КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Принцип наглядностиПринцип непрерывности. Принцип последовательности. Принцип сознательности. Педагогические идеи Песталоцци. Педагогическая деятельность Иоганн Генрих Песталоцци. Теория элементарного образования.) 1. Центральной педагогической идеей Песталоцци является его теория природосообразного образования. Эта теория принесла Песталоцци как педагогу мировую известность и признание. Песталоцци впервые задался целью разработать такую систему первоначального образования, которая была бы тесно связана с повседневной жизнью ребёнка, сделала бы его способным мыслить. «Только один метод хорош, и именно тот, который основывается на вечных законах природы. Плохих же методов имеется бесконечное множество; и тем методы хуже, чем больше он отступает от законов природы». Важно, чтобы дети, насколько это возможно, приобретали знания из собственных наблюдений за вещами окружающего мира, а не из схоластических книг и чужих, воспринимаемых на веру слов. Ребёнку представляются чёткими лишь те понятия, к которым он пришел через личный опыт. - Формальное образование ставило на первый план развитие у детей памяти, внимания, восприятия и прочих психологических функций. - Материальное — напротив — считало своей задачей в первую очередь обеспечение детей знаниями. И лишь теория природосообразного воспитания Песталоцци соединила в себе оба этих вида обучения и доказала, что они являются взаимодополняющими и неразрывными. Песталоцци многократно критиковал в своих трудах вербализм образования, то есть вбивание в головы детей знаний методом механического запоминания, зубрёжки, а не методом логического объяснения. Важно умение педагога организовать последовательный и постепенный переход: - от простого к сложному, - от лёгкого к трудному, - от близкого к далёкому. Песталоцци выдвигает требование непрерывности обучения, добавления знаний небольшими порциями к уже усвоенной массе, чем обеспечивается постоянное движение вперёд. Существенным моментом учения Песталоцци является правильная организация наблюдения ребёнка над предметами и явлениями окружающего мира. Сущность элементарного образования Песталоцци Цель элементарного, то есть начального образования — дать ребёнку основные понятия, на базе которых можно строить и развивать знание об окружающем мире. Таким образом, из этих трёх элементарных пунктов формируются естественные первые необходимые способности человека — «считать, измерять и говорить». 15. Педагогические взгляды социалистов-утопистов (Р.Оуена и Ш.Фур'є, К.А. Сен-Симон)
общая характеристика утопического социализма. Следствием бурного развития капитализма после французской буржуазной революции XVIII века и промышленного переворота было разорение крестьянства и ремесленников, обнищание трудящихся. Замена ручного труда машинным вызвала безработицу. Увеличилась эксплуатация рабочих, продолжительность их рабочего дня дошла в Англии до 14—15 часов. Капиталисты привлекали на свои предприятия женщин и детей, труд которых особенно низко оплачивался. Характеризуя это время, Ф. Энгельс писал, что быстрое развитие промышленности на капиталистической основе сделало бедность и страдания рабочих масс необходимым условием существования общества. Капиталистический строй, пришедший на смену феодальному, оказался совсем иным, чем его представляли себе идеологи буржуазной революции — просветители XVIII века. «Недоставало еще только людей, способных констатировать это разочарование, и эти люди явились на рубеже нового столетия». То были социалисты-утописты Ш. Фурье, А. Сен-Симон и. Р. Оуэн. Они жестоко критиковали капиталистический строй, понимая, что труд при капитализме является «проклятием человека», что он основан на нужде, насилии, угрозе голодной смерти. Они выдвигали мысль о новом, грядущем социалистическом строе, основанном на началах разума и справедливости, где не будет эксплуатации человека человеком. Исходя из того, что человек есть продукт среды, Оуэн сделал вывод, что во всех общественных недостатках виновато социальную среду. Существующий порядок необходимо заменить умным обществом, которое бы соответствовало природе человека, его стремлению к счастью. Основной путь для этого он видел в мирной пропаганде и в образовании людей. В системе взглядов Оуэна педагогические идеи занимают важное место. Начав с планом ликвидации безработицы и разных бед трудового народа, он пришел к выводу, что правильно поставленный воспитания является ключом к решению всех социальных проблем. Реализацию своих стремлений Оуэн начал с филантропических преобразований в Нью-Ленарку. Здесь он улучшил условия труда и быта рабочих, сократил рабочий день до 10,5 часов, повысил заработную плату. До 10-летнего возраста он вообще запретил труд детей. Оуэн выступил с предложением, по которой все работающие дети должны учиться в школах. В Нью-Ленарку он создал “Новый институт для формирования характера“ - систему из четырех образовательно-воспитательных заведений, куда входили: “школа для маленьких детей в возрасте 1-6 лет (здесь были детские ясли, детский сад, детская площадка для игр); дневная начальная школа для детей от 6 до 10 лет; вечерняя школа для подростков и молодежи 10-17 лет, которые работали на фабрике; для рабочих и их семей проводились вечерние лекции, беседы и культурные развлечения. Пропагандируя идею гармоничного развития, Оуэн заботился в своих заведениях о физическое, эстетическое, нравственное, трудовое, умственное воспитание детей и молодежи. Заслугой Оуэна было то, что он впервые в мире создал на практике дошкольные детские учреждения (ясли, садик). Здесь наряду с другими видами воспитания с детьми проводили элементарное обучение (беседы воспитателей о природе, рассказывание сказок, чтение детских книг и т.