Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Комментарий. 1.Распространением заведомо ложной информации, вводящей в заблужде­ ние потребителей относительно характеристик продукции (товаров




1.Распространением заведомо ложной информации, вводящей в заблужде­
ние потребителей относительно характеристик продукции (товаров, работ, услуг),
являются применение рекламы (см. п. 1 коммент. к ст. 249) либо использование
иного способа доведения указанной заведомо ложной информации до сведения
потребителя. Согласно пунктам 3 и 4 статьи 5 Закона от 9 января 2002 г. «О за­
щите прав потребителей» информация на белорусском или русском языке дово­
дится до сведения потребителя в документации, прилагаемой к товарам (резуль­
татам работ, услуг), на потребительской таре, этикетках или иным способом, при­
нятым для отдельных видов товаров (результатов работ, услуг). Информация,
сообщенная или переданная на иностранном языке, считается непредоставлен-
ной, за исключением тех случаев, когда она была сообщена или передана на ино­
странном языке по желанию потребителя.

2.Среди характеристик продукции (товаров, работ, услуг), о которых распрост­
раняется ложная информация, статья 250 называет качество, количество, состав и
способ изготовления. Ложная информация может касаться и иных характеристик
продукции. Обширный перечень сведений о характеристике продукции (товаров,
работ, услуг), которые в обязательном порядке подлежат доведению до сведения
потребителя, предусмотрен пунктами 1, 2, 4 статьи 5 Закона от 9 января 2002 г.
«О защите прав потребителей». Так, в частности, к их числу относятся сведения об
основных потребительских свойствах товаров (результатов работ, услуг), а в отно­
шении продуктов питания — о составе, пищевой ценности (для продуктов,
предназначенных для детского, лечебного и диетического питания,— калорий­
ность, наличие витаминов и иные показатели, о которых в соответствии с законо­
дательством необходимо информировать потребителя); указание на то, что про­
дукт питания является генетически модифицированным или в нем использованы
генетически модифицированные составляющие (компоненты), а также в случае и
порядке, определяемых Правительством Республики Беларусь, сведения о нали­
чии вредных для здоровья потребителя веществ, сравнение (соотнесение) этой
информации с обязательными требованиями нормативного документа, устанавли­
вающего требования к качеству товара (работы, услуги), о показаниях к примене­
нию отдельным возрастным группам, а также о противопоказаниях и показаниях к
применению при отдельных видах заболеваний, перечень которых утверждается
Правительством Республики Беларусь; сведения о цене и условиях приобретения
товаров (работ, услуг), о гарантийном сроке, если он установлен, рекомендациях


РАЗДЕЛ VIII. Глава 25


Статья 250


по приготовлению пищевых продуктов, если это требуется из специфики товара (работы, услуги), о дате изготовления и (или) сроке службы, и (или) сроке годнос­ти и (или) сроке хранения товаров (результатов работ), установленных в соответ­ствии с названным Законом, указание условий хранения товаров (результатов ра­бот), если они отличаются от обычных условий хранения соответствующих това­ров (результатов работ) либо требуют специальных условий хранения, сведения о необходимых действиях потребителя по истечении указанных сроков и возмож­ных последствиях при невыполнении таких действий, если товары (результаты ра­боты) по истечении указанных сроков представляют опасность для жизни, здо­ровья и имущества потребителя и окружающей среды или становятся непригод­ными для использования по назначению. Продукты питания и другие товары, фа­сованные и упакованные в потребительскую тару не в месте их изготовления должны также содержать информацию о фасовщике и упаковщике.

Распространение заведомо ложной информации, вводящей в заблуждение по­требителей относительно характеристик продукции (товаров, работ, услуг), в силу статьи 142 Закона «О противодействии монополистической деятельности и раз­витии конкуренции» относится к недобросовестной конкуренции, среди форм которой названная статья называет, в частности, «указания или утверждения при осуществлении предпринимательской деятельности, которые могут ввести в за­блуждение относительно характера, свойств, способа и места изготовления, при­годности к применению или количества товаров конкурента, в том числе осущест­вляемые посредством некорректного сравнения производимого хозяйствующим субъектом товара с товаром конкурента путем распространения хозяйствующим субъектом в любой форме и любыми способами сведений, содержащих ложные или неточные сопоставительные характеристики собственного товара и товара конкурента, способные повлиять на свободу выбора потребителя при приобрете­нии товаров или заключении сделки».

Во всех случаях распространения указанной информации, являющейся лож­ной, действия виновного подлежат ответственности по статье 250.

3. Преступление признается оконченным с момента совершения указанного
действия любым из приведенных способов.

4. В статье 1 Закона от 10 декабря 1992 г. «О противодействии монополисти­
ческой деятельности и развитии конкуренции» определяются понятия «товар» и
«потребитель», используемые законодателем при описании признаков состава
преступления, предусмотренного статьей 250.

Так, в объем понятия «товар* включены «все виды объектов гражданских прав, могущие быть предметами сделок купли-продажи, мены, а также не запре­щенные законодательством работы и услуги, которые выполняются, оказывают­ся, могут быть выполнены, оказаны или обычно выполняются либо оказываются потребителям на возмездной основе».

Объектом гражданского права, выступающим в качестве товара, является как движимое, так и недвижимое имущество (готовые изделия, сырье, полуфабрика­ты, дом, земельный участок и т.п.). Работы, предлагаемые на рынке в качестве товара,— это деятельность субъекта экономической деятельности или действия


РАЗДЕЛ VIII. Глава 25


Статья 250


лица, не являющегося индивидуальным предпринимателем, овеществленный, ма­териальный результат которых передается потребителю на возмездной основе, за плату (ремонт квартиры, строительство дома, прокладка линий коммуникаций и т.п.). Услуга как товар — это деятельность субъекта экономической деятельности или действия физического лица, не являющегося индивидуальным предприни­мателем, которые не имеют своим следствием появление материального продук­та, однако их результат (полезный эффект) удовлетворяет интересы потребителя и приобретается им также на возмездной основе.

Потребитель в силу статьи 1 Закона «О противодействии монополистичес­кой деятельности и развитии конкуренции» определяется как любой субъект гражданского права, намеревающийся заказать или приобрести товар, либо зака­зывающий, приобретающий или использующий товар (если в последнем случае товар, в том числе составная часть другого товара, является предметом совер­шенных и совершаемых гражданско-правовых сделок).

Под потребителем в смысле части 1 статьи 250 следует понимать как физи­ческих, так и юридических лиц. С учетом особенностей описания признаков соста­ва анализируемого преступления потребителем в смысле части 2 статьи 250 являются только физические лица.

5. Распространение заведомо ложной информации о характеристиках продук­
ции (товарах, работах, услугах), которая может причинить вред здоровью потреби­
телей, влечет ответственность по части 2 статьи 250. Ложная информация или
реклама, которая вводит в обман потребителей и способна причинить вред их здо­
ровью, может представить в ложном свете любые характеристики продукции. Это
может выражаться, например, в указании на продуктах питания или их упаковке
завышенных в сравнении с нормативными сроков реализации (годности) товара,
несообщение в руководстве по эксплуатации о пожароопасности, повышенном
уровне радиомагнитного излучения и других характеристиках промышленных то­
варов, умолчании о конструктивных недостатках жилого дома, квартиры которого
предлагаются к продаже.

Для ответственности по части 2 статьи 250 не требуется, чтобы в результате использования (эксплуатации) продукции, о характеристиках которой была рас­пространена заведомо ложная информация, был причинен вред здоровью потре­бителя. Достаточно установить, что имелась реальная опасность причинения та­кого вреда вследствие недостатков продукции, скрытых от потребителя посред­ством заведомо ложной информации. Определение данного обстоятельства требу­ет специальных познаний в области науки, техники, искусства, ремесла или иных сферах деятельности, в силу чего по уголовным делам такой категории необходи­мо производство соответствующей экспертизы (см. ст.ст. 95, 226,334 и 384 УПК).

6. Если в результате приобретения потребителем продукции, о характеристиках
которой была распространена заведомо ложная информация, и ее последующего
использования (эксплуатации) потребителю будет причинен физический или иму­
щественный вред, действия виновного подлежат квалификации по статье 250 и
статьям о преступлениях против здоровья человека или против собственности.


РАЗДЕЛ VIII. Глава 25


Статья 251


В указанном случае потребитель в соответствии со статьями 168 и 179 ГК вправе поставить вопрос о признании сделки недействительной и возмещении причинен­ного ему вреда.

7. С субъективной стороны это преступление характеризуется умышленной
виной в виде прямого умысла. Для квалификации преступления не имеют значе­
ния мотивы, в силу которых виновный совершил указанные действия.

8. Субъект рассматриваемого преступления — лицо, достигшее 16-летнего
возраста.

В качестве субъекта анализируемого преступления могут выступать индиви­дуальный предприниматель и должностное лицо юридического лица, осущест­вляющие предпринимательскую деятельность. Им может быть также частное лицо, предлагающее с использованием указанных выше способов продукцию (как еди­ничные экземпляры, так и партию продукции), о которой оно распространило заведомо ложную информацию (например, объявление в газете о продаже авто­машины, в которой якобы был произведен капитальный ремонт двигателя; пред­ложение к продаже деревянного дома, охарактеризованного в рекламной инфор­мации как находящегося в хорошем состоянии, однако в действительности пора­женного грибком).

9. Распространение ложной информации о товарах и услугах следует отличать
от дискредитации деловой репутации конкурента (ст. 249). Ложная информация
относительно качества, количества, состава, способа изготовления и иных характе­
ристик продукции при совершении преступления, предусмотренного статьей 250,
не содержит сведений о производителе продукции. С помощью такой информации
нельзя идентифицировать производителя продукции. Напротив, ложная информа­
ция в смысле статьи 249 всегда адресна, направлена на причинение вреда деловой
репутации конкретных индивидуального предпринимателя или юридического
лица, являющихся конкурентами виновного или юридического лица, которое он
представляет в качестве должностного лица.

Распространение индивидуальным предпринимателем или должностным ли­цом юридического лица в рекламе, средствах массовой информации и иным спосо­бом заведомо ложной информации относительно качества, количества, состава, способа изготовления и иных характеристик продукции (товаров, работ, услуг), вводящих в заблуждение потребителей и одновременно наносящих вред деловой репутации конкурента, подлежит квалификации по совокупности преступлений по статьям 249 и 250.

Статья 251. Срыв публичных торгов

Совершение с корыстной целью действий, приведших к срыву публичных торгов в ущерб собственнику имущества или иному лицу,—

наказывается штрафом, или исправительными работами на срок до двух лет, или арестом на срок до трех месяцев, или ограничением свободы на срок до двух лет.


РАЗДЕЛ VIII. Глава 25


Статья 251


Комментарий

1. Общая характеристика торгов приводится в главе 28 ГК «Заключение до­
говора». В силу статей 417, 418 ГК торги выступают в качестве средства для
заключения договора купли-продажи имущества (вещи, товара) или имуществен­
ных прав. В случаях, предусмотренных законодательством, договоры о продаже
вещи или имущественного права могут быть заключены только путем проведе­
ния торгов.

Торги (тендер) проводятся в форме аукциона или конкурса. Выигравшим торги на аукционе признается лицо, предложившее наиболее высокую цену, а по конкурсу — лицо, которое по заключению конкурсной комиссии, заранее назна­ченной организаторами торгов, предложило лучшие условия. Аукционы и кон­курсы могут быть открытыми (публичными) и закрытыми. В открытых аукцио­не и конкурсе может участвовать любое лицо. Организатор публичных торгов дает извещение, в котором указывает время, место и другие условия их проведе­ния. В качестве организатора торгов могут выступать собственник вещи или обла­датель имущественного права либо специализированная организация.

В законодательстве республики содержится немало нормативных правовых актов, регламентирующих особенности осуществления торгов соответствующих видов имущества. Так, например, в соответствии со статьей 510 ГПК и пунктом 6 статьи 417 ГК арестованное имущество должника в порядке исполнения реше­ния суда реализуется на публичных торгах, проводимых в форме аукциона. В Законе от 18 июля 2000 г. «Об экономической несостоятельности (банкрот­стве)» предусматривается, что после принятия хозяйственным судом решения о санации продажа предприятия производится на открытых торгах в форме аукци­она или конкурса (ст. 130), продажа части имущества должника — на торгах в форме аукциона, а ограниченно оборотоспособное имущество должника — толь­ко на закрытых торгах (ст. 131).

