Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Общий комментарий 1 страница




 

1. Часть вторая УПК объединяет нормы, определяющие общий порядок уголовного судопроизводства на досудебных стадиях. В УПК РСФСР нормы, касающиеся общего порядка производства предварительного расследования, были разбросаны по разным разделам, что создавало неудобства в применении УПК. Комментируемая часть состоит из двух разделов, первый из которых содержит нормы, обусловливающие основные начала именно досудебного производства, а второй - нормы, регламентирующие порядок производства предварительного расследования. В отличие от УПК РСФСР новый УПК отказался от двоякого понимания дознания как формы предварительного расследования и как деятельности, предшествующей предварительному следствию. Дознание в новом УПК рассматривается только как одна из двух форм предварительного расследования. При этом предварительное следствие рассматривается в новом УПК как обычная форма предварительного расследования, по отношению к которой дознание выполняет роль необычной (ускоренной) формы предварительного расследования.

2. Первый раздел части второй УПК (р. VII) состоит из двух глав и 10 статей. Назначение данного раздела - регламентация механизма возбуждения УД. По сравнению с УПК РСФСР данный раздел пополнился лишь одной новой статьей (ст. 143). Однако содержание статей подверглось значительным изменениям. В первую очередь это касается порядка возбуждения УД, которое не может теперь состояться без санкции прокурора.

3. Второй раздел части второй (р. VIII) состоит из 12 глав и 78 статей. При этом логика расположения глав и статей в данном разделе такова. В начале раздела помещены положения, касающиеся общих условий предварительного расследования, в одинаковой мере распространяющиеся как на предварительное следствие, так и на дознание (гл. 21). Затем размещаются нормы, носящие общий характер по отношению к производству отдельных следственных и иных процессуальных действий, осуществляемых в рамках предварительного следствия (гл. 22). Главы 23-31 содержат положения о производстве различных процессуальных действий, начиная с привлечения лица в качестве обвиняемого до направления УД прокурором в суд, причем в последовательности, соответствующей последовательности производства предварительного следствия. Глава 32 устанавливает применительно к другой форме предварительного расследования - дознанию - изъятия из обычного порядка производства предварительного расследования, каким является предварительное следствие.

3. Раздел VIII пополнился новыми главами, которых не было в УПК РСФСР: "Общие условия предварительного расследования" (гл. 21), "Прекращение УД" (гл. 29), "Направление УД с обвинительным заключением прокурору" (гл. 30), "Действия и решения прокурора по УД, поступившему с обвинительным заключением" (гл. 32). В эти главы вошли новые статьи, которых не было в старом УПК (например, ст. 150, 155, 163, 165, 194, 200, 201, 224-226). Большую же часть составили положения и статьи, которые заимствованы из УПК РСФСР. Однако следует иметь в виду, что заимствованные из УПК РСФСР положения в большинстве своем подверглись существенной переработке с учетом новых принципов и требований уголовного судопроизводства о состязательности, презумпции невиновности, судебном контроле. Несоблюдение процессуальной формы производства процессуальных действий, установленных комментируемой частью, может повлечь признание недопустимыми полученных таким путем доказательств. Возможность исправления недостатков предварительного расследования по новому УПК существенно сужена, поскольку упразднен институт возвращения УД на дополнительное расследование, расширены возможности судебного контроля за процессуальными действиями и решениями органов предварительного расследования.

4. Часть вторая объединяет нормы, регулирующие общий порядок производства на досудебных стадиях уголовного судопроизводства. В то же время в новом УПК есть части четвертая и пятая, которые содержат особенности производства предварительного расследования по отношению к отдельным категориям УД. Это означает, что если обвиняемым (подозреваемым) может стать или становится несовершеннолетний (гл. 50), лицо, в отношении которого может быть применена принудительная мера медицинского характера (гл. 51), иностранный гражданин (гл. 54) или лицо, относящееся к категории лиц, в отношении которых применяется особый порядок производства (гл. 52), то должны применяться нормы части второй в совокупности с теми нормами частей четвертой и пятой, которые предусматривают соответствующие изъятия из общего порядка предварительного расследования.

