Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Семенович А.В




С 302 Введение в нейропсихологию детского возраста: Учебное пособие. — М.: Генезис, 2005. — 319 с.: ил.

ISBN 5-98563-052-8

Автор книги — известный нейропсихолог, профессор МГППУ.

Настоящее пособие посвящено изложению основ нейропсихологии детского возраста — сравнительно молодого, но интенсивно развивающегося во всем мире направления нейропсихологии. В нем обсуждаются базовые (теоретические и научно-прикладные) закономерности и принципы нейропсихологическо-го анализа психической деятельности человека в раннем онтогенезе. Основной акцент делается на рассмотрении проблем индивидуальных различий в детском возрасте.

Пособие адресовано студентам психологических, педагогических и медицинских факультетов вузов, а также психологам, дефектологам, логопедам и другим специалистам, работающим с детьми.

УДК 616.89+376.3 ББК 56.14+88.4

ISBN 5-98563-052-8 ° Семенович А-В- 2005-

О Издательство «Генезис», 2005.


ОГЛАВЛЕНИЕ

Введение........................................................................................................................ 5

Глава 1 • Индивидуальные различия в онтогенезе:

проблема междисциплинарного многоязычия.................................. 5

§1. Моделирование психолого-педагогического

сопровождения отклоняющегося развития.................................................... 17

§2. Нейропсихологический подход к проблеме

отклоняющегося развития................................................................................. 35

Глава 2. Базовые понятия нейропсихологии.................................................... 56

§1. Мозг........................................................................................................................ 59

§2. Мозговая организация психических процессов........................................... 75

§3. Фактор — единица синдромного нейропсихологического анализа......... 81

§4. Три функциональных блока мозга.................................................................. 96

§5. Функциональная асимметрия мозга и межполушарное

взаимодействие................................................................................................. 102

Глава 3. Нейропсихология детского возраста: основные

закономерности и принципы............................................................. 109

§1. Принципы нейропсихологии детского возраста........................................ 121

§2. Формирование межполушарных взаимодействий в онтогенезе............. 136

Глава 4. Нейропсихологическая диагностика и консультирование.......... 145

§1. Анамнестические данные и клиническая беседа........................................ 155

§2. Методы исследования латеральных предпочтений................................... 158

Моторные асимметрии.................................................................................... 159

Функциональная асимметрия рук............................................................ 159

Функциональная асимметрия ног и тела................................................ 159

Сенсорные асимметрии.................................................................................. 160

Функциональная слухо-речевая асимметрия........................................ 160

Функциональная зрительная асимметрия.............................................. 162

§3. Методы нейропсихологического обследования......................................... 162

Двигательные функции.................................................................................... 162

Кинестетический праксис........................................................................... 162

Кинетический (динамический) праксис................................................... 163

Пространственный праксис...................................................................... 164

Восприятие........................................................................................................ 164

Тактильные и соматогностические функции......................................... 164

Зрительный гнозис...................................................................................... 165

Слуховой гнозис.......................................................................................... 166


4 Введение в нейропсихологию детского возраста

Пространственные представления................................................................ 167

Пространственный гнозис.......................................................................... 167

Самостоятельный рисунок......................................................................... 167

Копирование.................................................................................................. 168

Память.................................................................................................................. 169

Слухо-речевая память................................................................................. 169

Зрительная память....................................................................................... 170

Речевые функции............................................................................................... 171

Письмо, чтение и счет.................................................................................. 173

Интеллектуальные функции............................................................................ 173

Глава 5. Нейропсихология пространственных представлений.................... 175

§1. Нейропсихологический подход к анализу

пространственных представлений................................................................. 183

§2. Методы нейропсихологического исследования

пространственных представлений................................................................. 188

§3. Типология пространственных представлений

и их нарушения у взрослых и детей............................................................... 206

§4. Модель иерархического строения

пространственно-временных представлений............................................. 217

Глава 6. Нейропсихологическая синдромология

отклоняющегося развития.................................................................. 222

§1. Функциональная несформированность лобных отделов мозга.............. 224

§2. Функциональная несформированность левой височной области........ 227

§3. Функциональная несформированность мозолистого тела

(транскаллозальных межполушарных взаимодействий)........................... 230

§4. Функциональная несформированность правого полушария.................. 233

§5. Функциональная дефицитарность базальных ядер мозга......................... 236

§6. Функциональная дефицитарность стволовых образований

мозга — дисгенетический синдром................................................................ 238

§7. Нейропсихологический подход к анализу вариантов
психического развития, первично обусловленных
соматическим дизонтогенезом....................................................................... 243

Глава 7. Метод замещающего онтогенеза.......................................................... 256

Заключение................................................................................................................ 263

Список основной литературы............................................................................... 265

Альбом....................................................................................................................... 269





Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-06-04; Просмотров: 638; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.011 сек.