Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Деятельности и средства индивидуализации 43 страница




3. Положения ст. 1401 ГК РФ относятся к подаче и рассмотрению заявки на выдачу патента на секретное изобретение.

Понятие "секретное изобретение" не раскрыто в ГК РФ и в других законодательных актах.

Поскольку правовая охрана и использование секретного изобретения должны осуществляться с соблюдением законодательства о государственной тайне, секретное изобретение является сложным объектом правового регулирования, включающим в себя, помимо легального определения изобретения как технического решения в любой области, относящегося к продукту или способу (см. комментарий к ст. 1350 ГК РФ), второй его объект - сведения, составляющие государственную тайну.

Следует особо отметить, что взаимодействие патентного законодательства и законодательства о государственной тайне предполагает концептуальные противоречия.

Выдача патента на секретное техническое решение противоречит самой идее сохранения в секретности сведений, составляющих государственную тайну, которые содержатся в этом техническом решении, в то время как длительное сохранение секретности противоречит экономическим интересам патентообладателя, который не может рассчитывать на ту норму прибыли, которую он бы извлек из открытого использования своего технического решения.

4. В пункте 1 комментируемой статьи предусмотрено, что подача заявки на выдачу патента на секретное изобретение, рассмотрение такой заявки и обращение с ней осуществляются с соблюдением законодательства о государственной тайне.

Законодательство о государственной тайне основано на Законах РФ: от 5 марта 1992 г. N 2446-1 "О безопасности" (Ведомости РФ. 1992. N 15. Ст. 769) и от 21 июля 1993 г. N 5485-1 "О государственной тайне" (СЗ РФ. 1997. N 41. Ст. 4673), а также положениях других нормативных правовых актов, регулирующих отношения, связанные с защитой государственной тайны.

Согласно ст. 2 Закона РФ "О безопасности" граждане, общественные и иные организации и объединения являются субъектами безопасности, обладают правами и обязанностями по участию в обеспечении безопасности.

Закон о государственной тайне регулирует отношения, возникающие в связи с отнесением сведений к государственной тайне, их засекречиванием или рассекречиванием и защитой в интересах обеспечения безопасности Российской Федерации.

В соответствии со ст. 5 Закона о государственной тайне перечень сведений, составляющих государственную тайну, структурирован по четырем областям:

1) сведения в военной области; 2) сведения в области экономики, науки и техники, включая сведения о достижениях науки и техники, о научно-исследовательских, об опытно-конструкторских, о проектных работах и технологиях, имеющих важное оборонное или экономическое значение, влияющее на безопасность государства; 3) сведения в области внешней политики и экономики; 4) сведения в области разведывательной, контрразведывательной и оперативно-розыскной деятельности.

Указанный перечень сведений, составляющих государственную тайну, детализирован в Перечне сведений, отнесенных к государственной тайне, утвержденном Указом Президента РФ от 30 ноября 1995 г. N 1203 (СЗ РФ. 1995. N 49. Ст. 4775), в котором предусмотрены также наименования государственных органов, наделенных полномочиями по распоряжению этими сведениями.

Согласно ст. 2 Закона о государственной тайне носителями сведений, составляющих государственную тайну, считаются материальные объекты, в которых такие сведения находят свое отображение в виде символов, образов, сигналов, технических решений и процессов.

Вполне очевидно, что к носителям сведений, составляющих государственную тайну, относятся заявки на выдачу патента на секретное изобретение.

Отнесение сведений к государственной тайне и их засекречивание, т.е. введение ограничений на их распространение и на доступ к их носителям, возлагается на органы государственной власти, предприятия, учреждения и организации, которыми эти сведения получены (разработаны), и осуществляются ими в соответствии с перечнями сведений, надлежащих засекречиванию, действующими в данных органах, предприятиях, учреждениях и организациях.

При засекречивании сведений, составляющих государственную тайну, на их носители, в том числе документы заявок на секретные изобретения, наносятся реквизиты, включающие данные о степени секретности, об органе государственной власти, предприятии, учреждении или организации, осуществивших засекречивание носителя, о регистрационном номере, о дате или условии рассекречивания сведений либо о событии, после наступления которого сведения будут рассекречены.