5. В ходе мониторинга УПК в 2002-2003 годах Рабочей группой была собрана и обобщена практика применения положений нового УПК при производстве предварительного расследования, на основе которой были подготовлены поправки к Кодексу. Эти поправки легли в основу ФЗ от 4 июля 2003 г. N 92-ФЗ. Среди поправок следует особо обратить внимание на следующие:

1) появилась новая статья 158.1, предусматривающая процессуальный порядок восстановления УД;

2) на следователя (дознавателя) возложена обязанность уведомлять о продлении срока предварительного следствия не только обвиняемого и его защитника, но и потерпевшего и его представителя (ч. 8 ст. 162);

3) начальнику следственного отдела предоставлены полномочия на принятие решения о производстве предварительного следствия следственной группой (ч. 2 ст. 163);

4) расширены полномочия адвоката, участвующего в допросе свидетеля (ч. 5 ст. 189);

5) допускается объявление розыска не только в отношении обвиняемого, но и подозреваемого (ст. 210);

6) урегулирована ситуация, связанная с невозможностью предъявления ВД обвиняемому и его защитнику (например, в силу их громоздкости). Следователь в этом случае должен вынести постановление (ч. 1 ст. 217);

7) допускается ограничение срока ознакомления обвиняемого и его защитника с материалами УД на основании судебного решения (ч. 3 ст. 217);

8) на следователя возложена обязанность разъяснять обвиняемому его право ходатайствовать о рассмотрении УД коллегией из трех судей (п. 1.1 ч. 5 ст. 217);

9) урегулирован порядок вручения копии ОЗ в зависимости от того, содержится обвиняемый под стражей или нет (ч. 3 и 4 ст. 222). При этом разрешено направлять УД в суд в случае, если обвиняемый, не содержащийся под стражей, прямо отказался, не явился по вызову или иным образом уклонился от получения копии ОЗ;

10) увеличен срок производства дознания до 20 суток (ч. 3 ст. 223);

11) прокурору предоставлены полномочия на продление срока дознания до 10 суток (п. 2 ч. 1 ст. 226);

12) потерпевшему предоставлено право на получение копии ОА (ч. 3 ст. 226).

 

Раздел VII. Возбуждение уголовного дела

 

Глава 19. Поводы и основание для возбуждения уголовного дела

 

Статья 140. Поводы и основание для возбуждения уголовного дела

 

1. Комментируемая статья в целом воспроизводит логику ст. 108 УПК РСФСР, сохраняя различение понятий "повод" и "основание" для возбуждения УД. В то же время ч. 1 комментируемой статьи объединяет все поводы общим понятием "сообщение о преступлении". См. об этом комментарий к п. 43 ст. 5. Главным для "повода" является теперь способ получения сообщения о преступлении. Перечень же поводов в отличие от УПК РСФСР становится исчерпывающим.

2. О заявлении о преступлении см. комментарий к ст. 141.

3. О явке с повинной см. комментарий к ст. 142.

4. О сообщении, полученном из иных источников, см. комментарий к ст. 143.

5. Основание к возбуждению УД - это полученные из источников, перечисленных в ч. 1 комментируемой статьи, достаточные данные о наличии признаков преступного деяния. Достаточность данных, указывающих на признаки преступления, надо рассматривать применительно к их характеру и объему. По своему характеру имеющиеся данные могут быть признаны достаточными для принятия решения о возбуждении УД, если они свидетельствуют об определенном уголовно наказуемом действии или бездействии. Имеющиеся данные достаточны по объему, если они свидетельствуют о наличии преступного события, даже если они не содержат сведений о лице, его совершившем.

6. Если УД возбуждается по факту совершения преступления, требуется обосновать вывод о наличии признаков преступления. Если УД возбуждается в отношении лица, то необходимы еще и достаточные данные, указывающие на совершение деяния данным лицом. При наличии таких данных УД возбуждается в отношении лица, а не по факту.

