Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Использование других методов в исследовании восприятия коммуникатора




В исследовании А. Буровой в 1990 г., проведенном на кафедре социальной психологии МГУ, в дополнение к тесту «свободных ответов» был разработан и апробирован тест – опросник, который давал возможность в баллах оценивать выраженность характеристик коммуникатора по пяти шкалам: компетентность, искренность, уважение к аудитории, привлекательность, умение общаться. Опросник содержит 30 утверждений, на каждое из которых предлагаются три варианта ответа «верно», «не уверен» и «неверно» оценивавшихся соответственно в три, два и один балл. Подсчитывался средний балл по каждой шкале (см. приложение 4).

А. Бурова исследовала с помощью своего опросника восприятие студентами ведущих весьма популярной в то время телепрограммы «Взгляд» Л. Любимова, В. Листьева и Л. Политковского, которые составляли единую команду ведущих. Во время опроса все они получили высокие оценки у студенческой аудитории, но при этом каждый из них имел свой индивидуальный профиль. Так, например, Любимов получил наиболее высокие баллы по шкалам привлекательности и умения общаться. Листьев — по шкале компетентности, Политковский — по шкале уважения к аудитории. Ведущие как бы дополняли друг друга, вероятно, такое сочетание различной выраженности упомянутых характеристик является наиболее удачным для «команды» ведущих. Оно позволяет каждому из них иметь свое амплуа, свою роль и тем самым разнообразить и обогащать всю программу, делать ее более привлекательной и содержательной.

В 1989 г. в исследовании Е. Пименовой изучалось восприятие школьниками, учащимися педучилищ и студентами ведущего программы «Взгляд» А. Любимова с использованием методики семантического дифференциала, разработанной В. Ф. Петренко и Е. Е. Прониной [68]. Любимов получил наиболее высокие оценки по таким шкалам, как «вызывает доверие», «доброжелательный», «заинтересованный» и т.п. Сходные результаты отмечались и в других исследованиях, выполненных на кафедре социальной психологии МГУ с использованием теста свободных ответов и теста неоконченных предложений (см. приложение 2 и 6).

Дополнительную информацию об отношении аудитории к коммуникатору может дать исследование «рефлексивного образа аудитории», т.е. того образа аудитории, который, по ее мнению, имеется у коммуникатора. Первые исследования в этой области, осуществленные на кафедре социальной психологии МГУ, свидетельствуют в целом о том, что если аудитория предполагает отрицательное отношение к себе со стороны коммуникатора, то она склонна и к нему относиться тоже отрицательно.


 

Коммуникатор в массовой коммуникации имеет своего рода «коллективный» характер, поскольку в подготовке и передаче его сообщения задействовано большое число лиц (редакторы, технические специалисты и др.). В процессе общения он лишен непосредственной обратной связи и поэтому обращается к анонимной для него аудитории. Аудитория воспринимает его в основном не как частное лицо, а как представителя соответствующей социальной группы.

В деятельности СМИ очень большое значение имеет личность коммуникатора, поскольку восприятие любого сообщения опосредуется образом коммуникатора. Если коммуникатор воспринимается аудиторией положительно, то это в большой степени влияет и на положительное восприятие его сообщения. Социально-психологические исследования убедительно свидетельствуют о том, что формированию положительного образа коммуникатора содействуют самые разнооб-разные его качества: от социально-демографических (социальный статус, профессиональные роли, пол, возраст, образование и др.) до индивидуально-личностных (внешность, коммуникативные и внутрен-ние личностные характеристики).

Наиболее значимые характеристики коммуникатора находят свое отражение в социально-психологической модели коммуникатора. В ней выделяют два фактора: фактор «компетентности — убежденности», который связан с первым рядом отношений «коммуникатор— сообщение», и фактор «уважения — привлекательности», который связан со вторым рядом отношений «коммуникатор — аудитория».

В психологических исследованиях восприятия коммуникатора СМИ широко используются методики семантического дифференциала. Заслуживают внимания исследования особенностей восприятия коммуникаторов, в первую очередь новостных, а также других тематических передач, популярных и непопулярных коммуникаторов. В зарубежных исследованиях по данной тематике следует специально отметить результаты исследований в Йельской школе убеждающей коммуникации, а также «харизматическую» модель телекоммуникатора, разработанную американским исследователем Дж. Голдхабером.


 

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-06-25; Просмотров: 629; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.012 сек.