Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Социально-демографические характеристики коммуникатора




Основная особенность социально-демографических характеристик коммуникатора (профессиональные роли, пол, возраст, образование и т.п.) заключается в том, что это безличные, групповые характеристи-ки, которые свидетельствуют лишь о принадлежности конкретного ком-муникатора к определенной большой социальной группе.

Почему эти безличные характеристики так важны для исследова-ния восприятия коммуникатора в СМИ? Прежде всего потому, что, как уже отмечалось выше (см. гл. 1), массовая коммуникация является об-щением больших социальных групп, и поэтому одной из основных осо-бенностей коммуникатора в СМИ является его «коллективный ха-рактер». Это проявляется, в частности, в том, что коммуникатор, как правило, воспринимается аудиторией не просто как отдельная личность, а как представитель определенной большой социальной группы. У ауди-тории есть определенные стереотипные ожидания в отношении пред-ставителей той большой социальной группы, к которой принадлежит конкретный коммуникатор, и поэтому она воспринимает и оценивает коммуникатора сквозь призму этих стереотипных ожиданий.

Профессиональные роли. Примером выявления значимости для аудитории такой социально-демографической характеристики комму-никатора, как его профессия, может служить экспериментальное ис-следование, проведенное в Ленинграде [79]. Суть его заключалась в следующем. Участниками эксперимента были небольшие группы лю-дей по 30 — 40 человек разного возраста и профессий, приходившие на экскурсию в Ленинградскую студию телевидения. В ходе экскурсии в качестве примера работы студии им показывали специальные корот-кие выпуски теленовостей, которые, как сообщалось экскурсантам, находились в процессе монтажа. В этих выпусках имелся репортаж о спус-ке на воду нового судна. Человек, который рассказывал на телеэкране об этом событии (т.е коммуникатор), представлялся разным экскур-сионным группам как представитель различных профессий: то как уче-ный, то как журналист, то как бригадир, отличившейся бригады, то как генеральный конструктор, хотя это всегда был один и тот же человек, произносивший один и тот же текст. После просмотра эпизода прово-дился анкетный опрос экскурсантов, в котором выяснялось их отно-шение к данному коммуникатору и его сообщению.

Результаты исследования, в котором в общей сложности было оп-рошено более 600 человек, показали: например, рабочие дома более высоко оценили лич-ность коммуникатора и его сообщения, когда он выступал в качестве бригадира, инженерно- технические в качестве генерального конст-руктора и т. д. С точки зрения социальной психологии данные резуль-таты являются закономерными. В этом проявляется действие социальн-но-психологической функции в СМИ, когда коммуникатор вызывает к себе более высокий уровень доверия. Эта способность коммуникатора вызывать к себе, а следовательно, и к своему сообщению доверие аудитории является одной из важнейших предпо-сылок успешности. В этом смысле естественен своего рода «кредит доверия» аудитории к людям своей социальной группы, в частности профессиональной, но также и к людям, более высоким социальным статусом или престижем, например к писателям, государственным деятелям, ученым и т.д.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-06-25; Просмотров: 1774; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.009 сек.