 

Статья 141. Заявление о преступлении

 

1. Комментируемая статья устанавливает порядок принятия заявления о преступлении.

2. Часть 1 комментируемой статьи содержит общее правило, допускающее подачу заявления как в письменном, так и в устном виде.

3. Часть 2 комментируемой статьи предусматривает обязательное условие признания законности письменного заявления - его подписание заявителем. Кроме того, письменное заявление должно содержать фамилию, имя, отчество заявителя, адрес его места жительства. Письменное заявление должностного лица, сделанное им от имени предприятия, учреждения или организации, помимо подписи этого лица должно иметь соответствующий штамп (печать).

4. Части 3-6 комментируемой статьи устанавливают порядок принятия устного заявления. Форма протокола о принятии устного заявления приведена в Приложении 2 к ст. 476. О порядке составления протокола см. комментарии к ст. 166 и 167.

5. Заявления о признаках преступлений, предусмотренных ч. 1 ст. 131, ч. 1 ст. 136, ч. 1 ст. 137, ч. 1 ст. 138, ч. 1 ст. 139, ст. 145, ч. 1 ст. 146 и ч. 1 ст. 147 УК принимаются не иначе как от потерпевших.

6. Следует иметь в виду, что орган дознания, следователь (дознаватель) и прокурор не вправе отказать в приеме заявления о преступлении по мотивам недостаточности сообщаемых в нем сведений или неподведомственности. В первом случае должностное лицо, к которому поступило такое заявление, должно принять меры к уточнению (пополнению) сообщенных сведений путем подробного опроса заявителя и составления протокола заявления. Во втором случае оно должно направить полученное заявление по подследственности или подсудности, приняв одновременно меры к предотвращению или пресечению преступления, а также сохранению его следов. См. об этом комментарий к ст. 145.

7. Часть 7 комментируемой статьи не признает поводом к возбуждению УД анонимное заявление о преступлении. Однако это не исключает возможность проведения проверки по анонимному заявлению. При подтверждении в результате проверки анонимного заявления достоверности содержащихся в нем сведений о преступлении лицо, проводившее проверку, подает рапорт об обнаружении признаков преступления, который и будет являться поводом к возбуждению УД. Аналогичным образом должны приниматься и заявления, сделанные по телефону, даже если гражданин назвал свои фамилию, имя, но при этом невозможно получить от него письменное заявление или подпись в протоколе о принятии устного заявления.

 

Статья 142. Явка с повинной

 

1. Явка с повинной представляет собой добровольное, обращенное к следователю (дознавателю), прокурору, заявление лица о совершенном им уголовно наказуемом деянии. Обязательным признаком такого заявления является указание в нем, во-первых, на собственные действия, во-вторых, на преступные действия.

2. В случае явки с повинной устанавливается личность явившегося, что практически может заключаться в ознакомлении с документами, удостоверяющими его личность, и выяснении возникающих в связи с этим вопросов. Если при нем не оказалось документов, удостоверяющих его личность, следует принять меры по установлению личности. До принятия решения о возбуждении УД данные о личности должны быть проверены.

3. Форма протокола о явке с повинной приведена в Приложении 3 к ст. 476.

 

Статья 143. Рапорт об обнаружении признаков преступления

 

1. Комментируемая статья предусматривает порядок подачи и принятия нового вида сообщения о преступлении, каким является рапорт.

2. К "иным источникам" могут быть отнесены сведения, полученные из сообщений в СМИ, а также выявленные следователем (дознавателем), прокурором непосредственно в процессе исполнения служебных обязанностей (например, при производстве какого-либо процессуального действия) и др. Главное, чтобы эти сведения не были получены в порядке, предусмотренном ст. 141 и 142.

3. Сведения о совершенном или готовящемся преступлении, полученные следователем (дознавателем), прокурором, оформляются в виде рапорта об обнаружении признаков преступления, форма которого приведена в Приложении 1 к ст. 476.