Кроме того, для целей рассмотрения заявок на секретные изобретения должны привлекаться только должностные лица или граждане, имеющие соответствующий допуск к государственной тайне.

5. В пункте 2 комментируемой статьи установлено два уровня секретности в отношении заявок на секретные изобретения (назовем их условно - повышенного уровня секретности и обычного уровня секретности). В зависимости от этой классификации заявки на секретные изобретения рассматриваются различными органами.

Так, заявки на секретные изобретения, для которых установлена степень секретности "особой важности" или "совершенно секретно", а также на секретные изобретения, которые относятся к средствам вооружения и военной техники и к методам и средствам в области разведывательной, контрразведывательной и оперативно-розыскной деятельности и для которых установлена степень секретности "секретно" (заявки повышенного уровня секретности), подаются в зависимости от их тематической принадлежности в уполномоченные Правительством РФ федеральные органы исполнительной власти (уполномоченные органы).

Заявки на иные секретные изобретения (заявки обычного уровня секретности) подаются в федеральный орган исполнительной власти по интеллектуальной собственности.

Несколько иная классификация сведений, составляющих государственную тайну, предусмотрена Законом о государственной тайне. Так, согласно ст. 8 указанного Закона устанавливаются три степени секретности сведений, составляющих государственную тайну, и соответствующие этим степеням грифы секретности для носителей указанных сведений: "особой важности", "совершенно секретно" и "секретно". При этом степень секретности должна соответствовать степени тяжести ущерба, который может быть нанесен безопасности Российской Федерации вследствие распространения сведений, составляющих государственную тайну.

В Правилах отнесения сведений, составляющих государственную тайну, к различным степеням секретности, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 4 сентября 1995 г. N 870 (СЗ РФ. 1995. N 37. Ст. 3619), определен порядок классификации указанных сведений по степени секретности в зависимости от степени тяжести ущерба, который может быть нанесен государственной безопасности.

Так, к сведениям особой важности следует относить сведения в области военной, внешнеполитической, экономической, научно-технической, разведывательной, контрразведывательной и оперативно-розыскной деятельности, распространение которых может нанести ущерб интересам Российской Федерации в одной или нескольких перечисленных областях.

К совершенно секретным сведениям следует относить сведения в перечисленных областях, распространение которых может нанести ущерб интересам министерства (ведомства) или отрасли экономики Российской Федерации.

К секретным сведениям следует относить все иные сведения из числа сведений, составляющих государственную тайну. Ущербом государственной безопасности в этом случае считается ущерб, нанесенный интересам предприятия, учреждения или организации в перечисленных областях.

Следовательно теоретически в федеральной орган исполнительной власти по интеллектуальной собственности могут подаваться заявки на секретные изобретения, содержащие сведения, составляющие государственную тайну, в области экономики, науки и техники, а также в области внешней политики, распространение которых может нанести ущерб интересам предприятия, учреждения или организации в одной или нескольких из перечисленных областей.

Что касается уполномоченных органов, куда должны подаваться заявки повышенного уровня секретности (для которых установлена степень секретности "особой важности" или "совершенно секретно", либо "секретно" - в отношении секретных изобретений, которые относятся к средствам вооружения и военной техники, к методам и средствам разведывательной и оперативно-розыскной деятельности), то их перечень установлен Постановлением Правительства РФ от 2 октября 2004 г. N 514 (СЗ РФ. 2004. N 41. Ст. 4046).

Такими уполномоченными органами являются следующие федеральные органы исполнительной власти: Министерство обороны РФ; Министерство внутренних дел РФ; Министерство здравоохранения и социального развития РФ; Федеральная служба безопасности РФ; Федеральное агентство по атомной энергии; Федеральное агентство по промышленности.

6. В абзаце первом п. 3 комментируемой статьи предусмотрена ситуация, когда по поступившей в федеральный орган исполнительной власти по интеллектуальной собственности заявке на изобретение не установлена степень секретности.

Если при рассмотрении такой заявки будет установлено, что содержащиеся в ней сведения составляют государственную тайну, то такая заявка засекречивается в порядке, установленном законодательством о государственной тайне, и считается заявкой на секретное изобретение.

