Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Кирилл Туровский




Белорусские просветители 12 века Ефросинья Полоцкая, К. Туровский

 

Дочь полоцкого князя Георгия Всеславовича, внучка Всеслава Брячиславича (Чародея), инокиня и просветительница.

Прославлена в лике святых российским Святейшим Синодом как преподобная в мае 1910 года.

При рождении ей было дано имя Предслава. В 12 лет она приняла монашеский постриг с именем Евфросиния (в честь преподобной Евфросинии Александрийской). Будучи грамотной Евфросиния много читала и поселилась в кельи у полоцкого Софийского собора в котором находилась богатая библиотека. Занималась переписыванием книг по заказам горожан, полученные деньги раздавала как милостыню.

В конце жизни совершила паломничество в Иерусалим, где и скончалась. Её тело было доставлено в Киево-Печерский монастырь, где мощи Евфросинии находились до 1910 года, когда были перенесены в Полоцк, в основанный ею монастырь, где хранятся по настоящее время.

Стала первой женщиной на территории Белоруссии, признанной святой. Несмотря на то, что её житие было после раскола христианства, она равно почитаема как в православии, так в католичестве. «Житие Ефросиньи Полоцкой» — один из памятников раннего православия в Белоруссии. На территории Белоруссии Евфросиния Полоцкая, наряду с Кириллом Туровским, — одна из самых почитаемых святых.

Крест Евфросинии Полоцкой, как и Янтарная комната, входит в десятку самых ценных пропавших предметов искусств. По преданию, обретение Креста Евфросинии Полоцкой ознаменует подлинное возрождение Белоруссии

 

Церковный деятель и писатель Древней Руси. Став епископом Турова, прославился как писатель и проповедник. Канонизирован Русской православной церковью в лике святителя
Современники называли Кирилла Туровского «русским Златоустом». Автор торжественных «Слов», поучений, молитв, канонов (сохранилось около 70 произведений). Один из первых просветителей на территории Белоруссии.

 

 

20 педагогические взгляды белорусских просветителей (Скарына Будный)

 

Франциск Скорина (ок.1490-1551). Белорусский первопечатник, мыслитель-гуманист, ученый-энциклопедист и писатель эпохи Возрождения.

Учился в Краковском университете, где получил степень бакалавра философских наук. А в Подуанском университете получил степень доктора медицины. Имел также степень доктора свободных наук.

При поддержке виленских меценатов создал в Праге первую в истории белорусскую типографию. В течение 1517-1519 гг. Ф.Скорина опубликовал с комментариями на языке, приближенном к языку белорусской письменности, 23 книги Библии под общим названием "Библия русская..."

Язык, на котором Франциск Скорина печатал свои книги, был понятен жителям Великого княжества Литовского - где говорили, в основном, на белорусском языке. Язык Библии основан на церковнославянском языке, но с большим количеством белорусских слов.

Долгое время среди белорусских лингвистов велись дискуссии: Библия Скорины - это белорусская редакция (извод) церковнославянского языка? или церковный стиль старобелорусского языка?

В настоящее время белорусские лингвисты сходятся во мнении, что язык переводов Библии Франциска Скорины — это белорусская редакция (извод) церковнославянского языка. При этом в работах Скорины замечено влияние чешского и польского языков.

Библия Скорины нарушала те правила, которые существовали при переписывании церковных книг: содержала комментарии от издателя и даже гравюры с его изображением. Это единственный подобный случай за всю историю издания Библий в Восточной Европе. Из-за запрета на самостоятельный перевод Библии католическая и православная церковь не признавала книги Скорины.

Симон Будный (ок. 1530—1593). Всесторонне образованный ученый, получивший мировую известность, видный деятель белорусской культуры, переводчик и педагог, один из руководителей реформаторского движения в Беларуси и Литве.

Просветитель проявлял большую заботу о школьном образовании, выдвигая на первый план требование права на образование всех сословий.

С точки зрения С.Будного основа воспитания - труд.

Он требует всестороннего развития человека, предлагает выявлять и воспитывать среди народа таланты.

Следуя примеру Ф.Скорины, Будный осуществляет перевод Библии и делает соответствующие комментарии, толкования и разъяснения, предполагая использовать ее как источник знаний и средство просвещения населения.

Василь Тяпинский (1540-1603). Просветитель-гуманист, писатель и книгоиздатель, продолжатель просветительских традиций Ф.Скорины и С.Будного.

Он смело и широко вводил в язык своих произведений элементы живой разговорной речи белорусского народа.

В.Тяпинский считал, что единственным средством избавления родины от общественно-политических и национальных бед является забота о развитии народного образования, воспитании самосознания и национального достоинства.