4. Требования, предъявляемые к рапорту комментируемой статьи, свидетельствуют о том, что речь идет не о произвольном усмотрении должностного лица, а о наличии определенных фактов, дающих основание полагать, что готовится или совершено преступление. В рапорте об обнаружении признаков преступления обязательно указываются не только обстоятельства, свидетельствующие о наличии признаков преступления, но и источник получения информации об этом. Должностное лицо, составившее рапорт, становится ответственным за достоверность изложенных в нем сведений, т.к. положения ст. 306 УК на него распространяются в той же мере, как и на любого другого заявителя.

 

Статья 144. Порядок рассмотрения сообщения о преступлении

 

1. Комментируемая статья определяет порядок рассмотрения сообщения о преступлении.

2. Часть 1 комментируемой статьи возлагает на орган дознания следователя (дознавателя) и прокурора обязанности: 1) принять сообщение, 2) проверить его, 3) принять по нему решение в течение трех суток со дня поступления. Этот срок может быть продлен прокурором, начальником следственного отдела, начальником органа дознания до 10 суток, а прокурором, в случае необходимости производства документальной проверки или ревизии, - до 30 суток.

3. Под "документальной проверкой" (ч. 1 комментируемой статьи) следует понимать проверку определенных, конкретных документов; под "документальной ревизией" - проверку финансово-хозяйственной деятельности организации, учреждения или должностного лица за определенный период.

4. Производство документальной проверки или ревизии может быть поручено как ведомственным, так и иным контрольным органам. В некоторых организациях существуют постоянно действующие ревизионные комиссии.

5. Актом документальной проверки или ревизии следует признавать составленный в соответствии с ведомственными нормативными актами документ, в котором отражаются результаты проверки или ревизии, сведения о том, как соблюдаются в учреждении, предприятии или организации правила и инструкции, регулирующие совершение операций с товарно-материальными и денежными средствами, обеспечение их сохранности, постановку бухгалтерского учета и отчетности, а также некоторые другие вопросы. Акт ревизии должен быть подписан руководителем и главным бухгалтером ревизуемого учреждения, а также должностными лицами, ответственными за сохранность ценностей проверяемого учреждения. При наличии разногласий акт подписывается представителями ревизуемого учреждения с одновременным приложением к акту письменных возражений или замечаний. Выявленные недостатки и нарушения описываются обязательно со ссылкой на конкретные положения (статьи, пункты) соответствующих инструкций, положений, иных ведомственных нормативно-правовых актов. Аналогичные требования предъявляются и к актам документальных проверок.

6. При проведении документальной проверки или ревизии следует учитывать, что прокурор вправе продлить срок проверки сообщения о преступлении не более, чем до 30 суток. Следовательно, если есть достаточные основания для возбуждения УД, но при этом требуется исследование финансово-хозяйственной деятельности организации, учреждения или должностного лица за длительный период или значительное по объему, то следует возбудить УД и в рамках УД провести документальную ревизию или СЭ.

7. Следует также учитывать, что ФЗ "О прокуратуре Российской Федерации" (ст. 6), ФЗ "О федеральной службе безопасности" (ст. 13), Закон РФ "О милиции" (ст. 11) допускают возможность проведения документальных проверок и ревизий вне зависимости от наличия сообщения о преступлении, предусмотренного УПК. Результаты документальных проверок и ревизий, проведенных в соответствии с названными законами, в случае обнаружения признаков преступления, оформляются рапортом об обнаружении признаков преступления.