Порядок отнесения сведений к государственной тайне установлен в ст. 9 Закона о государственной тайне, а порядок засекречивания полученных или разработанных сведений и их носителей - в ст. 11 указанного Закона.

Поскольку федеральный орган исполнительной власти по интеллектуальной собственности правомочен рассматривать только "заявки на иные секретные изобретения" (т.е. заявки, содержащие сведения, составляющие государственную тайну, в области экономики, науки и техники, а также в области внешней политики), то поступившие в указанный федеральный орган заявки повышенного уровня секретности должны признаваться секретными заявками, поступившими не по назначению, и передаваться в компетентные уполномоченные органы с использованием специальных средств связи и с одновременным уведомлением об этом заявителей.

Порядок рассмотрения федеральным органом исполнительной власти по интеллектуальной собственности заявок на секретные изобретения предусмотрен в Правилах проведения проверки наличия в заявках на выдачу патента на изобретение или полезную модель, созданные в Российской Федерации, сведений, составляющих государственную тайну, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 24 декабря 2007 г. N 928 (СЗ РФ. 2007. 353. Ст. 6624).

Содержание указанных Правил детально освещено в п. 5 комментария к ст. 1395 ГК РФ ("Патентование изобретений или полезных моделей в иностранных государствах и международных организациях").

7. В абзаце втором п. 3 комментируемой статьи закреплена норма, согласно которой засекречивание заявки, поданной иностранным гражданином или иностранным юридическим лицом, не допускается. Следовательно, заявки на секретные изобретения, поступившие в федеральный орган исполнительной власти по интеллектуальной собственности от указанных заявителей, возвращаются им без рассмотрения.

Указанную норму необходимо рассматривать во взаимосвязи с нормой, предусмотренной абзацем четвертым ст. 10 Закона о государственной тайне, согласно которой не может быть ограничено право собственности на информацию иностранных организаций и иностранных граждан, если эта информация получена (разработана) ими без нарушения законодательства Российской Федерации.

Вместе с тем необходимо отметить, что в комментируемой норме не предусмотрена судьба заявок на секретные изобретения, поступивших в указанный федеральный орган от лиц с двойным гражданством или лиц без гражданства либо с участием созаявителей из России. Следует полагать, что в таких случаях заявки на секретные изобретения также подлежат засекречиванию.

8. В пункте 4 комментируемой статьи устанавливается, что процедура получения патента по заявке на секретное изобретение осуществляется по общим правилам, предусмотренным ст. 1384, 1386 - 1389 ГК РФ (см. комментарии к указанным статьям), в которых речь идет о проведении формальной экспертизы заявки, экспертизы заявки по существу, о порядке принятия решений о выдаче патента или об отказе в его выдаче, о праве заявителя знакомиться с патентными материалами, о восстановлении пропущенных сроков, связанных с проведением экспертизы заявки на изобретение. При этом указывается, что публикация сведений о такой заявке в этом случае не производится. В принципе такое напоминание излишне, поскольку в перечне статей, которые должны применяться при рассмотрении заявки на секретное изобретение, отсутствует ст. 1385 ГК РФ, в которой предусмотрена публикация сведений о заявке на изобретение.

Следует также подчеркнуть, что перечисленные статьи, на которые сделана ссылка в комментируемом пункте, должны применяться при рассмотрении заявки на секретное изобретение соответственно в уполномоченных органах и в федеральном органе исполнительной власти по интеллектуальной собственности.

9. В соответствии с п. 5 комментируемой статьи уровень техники, который используется при установлении новизны изобретения, дополнен в отношении секретного изобретения, в сравнении с п. 2 ст. 1350 ГК РФ (см. комментарий к указанной статье), сведениями о секретных изобретениях, запатентованных в России и на которые выданы авторские свидетельства СССР, если для этих изобретений установлена степень секретности не выше, чем степень секретности изобретения, новизна которого устанавливается. Указанная норма, как и норма, закрепленная в п. 2 ст. 1350 ГК РФ, направлена на устранение кумуляции (совмещения) правовой охраны, т.е. выдачи двух охранных документов на один и тот же объект.