Лаврентий Зизаний (Тустановский - ок.1560-1634). Педагог-гуманист, церковный деятель, языковед, переводчик, публицист.

Работал учителем церковнославянского и греческого языков во Львовской, Брестской и Виленской братских школах.

В 1596 г. в Вильно было издано его учебное пособие "Азбука ", которое состояло из трех частей: материал, который учил читать и писать; дополнительный лексический материал; церковные полемические тексты и молитвы. Книга могла использоваться и в церковном, и в светском обучении.

В этом же году вышла книга Л.Зизания "Лексис" - своеобразная славянская энциклопедия, в которой приводились различные сведения из военной истории, философии, географии, этнографии, биологии, медицины, давалось объяснение некоторых психологических и педагогических терминов.

Большую роль в развитии старобелорусского языка сыграла " Грамматика словепска " (1596) Л.3изания - первый учебник по славянской грамматике.

Милетий Смотрицкий (ок. 1578-1633). Общественно-политический и церковный деятель, писатель.

Занимался педагогической деятельностью в православных братских школах Вильно, Минска, Киева, где преподавал старославянский, греческий и латинский языки.

Был учителем сына князя Соломорецкого Богдана и вместе с ним продолжал образование в разных городах Силезии, Словакии, Германии, слушал лекции в университетах Лейпцига, Нюрнберга, Виттенберга.

За рубежом получил степень доктора медицины.

Обобщением научной деятельности и педагогической практики М.Смотрицкого явилась его книга "Грамматики словенския правилное синтагма" (1619). Это была первая систематизированная работа по описанию законов и форм церковнославянского языка.

По аналогии с греческим языком М.Смотрицкий разделил грамматику на орфографию, этимологию и синтаксис.

 

 

21. Братские школы и их роль в формировании национального самосознания славянских народов

 

Борьба за сохранение культурной самобытности давно стала одной из

основных тем в истории украинцев. Постоянно находясь под властью чужеземных

государств, они неоднократно испытывали попытки ассимиляции господствующей

культурой.

XIV - XVI ст., со времен существования Киевской Руси, времена, когда

Украина находилась под Литовско-польской властью Основным вопросом

культурной жизни Украины в эти времена, был национальной вопрос. Он влиял

на всю политическую, социальную, экономическую и в первую очередь духовную

жизнь народа. В Большом Княжестве Литовском «русский элемент» (не чисто

украинский, так как наравне с ним выступал и белорусский) был

господствующим по отношению к языку и церкви включительно. Вследствие

постепенной победы Польши с ее развитой культурой, вносился и польский

элемент, и между этими различными элементами началась борьба, борьба между

православием и католицизмом (в то время для всех европейцев религия была

основным идеологическим вопросом), она возложила начало первой в украинской

истории большой идеологической дискуссии.

Православие в эти времена по-прежнему оставалось синонимом культуры.

Его роль в украинском обществе возрастала (из-за отсутствия собственного

государства церковь служила для украинцев единым институтом выражения их

самобытности). Однако как раз тогда, когда ощущалась потребность в сильной

и вдохновляющей православной церкви, она попала в состояние глубокого

упадка.

Навязывание католической веры на Украине имело катастрофические

последствия, первой сдалась украинская знать, как и каждая знать, она была

чувствительной к собственному социальному статусу, и связь с религией и

культурой (а православие считались неполноценным) глубоко поражала ее

самолюбие. Вследствие этого украинские аристократы стали массово отрекаться

от веры отцов и принимать католицизм, а с ним польский язык и культуру.

В 1610 г. в преисполненному скорби трактате «Тренос», или «Плач

Святой Восточной Церкви» ведущий представитель православия оплакивал потерю

ее самых знатных родов: «Где в данное время бесценные бриллианты

православной короны, прославленные роды князей – Острозкие, Слуцкие,

Збаражские, Заславские, Пронские, Горские ….. Где в данное время те, что

окружали их... благородные, славные, отважные, сильные и давние дома

народа, что на весь мир славился престижем, могуществом и отвагой?» За этим

риторическим вопросом стоял общеизвестный факт перехода всех этих славных

магнатских родов к лагерю католиков-поляков.

Тяжело преувеличить те серьезные последствия, которые имела для

украинцев потеря собственной элиты. В обществах, которые положили начало

современной Европы, с их иерархическим строением, народ без знати все

равно, что тело без головы. Это означало, что Украина утратила этот класс,

который обычно осуществлял политическое руководство, ставил определенные

политические цели, оказывал содействие культуре и образованию, поддерживал

церковь и давал ощущения этнополитической самобытности общества. С

распространением католицизма среди украинской знати, православие, а также

украинский язык и обычаи связывались, прежде всего, с низшими слоями

населения. Они стали в глазах католиков предметом презрения. Поэтому

честолюбивые и одаренные молодые украинцы были постоянно вынужденные

выбирать между преданностью собственному народу и традициям и жизнью в

господствующем обществе и его культуре, чаще преимущество предоставлялось

последнему. Вследствие этого важной проблемой украинской истории стала

проблема верхушки украинского

общества или, правильнее сказать, - ее отсутствие.