8. Часть 2 комментируемой статьи предусматривает особый порядок проверки сообщения о преступлении, распространенного в СМИ. К СМИ относятся периодические печатные издания или совокупность аудио-, аудиовизуальных сообщений и материалов (передач), имеющие постоянные названия (для изданий - текущие номера) и выходящие в свет не реже одного раза в год. Сам факт распространения в СМИ информации о преступлении не является сообщением о преступлении в процессуальном смысле и соответственно не является поводом для возбуждения УД. Этот факт приобретает процессуальное значение в случае, если уполномоченный орган составит на его основе рапорт об обнаружении признаков преступления. См. об этом комментарий к ст. 143. Именно рапорт выступает в данном случае поводом для возбуждения УД. Процессуальный срок рассмотрения сообщения о преступлении начинает исчисляться с момента подачи рапорта, а не с момента публикации издания или выхода в эфир передачи. По запросу органов предварительного расследования редакция СМИ обязана передать имеющиеся в ее распоряжении материалы (см. о запросе комментарий к ч. 4 ст. 21). Редакция вправе не сообщать данные о лице, предоставившем информацию, если это лицо поставило условие неразглашения своего имени. При наличии достаточных данных о признаках преступления и в рамках возбужденного УД следователь (дознаватель) с согласия прокурора вправе произвести выемку документов, содержащих охраняемую ФЗ о СМИ тайну. См. об этом комментарий к ст. 183. Кроме того, возможен допрос главного редактора, который не вправе отказаться от дачи свидетельских показаний, за исключением права не свидетельствовать против себя самого и своих близких (п. 1 ч. 4 ст. 56).

9. Часть 4 комментируемой статьи предусматривает, что, если сообщение о преступлении поступило в форме заявления, то заявителю обязательно должен быть выдан документ с указанием данных о должностном лице, принявшем заявление либо отказавшем в его приеме, а также о дате и времени его принятия (отказа в приеме).

10. Отказ в приеме сообщения о преступлении выступает как бездействие следователя (дознавателя), прокурора по поводу сообщения о преступлении. Поэтому подобный отказ может быть обжалован прокурору или в суд в порядке, установленном ст. 124 и 125. См. об этом комментарии к ст. 124-125.

11. Проверка сообщения о любом совершенном или готовящемся преступлении представляет собой изучение материалов, представленных заявителем, анализ фактических данных, содержащихся в заявлении, установление личности заявителя, уточнение обстоятельств, от которых зависит принятие решения о направлении заявления по подследственности. Подобная проверка может дать реальную возможность для обоснованного вывода о наличии или отсутствии признаков преступления. Опрос заявителя и составление протокола о принятии его устного заявления об обстоятельствах преступления выступают одновременно и формой проверки заявления о преступлении.

12. Часть 6 комментируемой статьи предусматривает, что заявления о преступлениях, предусмотренных ст. 115, 116, ч. 1 ст. 129 и ст. 130 УК, подаются в суд. См. об этом комментарий к ст. 318.

 

Статья 145. Решения, принимаемые по результатам рассмотрения сообщения о преступлении

 

1. Комментируемая статья предусматривает исчерпывающий перечень решений, которые могут быть приняты по результатам рассмотрения сообщения о преступлении, а также последствия принятия решения.

2. О возбуждении УД см. комментарий к ст. 146. Формы постановлений приведены в Приложениях к ст. 476: о возбуждении УД прокурором - 12; о возбуждении УД и принятии его к производству следователем (дознавателем) - 13; возбуждении УД и принятии его к производству органом дознания - 14; о принятии к производству возбужденного УД - 15; о возбуждении УД и передаче его прокурору для определения подследственности - 16; о передаче УД прокурору для направления его по подследственности - 17; о передаче сообщения в суд - 11; о передаче сообщения по подследственности - 10.

3. Об отказе в возбуждении УД см. комментарии к ст. 24, 27 и 148.

4. О подследственности и подсудности см. комментарии к ст. 151, а также к ст. 20 соответственно.

5. Часть 2 комментируемой статьи возлагает на должностное лицо, принявшее решение по заявлению о преступлении, обязанность сообщить о принятом решении и разъяснить порядок его обжалования. Такое сообщение должно быть письменным. О порядке его обжалования см. комментарии к ст. 123-125.