При этом следует иметь в виду то обстоятельство, что степени секретности изобретения, установленные в законодательстве Российской Федерации, и степени секретности изобретения, установленные в нормативных правовых актах СССР, полностью не совпадают. Так, в разделе V Положения об открытиях, изобретениях и рационализаторских предложениях, утвержденного Постановлением Совета Министров от 21 августа 1973 г. N 584 (СП СССР. 1973. N 19. Ст. 109; 1976. N 14. Ст. 70; 1979. N 4. Ст. 17), говорится относительно изобретений только о секретных изобретениях и совершенно секретных изобретениях.

10. В пункте 6 комментируемой статьи сформулирована императивная норма, согласно которой возражения против решения, принятого по заявке на секретное изобретение уполномоченным органом, рассматривается в установленном им порядке. При этом решение, принятое по такому возражению, может быть оспорено в суде.

Таким образом, комментируемые нормы исключают открытый административный порядок обжалования (например, в палату по патентным спорам) решений уполномоченных органов по возражениям против предыдущих решений этих уполномоченных органов, принятых по заявкам на секретное изобретение.

Поскольку федеральный орган исполнительной власти по интеллектуальной собственности не является уполномоченным по смыслу п. 2 комментируемой статьи и исходя из принципа сохранения режима секретности в отношении заявок на секретное изобретение, следует полагать, что возражения против решений указанного федерального органа по заявкам на секретное изобретение не могут быть поданы ни в палату по патентным спорам, ни в любой другой административный орган (например, федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий нормативно-правовое регулирование в сфере интеллектуальной собственности).

Вполне очевидно, что законодатель не предусмотрел административный порядок обжалования решений по заявкам на секретное изобретение федерального органа исполнительной власти по интеллектуальной собственности. Такие решения могут быть оспорены только в суде.

11. В пункте 7 комментируемой статьи установлено правило, не допускающее преобразование заявки на секретное изобретение в заявку на полезную модель (см. комментарий к ст. 1379 ГК РФ). Правило вполне логичное, поскольку ГК РФ не предоставляет правовую охрану секретным полезным моделям.

 

Статья 1402. Государственная регистрация секретного изобретения и выдача патента на него. Распространение сведений о секретном изобретении

 

Комментарий к статье 1402

 

1. В пункте 1 комментируемой статьи указаны компетентные органы, которые осуществляют государственную регистрацию секретных изобретений в Государственном реестре изобретений РФ и выдачу патентов на секретные изобретения: федеральный орган исполнительной власти по интеллектуальной собственности; уполномоченный орган, если решение о выдаче патента на секретное изобретение принято этим органом.

В России в 2003 г. воспринята, с определенными модификациями, децентрализованная система выдачи патентов на секретные изобретения, которая действовала ранее в СССР.

Вопреки децентрализованной системе выдачи патентов на секретные изобретения их государственная регистрация осуществляется в централизованном порядке - в едином Государственном реестре изобретений РФ, что, в принципе, не соответствует целям сохранения в тайне секретных изобретений, объективно увеличивает вероятность утечки секретных сведений, касающихся новейших военно-технических и иных разработок.

Следует особо отметить, что в большинстве государств, где выдаются секретные патенты или предусмотрены иные формы засекречивания, секретные изобретения регистрируются в специальных (особых) реестрах или вовсе не заносятся в реестры.

2. В предложении втором абзаца первого п. 1 комментируемой статьи предусмотрено, что уполномоченный орган, зарегистрировавший секретное изобретение и выдавший патент на секретное изобретение, уведомляет об этом федеральный орган исполнительной власти по интеллектуальной собственности.

Из редакции комментируемой нормы со всей очевидностью следует, что до уведомления указанного государственного федерального органа уполномоченный орган производит собственную регистрацию секретного изобретения, на которое он выдает патент.