Несмотря на свою слабость, православие смогло принять вызов

католицизма. Борясь с врагом его же методами, небольшая горстка украинских

магнатов, которые оставались преданными давний вере, основывали в своих

владениях православные школы и типографии. Есть свидетельство о том, что в

1570 г. князь Юрий Слуцкий основал на территории своих владений школу и

типографию. Поступала также поддержка и от энергичного князя Андрея

Курбского, беглеца с Москвы, в 1570-х годах он поселился на Волыни,

посвятив себя обороне православия.

Но самым великим и общепризнанным

покровителем православной церкви был

«некоронованный король Украины» - князь

Константин Острозкий, один из наибогатейших и

мощнейших магнатов. В 1578 г., не жалея

средств, Константин Острозкий основывает в

своем имении типографию, которой руководит

непоседливый путешественник Иван Федоров. В

1581 г. появляется лучшая ее публикация -

усердно отредактированная Острозкая Библия.

Это была первая полная Библия, печатанная славянским языком. Князь

Острозкий также основал школы главной целью этих школ являлась подготовка

духовенства, способного с успехом вести борьбу с католическим духовенством

и парализовать его влияние на молодежь. В 1570-их годах основал князь

Острозкий в Острозе, своей резиденции, первую в Украине высокую школу,

известную под названием Острозкой академии.

На первых порах князь пригласил преподавателями просвещенных греков.

Со временем стали преподавать их самые одаренные украинские ученики. По программе обучения академия стояла наравне с самыми лучшими

иезуитскими коллегиями. Программа включала изучение греческого, латинского,

церковнославянского языков, а также «семь свободных наук», куда входили

грамматика, риторика, диалектики (искусства диспута), арифметика,

геометрия, музыка и астрономия.

Со временем Острозкий центр науки начал привлекать к себе таких

интеллектуалов, как шляхтич Герасим Смотрицкий (что служил ректором),

священник Демьян Наливайко, монах Василий Суразкий (выпускник итальянских

университетов). Среди чужестранцев, связанных с академией, были Кшиштоф

Казимирский, профессор астрономии из Кракова Ян Лятош и высокообразованный

Кирилл Лукарис, который со временем стал патриархом константинопольским.

Воодушевленный влиянием этой культурной ячейки, один православный

современник писал: «И снова, как солнце, засияла наша православная вера,

просвещенные мужи возвратились к Божьей церкви и множатся печатанные

книги».

В те времена Острозкая академия продемонстрировала всему миру на что

был способен украинский народ, не имея финансовой поддержки и мощной

научной базы, они создавали великолепные труды и совершали гениальные

открытия. К большому сожалению, когда в 1608 г. умер Константин

Острозкий, его внучка Анна, фанатичная католичка, тут же передала академию

иезуитам.

 

К счастью для православия, покровителями его высокой культуры были не

только магнаты старинных родов. Даже лишенное собственной элиты украинское

общество было чересчур большим и чересчур глубоко пронизано народными

традициями, что не могло не породить защитников своей религиозно-

культурной самобытности. Именно в городах, где украинцы представляли из

себя стесненное, но тесно сплоченное

меньшинство, и появились новые поборники православия. В отличие от

одиночек, подобных князю Острозкому, это были группы мещан, которые

объединялись в так званые Братства.

Историки предполагают, что братства возникли еще во времена

средневековья для того, чтобы содержать церкви, поставляя им свечки, иконы

и книги. Это были современные организованные общества, в которых

предусматривались ежегодные выборы старших, главою братства мог быть только

самый достойный его член. Братства проводили обязательные ежемесячные

сборы, платили взносы и решали спорные вопросы на общинных судах. Большое

значение братства предавали воспитанию и формированию моральных качеств.

Среди членов братства не допускались ссоры и пьянки, для всех было

обязательно придерживаться правил поведения, уважение к старейшим,

честность и любезность. Благотворительность была нормой жизни, и поэтому

братства быстро завоевали уважение и популярность в народе, они заботились

о вдовах и сиротах своих умерших членов, поддерживали больницы и

предоставляли своим членам беспроцентные ссуды. Братства решительно

выступали против патроната, против польско-католической пропаганды, против

национальных и религиозных ограничений украинцев, против анти-моральной

жизни духовенства. Такое «вмешательство» мещан - «скорняков и кожемяк» в

жизнь светский людей и в церковные дела вызывало недовольства епископов и

руководящих органов.