6. Часть 3 комментируемой статьи возлагает на орган дознания, следователя (дознавателя), прокурора обязанность, в случае направления УД по подследственности или подсудности, принятия мер по сохранению следов преступления. К таким мерам относятся меры, которые указанные органы вправе производить до возбуждения УД, а именно осмотр места происшествия, освидетельствование и назначение экспертизы. См. об этом комментарий к ст. 146.

 

Глава 20. Порядок возбуждения уголовного дела

 

Статья 146. Возбуждение уголовного дела публичного обвинения

 

1. Комментируемая статья устанавливает порядок возбуждения УД публичного обвинения, рассматривая его как общий порядок возбуждения УД. УД может быть возбуждено в отношении конкретного лица либо по факту совершения деяния, содержащего признаки преступления (ч. 2 ст. 223 и ч. 1 ст. 448). Если на момент возбуждения УД лицо, совершившее преступление, известно, принятие решения о возбуждении УД "по факту совершения деяния, содержащего признаки преступления", недопустимо.

2. Часть 1 комментируемой статьи в отличие от УПК РСФСР предоставляет органу дознания, следователю (дознавателю) право возбудить УД только с согласия прокурора. До получения такого согласия прокурора УД считается невозбужденным. Срок предварительного расследования исчисляется со дня дачи прокурором согласия на возбуждение УД. Новый порядок возбуждения УД призван обеспечить безотлагательную проверку прокурором законности и обоснованности возбуждения УД с тем, чтобы исключить или по меньшей мере снизить возможность злоупотреблений и связанных с ними нарушений прав и свобод граждан на начальном этапе уголовного судопроизводства.

3. Производство по УД - это процессуальная деятельность, которая осуществляется в установленном УПК порядке управомоченными УПК участниками уголовного процесса. Совокупность документов, фиксирующих ход уголовного судопроизводства, составляет материалы УД.

4. Под "вынесением" постановления о возбуждении УД понимается его составление и подписание соответствующим должностным лицом. Формы бланков постановлений применительно к различным процессуальным ситуациям приведены в Приложениях 12-14, 16, 18, 23, 48 ст. 476.

5. Под "местом вынесения" постановления о возбуждении УД понимается тот населенный пункт, где составляется постановление. При отсутствии населенного пункта указывается территориальная дислокация, географическая точка и т.д. В отличие от УПК РСФСР (ст. 112) ч. 2 комментируемой статьи обязывает указывать в постановлении о возбуждении УД не только дату, но и время (час. и мин.) его составления.

6. В постановлении о возбуждении УД должны быть указаны все пункты, части, статьи УК, на основании которых возбуждается УД, так как от этого зависит подследственность УД, форма предварительного расследования и т.д.

7. В случае, предусмотренном ч. 3 комментируемой статьи, прокурор определяет подследственность УД с учетом положений ст. 151.

8. Часть 4 комментируемой статьи предусматривает обязанность следователя (дознавателя) незамедлительно направить постановление о возбуждении УД прокурору, а прокурора - незамедлительно дать согласие на возбуждение УД, вынести постановление об отказе в даче такого согласия либо возвратить материалы для дополнительной проверки. "Незамедлительно" в данном случае означает передачу постановления прокурору сразу же после его вынесения и безотлагательность проверки прокурором представленных материалов с принятием соответствующего процессуального решения сразу же при установлении к тому оснований. При этом могут быть использованы средства факсимильной и иной электрической связи. В этом случае к материалам УД приобщаются подлинники экземпляров, содержащие подпись должностного лица, вынесшего постановление о возбуждении УД, и резолюцию прокурора о согласии на возбуждение УД, а также соответствующие телефонограммы, телетайпограммы, телеграммы и т.п.

9. В соответствии с приказом Генерального прокурора РФ "Об организации прокурорского надзора за законностью уголовного преследования в стадии досудебного производства" от 5 июля 2002 г. N 39 для оперативного рассмотрения вопросов, связанных с дачей согласия на возбуждение УД в нерабочее время (включая выходные и праздничные дни), установлено дежурство прокурорских работников, правомочных принимать процессуальные решения. В случае принятия решения о согласии на возбуждение УД, но невозможности оперативного возвращения следователю (дознавателю) представленных материалов, прокурорам предписано уведомлять их о принятом решении по телефону, телеграфу, телетайпу, средствами факсимильной связи или электронной почтой и незамедлительно направлять постановление о возбуждении УД с материалами следователю (дознавателю). Кроме того, на прокуроров возложена обязанность по сообщениям об убийстве, о террористическом акте, бандитизме и иных особо тяжких преступлениях лично выезжать на место происшествия, непосредственно изучать обстоятельства происшедшего, собранные материалы и при наличии достаточных оснований на месте возбуждать УД либо давать согласие на его возбуждение, если постановление о возбуждении УД вынесено следователем (дознавателем).

10. Кроме того, приказом Генерального прокурора РФ "О разграничении компетенции прокуроров территориальных, приравненных к ним военных и других специализированных прокуратур" от 9 сентября 2002 г. N 54 предписано, что при обнаружении признаков преступления, место совершения которого неизвестно, а также в случаях чрезвычайных происшествий, отдаленности или отсутствия специализированных прокуратур в месте совершения преступления, производство неотложных СД организовывать тому прокурору города, района, приравненному к ним военному или другому специализированному прокурору, который получил сообщение о преступлении. Впоследствии передавать материалы по подследственности в установленном УПЗ порядке.

11. При наличии достаточных данных, указывающих на признаки преступления, прокурор вправе лично возбудить УД в любой момент осуществления органом дознания, следователем (дознавателем) проверки сообщения о преступлении. Реализация этого полномочия актуальна для обеспечения незамедлительности возбуждения УД в случаях значительной отдаленности места происшествия от размещения органа прокуратуры, в регионах с обширной территорией и труднодоступными районами. В такой ситуации результаты доследственной проверки сообщения о преступлении оформляются рапортом соответствующего должностного лица (например, дежурного ОВД) в месте дислокации органа прокуратуры, который является поводом для возбуждения УД прокурором (ст. 143). Постановление о возбуждении УД и рапорт должностного лица направляются прокурором в соответствующий правоохранительный орган для организации предварительного расследования. О принятом прокурором решении незамедлительно сообщается по месту производства предварительного расследования, что дает возможность безотлагательно приступить к производству необходимых СД.

12. Если до возбуждения УД произведены осмотр места происшествия, освидетельствование, назначена и проведена судебная экспертиза, то подлинники соответствующих протоколов, постановлений и заключений прилагаются к постановлению о возбуждении УД и материалам проверки, направляемым прокурору. При производстве судебной экспертизы до возбуждения уголовного дела на основании ч. 4 ст. 202 УПК экспертом могут быть получены образцы для сравнительного исследования.

13. При возбуждении УД капитанами морских или речных судов, находящихся в дальнем плавании, руководителями геологоразведочных партий или зимовок, удаленных от мест расположения органов дознания, главами дипломатических представительств или консульских учреждений РФ прокурор незамедлительно уведомляется по любым каналам доступной связи о начатом расследовании. В данном случае до получения согласия прокурора допускается проведение и иных (помимо осмотра места происшествия, освидетельствования, назначения СЭ) СД: допроса, обыска и т.д. Постановление о возбуждении УД и все материалы УД передаются прокурору сразу же при появлении для этого реальной возможности. Прокурор, получив постановление о возбуждении УД и материалы расследования и установив, что УД возбуждено незаконно и необоснованно, выносит постановление об отказе в даче согласия на возбуждение УД. При согласии прокурора с принятым решением о возбуждении УД и производстве предварительного расследования до получения согласия прокурора срок предварительного расследования исчисляется с момента вынесения указанными должностными лицами постановления о возбуждении УД.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-06-25; Просмотров: 333; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.048 сек.