакири.

Особое положение в феодальной Японии занимали ронины – самураи без хозяина. Причины изменения статуса самурая на ронина были многочисленными и разнообразными. Гораздо опаснее были последствия этого изменения. Некоторые ронины вынуждены были переходить либо на положение горожан (чоонин) и заниматься ремеслом, торговлей или становится людьми свободных профессий – учителями, врачами и пр. Учитывая особое мировоззрение самурая, основанное на средневековом кодексе поведения – бусидо (путь воина), такое изменение в его жизненном укладе было не просто сложным с идеологической стороны, а порой просто невозможным психологически.

Крестьяне. По своему положению на социальной лестнице крестьяне располагались сразу после самураев и пользовались определенным престижем. Это было не случайным явлением, поскольку сельское хозяйство (производство риса) считалось основой национальной экономики. На раннем этапе формирования классов, сословные рамки были в большей степени размыты, так что воины низших рангов и категорий часто были выходцами из крестьян и по необходимости всегда могли вернуться обратно в это сословие. Особое положение занимала «крестьянская аристократия» - глава округа (одзия) и сельский староста (нануси). Они имели право носить мечи и отправлять своих детей в провинциальные школы. По своему статусу они находились гораздо выше простых солдат пехотинцев и в значительной мере отличались от простого крестьянства, которому согласно указу 1588 г. Хидэёси «об охоте за мечами» запрещалось носить оружие. Сам Хидэёси талантливейший полководец был выходцем из крестьян, но именно этот его указ во многом положил начало формирования четко выраженных сословных границ. Спустя три года после указа «об охоте за мечами» издается указ о закреплении социальных различий, который ознаменовал процесс отделения самураев от торговцев и крестьян.

Крестьяне вели свое хозяйство самостоятельно на правах наследственного держания. Феодал не мог продать или купить крестьянина, но существовала личная зависимость – прикрепление к земельным участкам. Крестьянам было запрещено покидать свои дома и переезжать в другую местность под страхом сурового наказания. Они платили рисовую ренту (нэнгу) даймё или самураю. Эта рента была неизменна, и ее размер не зависел от капризов природы или неурожая. В особых случаях правительство могло на ограниченный период снизить ренту, но за крестьянами все равно оставалась определенная задолженность. Довольно частым явлением были восстания крестьян, за более чем двухсотлетний период правления клана Токугава произошло более тысячи крестьянских восстаний. Как правило, такие выступления жестоко подавлялись, а их зачинщики немедленно казнились.

Крестьяне были связаны круговой порукой и были объединены системой «пятидворк», заимствованной из Китая. Пять крестьянских семей согласно системе коллективной ответственности (гонингуми) несли ответственность за любые действия признанные властями незаконным. Наказание для всех наступало даже в том случае, если незаконные действия совершались отдельными членами без ведома остальных. Каждая пятидворка имела своего главу (кумигасира), который подчинялся сельскому старосте (нануси, сёйя), который в свою очередь нес ответственность и сообщал о положении дел в деревне представителю военного правительства (гундай или дайкан).

Среди земледельцев было много бедняков, но верхний слой крестьянства отличался от основной массы, и по уровню жизни приближался к средним представителям класса самураев.

Ремесленники (сёкунин, ко) и торговцы (акиндо, сё). Ремесленники и торговцы составляли значительную часть японских городов. Юридически они обладали меньшими правами, чем другие сословия, но усиливающаяся экономическая мощь богатых торговцев и ремесленников обеспечивала им все возрастающее влияние в стране. В период Токугава сравнительная независимость этих сословий была ликвидирована, и их поставили в самый низ создаваемой социальной структуры японского общества, ниже крестьян, которые были подвластны им в период Муромати.

По правовому положению города делились на три категории: принадлежавшие сёгунату, владельческие (даймё) и «вольные». Города, управляемые правительством (бакуфу) находились в наиболее жестких условиях административного контроля и даже не имели гарантии от дальнейшего ущемления своего правового положения. Управлял городом губернатор, наделявшийся особыми полномочиями, которые могли усиливаться в зависимости от обстановки. Нагасаки единственный город, в который могли прибывать иностранцы, управлялся назначаемыми двумя губернаторами-префектами (бугё), каждый исполнял свои обязанности полгода, не встречаясь друг с другом. Если один управлял городом, то другой в это время находился в Эдо.

В некоторых городах (Нара, Киото, Сакаи, Хакада, Мацуяма) корпорации имели свои собственные органы самоуправления. Некоторые торговцы даже становились непризнанными центральной властью провинциальными правителями. Однако, самостоятельность этих городов ограничивалась правительственными чиновниками.

В городах вводился строгий контроль за сословиями, торговцы и ремесленники подлежали регистрации в соответствующих гильдиях и корпорациях, которую самостоятельно без разрешения властей переменить не могли. Город делился на кварталы (дза), управляемые квартальными и специальными чиновниками. Каждый квартал был окружен рвом или обнесен стеной, а вход осуществлялся через строго охраняемые ворота. На ночь городские ворота закрывались, и покинуть квартал можно было только по специальному пропуску. Кварталы делились на улицы (не менее двух) которые управлялись старостами. Староста жил на этой же улице и отвечал за сбор налогов податным населением. Домовладельцы улицы в свою очередь объединялись в пятитидворки (аналогично крестьянским) были связаны круговой порукой и должны были шпионить друг за другом. Домовладельцы и городские чиновники несли ответственность перед тремя городскими старейшинами (мати-досиёри). Эти старейшины не принадлежали к воинскому сословию, занимали должность пожизненно и даже могли передавать ее по наследству, они напрямую подчинялись двум городским судьям (мати-бугё) которые назначались из представителей самурайского сословия.

Положение ремесленников в отличие от торговцев отличалось еще более строгой регламентацией и контролем. Они объединялись в цехи, которые обладали монополией производства отдельных товаров. Цеха имели четкую иерархию и наследственный принцип занятия ремеслом. Правительство наделяла цеха особыми привилегиями и полномочиями, но при этом строго регламентировало и контролировало ремесленное производство.

Крупным торговцам и ремесленникам в период кризиса режима сёгуната Токугава переходит частично прямой и косвенный контроль над финансовыми средствами страны. Некоторые торговые кланы в поздний период Такугава достигли большого влияния на государственную экономику. Поэтому принимать решения без их участия особенно в отношении вопросов касающихся их интересов было политически неоправданно. Торговый капитал завоевывал все более прочные позиции, так большим влиянием пользовались гильдии оптовых торговцев, которые порой монополизировали отдельные районы страны. Так, например осакские компании «Хигаки Кайсэн» и «Тару Кайсен» обслуживали районы Эдо и Осака. Компания «Мацмаэбуне» перевозила товары в районе Хоккайдо и в районах северной и центральной части Хонсю.

Сэнмин (парии). В самом низу социальной лестницы находились парии (сэнмин). Они делились на хинин, или «тех, кто ниже четырех социальных классов» (актеры, палачи, нищие и содержатели публичных домов), и эта (отверженные), порой жившие в отдельных деревнях и занимающиеся производством и продажей кожаных изделий, ламповых фитилей и сандалий.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-06-25; Просмотров: 3517; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.038 сек.