В XVI ст. самым сильным и влиятельным было братство при Успенском

соборе в городе Львове. Оно служило образцом для других братств, которые

возникали на Галичине, Рогатине, Ярославе, в Луцке и Киеве и др. Большим

уважением пользовалась Львовская школа, которая имела своих выдающихся

учителей и ученых из людей местных и приезжих. Греков, как Арсений

архиепископ, Стефан Куколь, или по-книжному перекрещенный на Зизания, его брат Лаврентий, Кирилл

Транквилион – Ставровецкий - все выдающиеся

ученые и писатели, Иван Борецкий, в дальнейшем

киевский митрополит и др. Успехи львовской школы,

которая имела была школой высшей, как и школа

Острозкая, очень радовали гражданское население и

давала пример к основанию в других городам таких

же школ, или школ которые бы служили ступенью к

школе львовской. Иные братства обращались к

львовянам с просьбами о командировке к ним

Львовских учителей для обучения и передачи опыта

работы, Львовских проповедников с книгами и

учебниками.

С точки зрения социального состава братства объединяли простые

торговцы и ремесленники. По мере возрастания их влияния к братствам

присоединялись и зажиточные купцы. Тем не менее в некоторых братствах

преобладали совсем иные слои общества. К примеру, большинство членов

Луцкого братства представляла шляхта, а Киевского - духовенство.

Заслуживает внимания и уважения то, что в обществе с глубоким разделом на

классы, братства принимали к себя православных со всех социальных слоев.

И хотя по количеству членов они были небольшими (Львовское братство не

превышало ЗО членов, ибо как раз столько украинских семей имели разрешение

проживать в городе, в Луцке братство насчитывало 15 членов) однако

деятельность этих небольших организаций была чрезвычайно эффективной.

Уже с первых шагов братства поняли, что образование – наилучшие оружие

для защиты своей веры. Поэтому одной из самых важных забот было

школьное дело. В конце XVI ст. Братства начали основывать собственные

школы, нанимали преподавателей преимущественно из местного образованного

населения. Сохранился «Порядок школы», которым руководствовались братские

школы Украины и согласно которому учитель, или «дидаскал» должен был быть

«божеский, скромный, не гневным, не сквернослов, не колдун, не баснописец,

не приверженец ереси а подспорье благочестия, что представляет собой образ

добра в всему». Воспитывать детей он должен так, чтобы «не остался виновен

ни за одного Богу Вседержителю, и потом отцам их, и ему самому». Для

учителя все ученики должны быть равными, дети богатых и «сироты убогие», и

те, что «по улице ходят подаяния просят». Этот труд свидетельствует, о том

с какими мыслями основывали школу львовские мещане XVI ст., как высоко

ценили они задачи учителя. Из-за такой большой ответственности, которая

лежала на преподавателях, эти правила поощряли их «хорошо учить и

наказывать непослушных не как тиран, а для науки».

В начале XVII ст. многочисленные братские школы существовали уже по

весь Украине. В братских школах обучались дети всех слоев населения, а

также и сироты. Существовали братские школы за счет взносов и небольшой

платы за обучение, дети бедняков и сироты учились бесплатно.

Одной из важнейших видов деятельности Львовского братства, помимо

школы, было книгопечатание. Когда во Львов приехал Иван Федоров, братство

помогло ему основать типографию. В 1574 г. появляется его первая книжка

«Апостол». Это была выдающееся событие, которое ознаменовала начало

книгопечатания на Украине. Купив типографию Львовское братство, превратило

город в центр православного книгопечатания.

 

 

Распространение школ и печати разбудило прежде пассивных и

консервативных украинцев. Сотни воспитанников школ, пронизанных духом

национальных традиций, а также осведомленных западноевропейской наукой,

становились странствующими учителями, расходились по городам и селам в

поисках заработка. Кроме современных знаний, они несли чувство собственного

достоинства и непримиримости. Вместо того чтобы переходить в польский

католицизм, они с возрастающей решительностью стали

уничтожать религиозные традиции, которые отличали их от поляков. Примером

этих новых явлений в духовной жизни Украины было сопротивление Львовского

братства попыткам польских католиков навязать григорианский календарь.

Без сомнения, все эти изменения были результатом деятельности Братств

и братских школ, все это позволило украинскому народу, в условиях Литовско-

польской власти и навязывания католической культуры, сохранить свои

исконные традиции, самобытную культуру, чувство собственного достоинства.

Братские школы оказались фундаментом для дальнейшей образовательной системы

Украины, как например Киево-Могилянская академия, которая была основана

путем слияния двух школ - братской школы и школы П. Могилы при Киево-

Печерской лавре.