п.). Им также было впервые создано начальную школу с расширенной образовательной программой, куда входили чтение, письмо, грамматика, английский язык, арифметика, география, природоведение, история. В области умственного образования Оуэн стремился, чтобы дети получали знания, которые не противоречат здравому смыслу, согласованные с действительными фактами. Оуэн много работал над решением проблемы о сочетание обучения детей с их производительным трудом. Необходимость связи теоретических занятий с трудовыми занятиями он видел не только для улучшения способов производства, но и для совершенствования человеческой личности. Эту идею он частично применил в практике работы вечерней школы для работающих подростков. Более полно последнюю идею Оуэн реализовал в организованной им первой коммунистической трудовой коммуне “Новая гармония“ (США, 1825). Коммуна была построена на принципе равенства людей в жизни и труда. В конституции коммуны главной задачей ставилось предоставить право всем ее членам получить физическое, умственное и нравственное воспитание. Школа в “Новой гармонии“ воплощала основные принципы нью-ленарської системы обучения и воспитания. Но она имела и новые черты. Дневная школа для детей в возрасте 5-12 лет имела два отдела: общеобразовательной и индустриальный, которые вместе составляли единое целое. Стремясь дать детям широкое образование и всестороннее воспитание, эта школа осуществляла кроме всего прочего трудовое воспитание учащихся. Кроме обучения в обоих отделах, дети занимались практической работой в мастерских, сада, полеженские коричневые куртки. В промышленном отделе ученики осваивали определенным ремеслом. Ш.Фур'є (1772-1837) -французский социалист-утопист, сын крупного торговца. Получил семейное воспитание, потом учился в Лионе. С 1815 года занимался литературной деятельностью. Он был талантливым “самоуком“, увлекался различными философскими теориями. В своих произведениях Фурье дал острую критику существующего тогда строя и разработал план идеального общества - “гармонии“. Свои педагогические взгляды он изложил в сочинении “О воспитания при строе гармонии“ и других произведениях. Фурье критиковал современную ему систему воспитания, которая создавалась на насилии и наказаниях, которая не учитывала интересов и склонностей детей и которая не дает физического и трудового воспитания. В своей “гармонии“ он наметил новую систему воспитания. По его мнению, воспитание должно быть всеобщим и бесплатным, должно дать детям навыки индустриальной труда, развивать их активность и коллективные чувства, готовить детей к общественной жизни. План Фурье предусматривал многогранную организацию всей жизни подрастающего поколения, начиная от рождения до зрелости. Причем большая роль отводилась самодеятельным детским объединениям, которые были разные по своим общественно полезными функциями. Недостатком воспитательной системы Фурье является полное подчинение воспитательных и учебных задач требованиям производства.
16 Педагогические взгляды И.Ф.Гербарта и их влияние на школьную практику. Важнейшие педагогические сочинения Гербарта: "Первые лекции по педагогике" "Общая педагогика" и другие работы. Гербарт, в первую очередь, стремился к основных условий эффективности учебно-воспитательного процесса. Педагогика по Гербарту опирается на: философию, этику и психологию. С помощью этики намечаются педагогические цели, а с помощью психологии - способы их осуществления. Центральный тезис рассуждений Гербарта - формирование нравственного человека. Этот нравственный процесс в идеале должен соответствовать пяти главным критериям: внутренняя свобода; совершенствование; благожелательность; законность; справедливость. Задачи воспитания: 1. Управление, которое поддерживает порядок и уничтожает природную, первобытную необузданность, через это питомец входит в сферу разумной человеческой свободы. 2. Обучение - преднамеренное, систематическое образование и развитие представлений, составляющих душевную жизнь для всестороннего совершенства. 3. Нравственное воспитание (дисциплина) всякое непосредственное влияние на характер воспитанника с целью облагораживания его нрава и привести его к нравственности. Гербартом определены три универсальных метода обучения: Описательный. Аналитический (анализ свойств, характеристик предмета). Синтетический (связь уже воспринятого и представлений). Цель воспитания: воспитать человека, в котором бы гармонично сочетались Воля Этические идеалы (совершенные отношения между людьми) Многосторонние интересы Средствами воспитания выступали: Определять границы дозволенного. Разработка четких правил поведения и контроль за их соблюдением. Поддержание в душе ясность, уверенность и спокойствие. Использование одобрения и порицания.
Дата добавления: 2015-06-25; Просмотров: 776; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |