Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Комментарий. служебных обязанностей, сопряженное с попустительством преступлению либо по­влекшее причинение ущерба в крупном размере или существенного вреда правам и




Т


РАЗДЕЛ XIII. Глава 35__________________________________________ Статья 425

служебных обязанностей, сопряженное с попустительством преступлению либо по­влекшее причинение ущерба в крупном размере или существенного вреда правам и законным интересам граждан либо государственным или общественным интересам (бездействие должностного лица),—

наказывается штрафом, или лишением права занимать определенные должнос­ти или заниматься определенной деятельностью, или исправительными работами на срок до одного года, или лишением свободы на срок до двух лет.

2. Бездействие должностного лица из корыстной или иной личной заинтересо­
ванности —

наказывается штрафом, или лишением права занимать определенные должнос­ти или заниматься определенной деятельностью, или исправительными работами на срок до двух лет, или лишением свободы на срок до трех лет с лишением права за­нимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью или без лишения.

3. Деяния, предусмотренные частями первой или второй настоящей статьи, со­
вершенные должностным лицом, занимающим ответственное положение, либо по­
влекшие тяжкие последствия,—

наказываются лишением права занимать определенные должности или зани­маться определенной деятельностью, или ограничением свободы на срок до пяти лет, или лишением свободы на тот же срок с лишением права занимать определен­ные должности или заниматься определенной деятельностью или без лишения.

1. В отличие от злоупотребления властью или служебными полномочиями
бездействие должностного лица представляет собой пассивную форму преступно­
го посягательства на интересы службы посредством умышленного вопреки инте­
ресам службы несовершения должностным лицом действий по службе, которые
оно в соответствии с возложенными на него полномочиями (обязанностями)
должно было и могло совершить для обеспечения (зашиты) соответствующих
интересов службы.

2. Бездействие должностного лица — это специальная форма злоупотребления
властью или служебными полномочиями. Поэтому все конструктивные объектив­
ные признаки данного преступления — обусловленность бездействия служебными
полномочиями (обязанностями) должностного лица; невыполнение обязанностей
по службе (с учетом их содержания и служебных полномочий должностного лица
при исполнении лицом служебных обязанностей); содержание понятий «вопреки
интересам службы», существенного вреда, тяжких последствий — аналогичны со­
держанию таких же признаков при злоупотреблении властью или служебными
полномочиями (см. коммент. к ст. 424).

3. При характеристике объективных признаков состава бездействия должност­
ного лица следует исходить из необходимости разграничения данного преступле­
ния от служебной халатности (ст. 428), также совершаемой путем неисполнения
должностным лицом возложенных на него служебных обязанностей. Хотя основ­
ной момент разграничения указанных преступлений заключен в субъективной
стороне, тем не менее, по психологической «насыщенности» (независимо от содер-


РАЗДЕЛ XIII. Глава 35__________________________________________ Статья 425

жания вины) неисполнение служебных обязанностей при бездействии должнос­тного лица и служебной халатности являются разными по характеру осознанности формами бездействия.

4. С объективной стороны бездействие должностного лица требует установле­
ния следующих признаков:

—неисполнение должностным лицом требуемых по службе действий;

—совершение требуемых по службе действий входит в круг (объем) служеб­
ных полномочий данного лица (несовершение должностным лицом действий, хо­
тя и требуемых по обстоятельствам и при нахождении данного лица на службе,
но не входящих в компетенцию (круг его служебных обязанностей) исключает
состав рассматриваемого преступления);

—требуемые по службе действия должностное лицо должно было и могло
совершить в силу возложенных на него служебных обязанностей, но не соверши­
ло их вопреки интересам службы;

—бездействие должностного лица повлекло причинение ущерба в крупном
размере или существенный вред правам и законным интересам граждан либо го­
сударственным или общественным интересам (см. п. 9 коммент. к ст. 424) либо
бездействие по службе было связано с попустительством преступлению.

 

5. Для состава бездействия необходимо установить, что должностное лицо
действительно должно было совершить по службе определенные действия, как го­
ворит закон, «в силу возложенных на него служебных обязанностей». Однако ни
один закон, даже служебная инструкция, не устанавливают весь перечень служеб­
ных обязанностей. Поэтому суд должен конкретно, исходя из должностной (слу­
жебной) компетенции, указать, какие обязанности не выполнило должностное
лицо, не совершив требуемые по службе действия.

6. Служебная компетенция определяет полномочия должностного лица и со­
ответственно сферу его обязанностей, как правило, в обобщенной форме, т.е. без
учета динамично изменяющейся ситуации (обстановки). Поэтому следует устано­
вить необходимость совершения определенных действий по службе с точки зрения
не только служебных обязанностей данного должностного лица, но и очевидности
(явности) объективной ситуации, требующей от должностного лица совершить не­
обходимые действия по службе. В пункте 10-1 постановления № 4 Пленума
Верховного Суда Республики Беларусь от 4 июня 1993 г. указано: «Неисполнение
служебных действий — это... бездействие должностного лица в условиях, когда оно
должно было и могло совершить необходимые действия, входящие в круг служеб­
ных обязанностей».

7. Бездействие должностного лица при указанных в предыдущем пункте усло­
виях и будет неисполнением действий по службе вопреки ее интересам. Установ­
ление судом обстоятельств, подтверждающих объективную необходимость «упо­
требления власти», возложенной на должностное лицо,— важнейший момент в по­
нимании и доказывании формулы: «не исполнено действие по службе, которое
должностное лицо должно было совершить».


РАЗДЕЛ XIII. Глава 35


Статья 425


8. Должностное лицо не только должно было, но и могло выполнить требуе­
мые по службе действия, в том числе с учетом допустимости определенной степе­
ни риска.

9. Под неисполнением должностным лицом требуемых по службе действий
понимаются не только их полное несовершение, но и умышленное несовершение
вопреки интересам службы всех требуемых объективной ситуацией действий, ко­
торые лицо должно было и могло совершить. В этом случае речь идет не о ненад­
лежащем исполнении служебных обязанностей, а о сознательном несовершении
части обязательных для исполнения действий. Ненадлежащее исполнение служеб­
ных обязанностей характерно для служебной халатности.

 

10.Бездействие должностного лица, сопряженное с попустительством пре­
ступлению,—
это невыполнение таким лицом служебных действий по воспрепят­
ствованию достоверно известному готовящемуся или совершаемому преступле­
нию. Сам факт невоспрепятствования преступлению со стороны должностного
лица объединяет и само служебное бездействие, и последствие. Поэтому состав
преступления в этой части является формальным. Необходимость наступления
последствий в виде ущерба в крупном размере или иного существенного вреда при
этом не требуется.

11.Следует, однако, учитывать, что далеко не все должностные лица в со­
ответствии с их служебной компетенцией обязаны совершать по службе действия,
направленные на воспрепятствование готовящемуся или совершаемому преступ­
лению. Такая обязанность служебного характера свойственна прежде всего пред­
ставителям власти, а также должностным лицам, осуществляющим функции
общего организационного-распорядительного или административно-хозяйствен­
ного управления.

В соответствии с характером компетенции и уровнем функциональной спе­циализации воспрепятствование преступлению как служебная обязанность долж­ностного лица может и должно проявляться по-разному:

— для работников милиции и других правоохранительных органов в самых различных действиях по службе, соответствующих их функциональной компетен­ции, включая физическое воспрепятствование совершению преступления;

-»- для должностных лиц, обладающих общей компетенцией по руководству предприятием или организацией,— только в служебных действиях общего харак­тера и только в приделах соответствующего организационного образования (за­прещение вывоза продукции со склада, совершаемого с целью хищения; отстра­нение от работы лиц, готовящих или совершающих хищение или другое преступле­ние; сообщение о готовящемся преступлении в соответствующие правоохрани­тельные органы и т.п.).

12. Бездействие должностного лица, связанное с попустительством преступле­
нию, относится только к готовящемуся и совершаемому преступлению.

Если должностное лицо вопреки интересам службы не принимает по службе соответствующие меры по изобличению преступников или привлечению их к ответственности после того, как преступление совершено, для наличия состава


РАЗДЕЛ XIII. Глава 35___________________________________________ Статья 426

преступного бездействия необходимо установить, что таким бездействием по служ­бе был причинен существенный вред законным правам и интересам граждан либо государственным или общественным интересам.

13. С субъективной стороны бездействие должностного лица характеризуется
умышленной виной по отношению к неисполнению должностным лицом требуе­
мых служебных действий и к наступившим последствиям (ч. 1 ст. 425).

Для бездействия должностного лица, сопряженного с попустительством, необ­ходимо установить прямой умысел по отношению к факту служебного попусти­тельства преступлению: должностное лицо достоверно знает о готовящемся или совершаемом преступлении, сознает, что в соответствии со служебной компетен­цией (обязанностями) оно должно и может воспрепятствовать совершению пре­ступления, но вопреки интересам службы принимает решение бездействовать.

14.Субъектом преступления является должностное лицо (см. чн.4 и 5 ст. 4).

15.Квалифицированным видом данного преступления (чч. 2 и 3 ст. 426) явля­
ется бездействие должностного лица:

 

—из корыстной или иной личной заинтересованности (содержание указан­
ных понятий см. в пп. 12—14 коммент. к ст. 424);

—занимающего ответственное положение (см. ч. 5 ст. 4);

—повлекшее тяжкие последствия (о содержании тяжких последствий см. п. 16
коммент. к ст. 424).

При оценке тяжести последствий в виде причиненных телесных поврежде­ний или смерти следует учитывать, что такие последствия причиняются вслед­ствие бездействия — невмешательства.

16. Заранее обещанное со стороны должностного лица попустительство совер­
шению преступления квалифицируется по совокупности как бездействие долж­
ностного лица и соучастие (в виде пособничества) в совершении соответствующе­
го преступления.

Статья 426.У Превышение власти или служебных полномочий

1. Умышленное совершение должностны м лицом д ействий, явно выходящих за
пределы прав и полномочий, предоставленных ему по"службе, повлекшее причине­
ние ущерба в крупном размере или существенного вреда правам и законным инте­
ресам граждан либо государственным или общественным интересам (превышение
власти или служебных полномочий),—

наказывается штрафом, или лишением права занимать определенные должнос­ти или заниматься определенной деятельностью, или лишением свободы на срок до двух лет.

2. Превышение власти или служебных полномочий, совершенное из корыстной
или иной личной заинтересованности,—

наказывается штрафом, или лишением права занимать определенные должнос­ти или заниматься определенной деятельностью, или арестом на срок до шести ме­сяцев, или ограничением свободы на срок до трех лет, или лишением свободы на





Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-06-25; Просмотров: 378; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.02 сек.