22/На протяжении многовековой истории белорусский народ прошел великий и трудный путь своего социально-экономического и культурного развития. С глубокой древности на территории современной Беларуси жили славянские племена – кривичи, дреговичи, радимичи и др. Они осели на самых больших реках Восточной Европы – Неман, Западная Двина, Днепр, Сож, Припять и многочисленных их притоках. Первые славянские племена появились здесь со второй половины I тысячелетия (VI – VII вв.).
Экономическому развитию этих территорий способствовали удачное географическое расположение и богатые природные ресурсы. Основными сферами деятельности древних белорусов были земледелие и скотоводство. В процессе становления феодальных отношений постепенно складывалась старославянская народность.
Первые письменные источники о восточнославянских племенах, которые жили на современной территории Беларуси, известны из «Повести временных лет» (Нестор 1113 г.). А первые упоминания о племенном союзе кривичей относятся к 859 году.
Для древних славянских племен было характерно гостеприимство, в них легко принимали «чужаков», терпимо относись к другим народам, языкам, обычаям и верованиям. Государственная власть в восточнославянских племенах складывалась в условиях существования полиэтничной культуры, мирно ассимилировав нравы и обычаи иноязычных племен. Однако это не мешало каждому славянскому племени, а затем и княжеству иметь отличную о других духовную культуру.
За свою длительную историю прославяне, а затем и славяне выработали свою практику воспитания, создали педагогическую культуру, которая шла из глубины трудовой жизни народа. В заботе о воспитании подрастающего поколения органично сочетались философские, нравственные, эстетические понятия и ими обусловленные педагогические взгляды, так или иначе воздействовавшие на весь уклад жизни человека. Формировались приемы передачи детям трудовых, бытовых и природоохранных навыков. Дети воспитывались в процессе жизни, трудовой деятельности, суровых условиях быта и природы.
Воспитание у древних белорусов было свободным, естественным и природосообразным, дифференцированным по полу и возрасту. По своим целям и форме оно носило практикоориентированный характер. Детей обучали пахать, охотиться на зверя, владеть оружием, чтобы защищать племена от врагов, определенному ремеслу.
Развитие материальной и духовной культуры древних славян во многом обязано народной педагогике, которая обеспечивала преемственную связь поколений, передачу исторического и социального опыта, играла важную роль в подготовке подрастающего поколения.
Народная педагогика является наследием общей культуры Древней Руси, явившейся колыбелью школы, просвещения и педагогики трех братских восточнославянских народов – русского, белорусского и украинского.
Народная педагогика рассматривала ребенка не только как объект, но и как субъект воспитания, о чем свидетельствует детская субкультура, выражавшаяся в детских играх, песнях, закличках, дразнилках, считалках, при помощи которых дети утверждали себя в качестве общности, отличной от взрослых.
В числе средств народного воспитания широко использовались легенды о богатырях (асилках), былины, исторические предания, сказки, крылатые слова, пословицы и т. д. Белорусский фольклор богат почти на все формы этого жанра. Народ наделял своих героев лучшими моральными и духовными качествами, большой энергией и силой. Основным педагогическим мотивом сказок, баллад, преданий выступает победа добра над злом, что имело большую воспитательную силу.
Большое место в воспитании подрастающего поколения занимали языческая религия, народные обычаи, обряды и игры. Через них наследовались народное миропонимание, моральные принципы, нравственный этикет, закладывалось почитание родителей, уважение к старшим, дружба ровесников и др. Обрядовые песни, танцы, игры, заповеди несли культовое наследие, которое передавалось из поколения в поколение.
Образование Киевской Руси постепенно объединяло под своим началом различные племена, в том числе и те, которые положили начало белорусской народности. Население западных земель Древней Руси внесло значительный вклад в развитие древнерусской культуры и образования. Историки и археологи отмечают, что в связи с ростом городов и городского населения уровень грамотности был относительно высоким, развитию которого способствовали контакты с Византией, Болгарией и другими европейскими государствами.
Исторические факты и добытые археологами находки, убедительно служат подтверждением того, что грамота и письменность была распространена среди значительной части населения восточных славян и не была монополией лишь жителей крупных и средних городов. Доказательствами повсеместного распространения письменности являются найденные древние берестяные грамоты, расписки, торгово-ремесленные документы, приспособления для письма – «писало», чернильницы, металлические застежки от переплета книг и мн. др.
Как известно, письменность на восточнославянских землях существовала еще до принятия христианства. Русские князья трижды осаждали Константинополь, и свои договоры с побежденной стороной заключали на славянском языке.
Однако активному распространению грамотности и просвещения способствовали принятие среди славян официальной религии – христианства в 988 г. и возникновение нового письменного славянского (старославянского или староболгарского) языка. Особую роль в его создании сыграли братья Кирилл и Мефодий. Этот язык, сделавшись единым для Руси, Болгарии, Сербии, Моравии («един язык словенск», как он назван в древнерусских летописях), предназначался и для «учения книжного».
Христианская религия и церковь активно распространяли грамотность среди населения, и сами принимали непосредственное участие в просвещении народа. Многие священнослужители, приезжая из Византии владели несколькими языками, переписывали с греческого и латинского языков книги, создавали первые школы.
Вместе с новой религией на Русь проникли книги священного писания, полусветского содержания, некоторые элементы более высокой материальной византийской культуры. Влияние христианской церкви оказало огромное влияние на развитие строительства, архитектуры, скульптуры, прикладного искусства, музыки, живописи.
Новая вера пришла на белорусские земли также из Византии. В целом распространение христианства происходило достаточно мирно. Однако язычество еще долго влияло на жизнь и быт наших предков, а многие языческие традиции сильны в современном обществе и до сих пор.
Реализация просветительской деятельности контролировалась и покровительствовалась великими русскими князьями – Владимиром Святым, Ярославом Мудрым, Владимиром Мономахом, которые осознавали великую силу образования и воспитания в деле самосохранения славянских народов в ходе многовековой борьбы за свою национальную независимость.
Благодаря их усилиям образование в древнерусском государстве в XI – XII вв. достигло достаточно высокого уровня. Основными центрами культуры были большие и малые города, монастыри и церкви, а распространителями образования – светские деятели, священники и монахи. Из первых русских летописей «Слово о полку Игореве», «Повести временных лет» и «Поучение Владимира Мономаха» мы узнаем о том, что после принятия христианства князь Владимир приказывал брать детей у знатных родителей и отдавать их в «ученье книжное». Так в Киевской Руси было положено начало обучению по типу школьного.
В первую очередь детей учили грамоте и церковному песнопению, небольшими группами или индивидуально. Первые школы открывались лишь в больших городах при княжеских дворах. Первые учителя в этих школах, ссылаясь на многочисленные летописи, не имели специальной профессиональной подготовки, а владели лишь поверхностными педагогическими знаниями. И, тем не менее, это был настоящий прорыв в развитии школьного образования и педагогической мысли Древней Руси.
Распространению грамотности способствовало и то, что письменным языком стал не греческий, а славянский, тогда как у западноевропейских народов, которые восприняли христианство из Рима, языком письменности до XVII в. был непонятный широким народным массам латинский язык.
Одновременно с появлением письменности на Руси начали распространяться первые учебные пособия для овладения грамоты – азбуки. Обучение начиналось с заучивания наизусть всего алфавита, затем переходили к чтению (складыванию) слогов и только потом к чтению текста. Первым связным текстом, который читал ученик, была обычно Псалтирь (часть Библии). В качестве школьных учебников служили также Часослов и Апостол. О культурном уровне государства говорит то глубокое почтение, с которым люди того времени относились к книге. Книжный фонд Киевской Руси составлял 130 – 140 тыс. экземпляров.
На белорусских землях пользовались большой популярностью сборники «Измарагд» (изумруд), «Изборник», «Златоуст», «Поучение Владимира Мономаха детям» и др.
Памятник древнерусской литературы - «Поучение Владимира Мономаха» легли в основу всей системы воспитания подрастающего поколения Древней Руси. В своих «Поучениях» Владимир Мономах призывал детей быть справедливыми, милосердными, богобоязненными, трудолюбивыми, смелыми, любить свою Родину и охранять ее интересы.
Самый могущественный и богатый монарх мира он наставлял своих детей: «Сироте подавайте и вдовицу оправдывайте, не давайте сильному губить человека». «Старого чтите как отца, а молодых как братьев». «А более всего чтите гостя, простолюдин ли он, знатный или посол». «Не пропустите человека, не поприветствовав его». «Жену любите, но не давайте власти над собой». «Что умеете хорошего, то не забывайте, а чего не умеете, тому учитесь». «Пусть не застанет вас солнце в постели». «Бога ради не ленитесь, молю вас, ибо только делом можно получить милость Божию». Владимир Мономах стал в истории Киевской Руси третьим величайшим самодержцем после Владимира Святого и Ярослава Мудрого. А шапка Мономаха стала символом государственной власти.
На западных территориях Киевской Руси IX – XII вв. появляются высокоразвитые и сильные политические княжества: Туровское, Пинское, Полоцкое, Клецкое и другие. Возникают большие и малые древние города: Минск, Витебск, Могилев, Гродно, Чечерск, Кричев, Берестье, Слуцк, Рогачев, Мозырь, Новогрудок, Волковыск, Слоним, и др.
Большое значение в развитии белорусских городов играли постоянные и разносторонние связи с Киевом, Великим Новгородом и многими другими городами Киевской Руси, с соседними землями Прибалтики, Скандинавии и странами Центральной и Западной Европы.
К концу IX века усиливается политическое и экономическое значение Полоцкого княжества. В IX – XII вв. оно представляло собой наиболее самостоятельную политическую единицу в восточнославянских землях с городским вечем и оригинальной высокой культурой. Полоцк довольно быстро становится мощным административным, культурным, экономическим и торговым центом на пути «из варяг в греки».
Уже около 1000 года в Полоцке была основана епископская кафедра, открывались первые школы, и библиотеки куда ходили, прежде всего, дети священнослужителей, чтобы воспитать образованных, умеющих читать, писать, знающих основы математики и песнопения людей, как для церковных, так и общественных дел.
Восшествие на Киевкий княжеский престол Владимира Святого (Красного Солнышко) в 980 году было отмечено таким историческим фактом. Владимир был рожден вне брака Святослава и суровой Ольги. Его матерью была ключница Малуша, которая служила у Ольги и не имела титула княгини. Поэтому Владимира иногда называли сыном рабыни. Тем не менее, с его именем связана новая эпоха в жизни Киевской Руси.
По преданию, у Владимира было несколько жен. Одной из них была вдова его старшего брата Ярополка – дочь Полоцкого князя красавица Рогнеда. Рогнеда родила Владимиру четырех сыновей и двух дочерей, но он все реже уделял ей свое внимание. Обиженная отсутствием внимания, Полоцкая княжна решилась на месть. Однажды, когда Владимир уснул, она хотела ударить его ножом. Но Владимир проснулся и схватил ее за руку. Владимир в гневе приказал одеть ей свадебное платье и готовиться к смерти. Когда он пришел казнить ее, навстречу ему шагнул старший сын Изяслав с мечом в детской руке. Ребенок смутил отца и после совета с боярами Владимир выслал Рогнеду и Изяслава в пределы Полоцкого княжества, приказав построить для них город, названный именем сына – Изяславль.
Важную роль в развитии образования Полоцкой земли сыграла внучка легендарного полоцкого князя Всеслава Чародея – Ефросиния Полоцкая (1110 – 1173). Она была очень образованным человеком своего времени. В 12 летнем возрасте княжна Предслава отреклась от светской жизни, тайно уйдя от родителей в монастырь и приняв там постриг. Поселившись в Софийском соборе в Полоцке, она взяла себе имя Ефросиния Полоцкая собрала вокруг себя самых образованных и талантливых людей своего времени и показала личный пример на ниве просвещения и письменности.
Молодая монашка принялась переписывать церковные книги. В основном это были святые книги, фрагменты византийских хроник и отечественных летописей. Эта работа была очень тяжелой и трудоемкой, исключительно мужской, но князевна придала этому делу широкий размах и создала специальную библиотеку. Она сложила полоцкую летопись, писала стихи, переводила литературу с греческого и латинского языка, была автором двух монастырских уставов, вела переписку с Византией.
Основав два монастыря, один из которых был женским, Ефросиния при нем открыла школу, где большое внимание уделяла обучению девушек-монахинь. Она не только учила своих послушниц чтению и письму, но и стремилась воспитать в них лучшие человеческие моральные и духовные качества. В организованной ею школе юные кроме чтения, письма, цифири (счета) и пения изучали греческий и латинский языки, приобретали сведения о природе, медицине, риторике и из других областей знаний.
Таким образом, монахиня стремилась укоренить в образовании моральные взгляды, которые веками формировались народной педагогикой, а позднее церковью. Необходимо отметить, что свою женскую школу она открыла значительно раньше, чем аналогичные учебные заведения при женских монастырях в Киеве и Суздале.
Неизвестный автор конца XII – начала XIII вв., который описал «Житие Ефросинии Полоцкой», с гордостью называет князевну великой просветительницей Полоцкой земли, неоднократно подчеркивая ее активную социально-педагогическую деятельность.
Как свидетельствуют исторические материалы, Ефросиния Полоцкая привлекала к своей просветительской деятельности многих выдающихся и талантливых людей своего времени. До нас дошли имена некоторых из них. История сохранила имя Лазаря Богши – полоцкого ювелира, который создал уникальный памятник прикладного искусства – именной крест для нового Спасского монастыря. Этому произведению искусства выпала непростая историческая судьба. Одновременно с этим, крест Ефросинии Полоцкой является ярким памятником местной письменности XII века и редчайшим историческим примером уникального полоцкого ремесла той эпохи.
Во время паломничества в Иерусалим Ефросиния заболела и умерла. Ее похоронили в монастыре Святого Феодосия, затем останки были переданы в Киево-Печерскую лавру, а сейчас находятся в Полоцке – в Спасо-Ефросиниевском монастыре. Ефросиния Полоцкая первая просветительница земли белорусской была приравнена православной церковью к лику святых.
Туровская земля также является одной из древнейших колыбелей просвещения и письменности восточных славян. Как и в Полоцке, в древнем белорусском городе Туров были основаны два монастыря, где переписывались древние книги и епископская кафедра (около 1000 г.). Отсюда берет свое начало известное «Туровское Евангелие» - один из самых редких и древних памятников восточнославянской письменности середины XI века. Оно написано на пергаменте и расписано различными красками.
В XII веке Туров был одним из крупнейших древнейших центров письменности и летописания. В культурном плане он мог соперничать с такими городами как Киев и Владимир. Первое упоминание о Турове относиться к 980 г. При дворе туровского князя служили богатые высокообразованные греки.
В таком окружении вырос и расцвел талант выдающегося и образованнейшего человека своего времени, белорусского писателя и просветителя второй половины XII века – Кирилла Туровского (1130 – 1182).
Его творческое наследие составляют различные поучения, «слова», молитвы, проповеди, каноны, сказания и др. Произведения Кирилла Туровского имели широкий международный резонанс и признание. За свое мастерство и художественный слог его называли вторым Златоустом.
Появление в XII веке цикла таких обращений (проповедей) было великим событием в истории ораторской прозы Древней Руси и принадлежат к замечательным достижениям славянской культуры.
Огромное педагогическое значение имели его «Поучения» о воспитании в человеке положительных моральных и духовных качеств. До наших дней дошло восемь его поучений и 27 молитв. Произведения Кирилла Туровского были популярны в Киевской Руси и почитались наряду с «Поучением Владимира Мономаха».
Наибольшую педагогическую ценность представляют его повести-притчи «Притча про душу и тело», «Повесть про белоризца и монашество», «Сказание про черноризский чин») и проповеди («Слово на Великдень», «Слово на вербницу» и др.), в которых содержаться ценные советы по воспитанию.
У Кирилла Туровского нет определенной педагогической системы, его мысли о воспитании пронизывают все его творчество. В своем мировоззрении он опирался на народную педагогику и христианскую мораль, выступая против лжи, зла, праздности, лицемерия и стяжательства, проповедовал чувство любви к Родине, умеренность, сострадание и милосердие, активно пропагандировал книжное знание, так как считал его сокровищем вечной жизни.
В своих «Поучениях» он стремился заинтересовать своих соотечественников «учением книжным». В его работах мы находим ряд педагогических рекомендаций, где Кирилл Туровский разъясняет, как читать книги, раскрывает психологию чтения, показывает пользу осмысленного и систематического чтения, объясняет взаимосвязь чтения и духовного развития личности. Призывая мирян учиться, тянуться к книге и почитать ее, просветитель мечтал о том времени, когда знания будут доступны не только богатым людям, но и простым крестьянам и ремесленникам.
Таким образом, глубокое понимание Кириллом Туровским внутренних психологических механизмов процесса чтения позволяют говорить о нем как о великом педагоге и просветителе своего времени, а его дидактические рекомендации и сегодня сохраняют свое практическое значение. Память о нем начали чтить сразу после его смерти, а вскоре он был канонизирован, и уже в XIII поклонение Святому Кириллу распространилось далеко за пределы княжества.
В конце XII века начинается период феодальной раздробленности Киевской Руси. На территории древнерусского государства, в том числе и на землях западной Руси, сформировались самостоятельные феодальные княжества (Минское, Туровское, Полоцкое и др.) между которыми велись междоусобные войны.
С конца XII - начала XIII веков, используя междоусобные войны и слабое экономическое и политическое положение русских князей, немецкие феодалы (крестоносцы) на западе и татаро-монголы на востоке начали захватнические походы на восточнославянские земли. Немецкие рыцарские ордена – Тевтонский, Ливонский и Меченосцев стремились захватить и разграбить западные земли Руси, но встретили здесь жестокое сопротивление со стороны западных славян и литовских племен. С 1345 по 1377 год состоялось более 100 битв с крестоносцами. Используя исторический и политический моменты, литовские князья стали планомерно и самостоятельно подчинять себе западные земли Руси.
Таким образом, начиная с середины XIII века территории западной Руси между Западной Двиной, Днепром и Припятью на долгое время оказались тесно связанной с Литовским государством, которое в то время лишь только создавалось. А, начиная с XIV века, эти территории получили название «Беларусь» и официально вошли в состав Великого княжества Литовского.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-06-25; Просмотров: 1850; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.11 сек.