2. С объективной стороны преступление, предусмотренное статьей 251, выра­
жается в совершении действий, которые препятствуют началу публичных торгов
или нормальному их ходу и завершению.

Преступление признается оконченным с момента срыва публичных торгов в ущерб собственнику имущества или иному лицу. Публичные торги признаются сорванными, если в результате преступных действий виновного они не начались, а начатые — не завершились. Они также признаются сорванными, когда в силу тех же причин имущество «пошло с молотка» по заниженным ценам, либо торги были признаны недействительными или несостоявшимися, например, вследствие того, что никто из явившихся на торги не сделал надбавки против стартовой, на­чальной продажной цены, будучи запуган виновным.

Действия, выразившиеся в скупке лицом или группой лиц, вступивших в сговор, входных билетов на аукцион по продаже имущества, отключении осве­щения, средств ретрансляции в месте производства публичных торгов, распрос­транении ложных сведений, порочащих имущество, выставленное на торги, или условий их проведения, совершении аукционерами согласованных действий, на­правленных на понижение цен, блокировании входа в помещение, где проводит-


РАЗДЕЛ VIII. Глава 25


Статья 252


ся аукцион, либо в совершении иных действий с корыстной целью, непосред­ственно направленных на срыв публичных торгов, не достигшие преступного ре­зультата по обстоятельствам, не зависящим от воли виновного, подлежат квали­фикации по статьям 14 и 251.

3.Срыв публичных торгов — умышленное преступление, которое совершается
только с прямым умыслом. Для наступления ответственности по статье 251 обяза­
тельно наличие корыстной цели (см. ч. 10 ст. 4). Например, с корыстной целью
действует лицо, срывающее публичные торги с тем, чтобы в отсутствие конкурен­
та продать принадлежащее ему имущество, аналогичное тому, которое было
выставлено на публичные торги, и извлечь тем самым для себя или своих близких
(см. п.Зч.2 ст.4) выгоду имущественного характера.

4.Субъект данного преступления — лицо, достигшее 16-летнего возраста.

5.Действия виновного, приведшие к срыву публичных торгов, сопряженные с
насилием, подкупом должностных лиц организации, осуществляющей аукцион, и
другими преступными действиями, предусмотренными УК, влекут ответственность
по совокупности преступлений (по ст. 251 и соответствующим статьям Особенной
части УК о преступлениях против жизни и здоровья, против интересов службы и др.).

6.Необоснованные (искусственные) повышение, снижение или поддержание
цен, осуществленные с корыстной целью в рамках сговора о деятельности на
совместном рынке индивидуальным предпринимателем или должностным лицом
юридического лица, приведшие к срыву публичных торгов, подлежат уголовно-
правовой оценке по совокупности преступлений, предусмотренных статьями 245 и
251 (см. п. 5 коммент. к ст. 245).

Статья 252. Коммерческий подкуп

1. Получение работником индивидуального предпринимателя или юридическо­
го лица, не являющимся должностным лицом, денег, ценных бумаг, иного имущест­
ва или услуг имущественного характера за действие (бездействие) в интересах даю­
щего, связанное с выполняемой этим лицом работой и заведомо способное причинить
вред интересам собственника или его клиентам, либо предоставление такого воз­
награждения (коммерческий подкуп) —

наказываются штрафом, или лишением права занимать определенные должнос­ти или заниматься определенной деятельностью, или исправительными работами на срок до двух лет, или арестом на срок до шести месяцев, или ограничением свободы на срок до трех лет, или лишением свободы на тот же срок.

2. Коммерческий подкуп, совершенный повторно,—

наказывается штрафом, или ограничением свободы на срок до четырех лет, или лишением свободы на тот же срок с лишением права занимать определенные долж­ности или заниматься определенной деятельностью или без лишения.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-06-25; Просмотров: 472; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.012 сек.