В соответствии с проектом Регламента по ведению реестров и публикации сведений при государственной регистрации секретного изобретения федеральный орган исполнительной власти по интеллектуальной собственности (или, если решение о выдаче патента на секретное изобретение принято уполномоченным органом, - этот орган) вносит в Государственный реестр изобретений:

- регистрационный номер секретного изобретения (номер патента);

- наименование федерального органа исполнительной власти, принявшего решение о выдаче патента на секретное изобретение;

- регистрационный номер заявки на выдачу патента;

- дату подачи заявки на выдачу патента;

- дату приоритета изобретения;

- условное название секретного изобретения;

- сведения о патентообладателе: фамилия, имя, отчество (полностью), наименование юридического лица, его (их) место жительства, место нахождения. Если патент выдан на имя Российской Федерации или субъекта РФ, дополнительно указывается наименование государственного заказчика, выступающего от имени Российской Федерации, субъекта РФ;

- сведения об авторе (авторах) изобретения: фамилия, имя, отчество (полностью), его (их) место жительства;

- адрес для переписки с патентообладателем или его представителем;

- дополнительные сведения (в частности, сведения о наличии заявления об отчуждении патента, сведения о наличии представителя патентообладателя, сведения о государственном заказчике, если изобретение создано при выполнении работ по государственному контракту);

- дата регистрации секретного изобретения (дата выдачи патента).

Как правило, в тех государствах, где допускается регистрация сведений о секретных патентах в обычных реестрах, такая регистрация осуществляется в отдельных рубриках реестра, за исключением сведений о названии секретного изобретения и имени (наименования) патентообладателя.

3. В абзаце втором п. 1 комментируемой статьи предусмотрено, что уполномоченный орган, осуществивший регистрацию секретного изобретения и выдавший на него патент, вносит изменения, связанные с исправлением очевидных и технических ошибок, в патент на секретное изобретение и (или) Государственный реестр изобретений РФ. Понятия "очевидные ошибки" и "технические ошибки" раскрыты в комментарии к п. 4 ст. 1393 ГК РФ.

4. В предложении первом п. 2 комментируемой статьи сформулировано правило, согласно которому сведения о заявках и патентах на секретные изобретения, а также об относящихся к секретным изобретениям изменениях в Государственном реестре изобретений РФ не публикуются.

Указанное правило следует толковать таким образом, что запрещается публикация не только сведений о носителях, т.е. о заявках и патентах на секретные изобретения, но и самих сведений о секретных изобретениях, которые могут содержаться, например, в описании секретного изобретения, которое, как известно, не входит в состав публикуемых сведений о заявке на изобретение.

5. В предложении втором п. 2 комментируемой статьи установлено, что передача сведений о патентах на секретные изобретения осуществляется в соответствии с законодательством о государственной тайне.

В Законе о государственной тайне этому вопросу посвящен раздел V ("Распоряжения сведениями, составляющими государственную тайну").

Распоряжение сведениями, составляющими государственную тайну, осуществляется следующими способами: взаимная передача сведений в связи с выполнением совместных и других работ; передача сведений другим государствам.

Взаимная передача сведений, составляющих государственную тайну, осуществляется органами государственной власти, предприятиями, учреждениями и организациями, не состоящими в отношениях подчиненности и не выполняющими совместных работ, с санкции органа государственной власти, в распоряжении которого находятся эти сведения.

Передача сведений, составляющих государственную тайну, предприятиями, учреждениями, организациями или гражданами в связи с выполнением совместных и других работ осуществляется заказчиком этих работ с разрешения органа государственной власти, в распоряжении которого находятся соответствующие сведения, и только в объеме, необходимом для выполнения этих работ.

Передача сведений, составляющих государственную тайну, другим государствам осуществляется по соответствующему решению Правительства РФ при наличии экспертного заключения межведомственной комиссии по защите государственной тайны о возможности передачи этих сведений. При этом обязательства принимающей стороны по защите передаваемых ей сведений предусматриваются заключаемым с ней договором (соглашением).

Правительством РФ утверждено (Постановлением от 2 августа 1997 г. N 973) Положение о подготовке к передаче сведений, составляющих государственную тайну, другим государствам (СЗ РФ. 1997. N 32. Ст. 3786), согласно которому под передачей сведений понимается доведение до иностранного государства (уполномоченного государством представителя) каким-либо способом (передача, пересылка, ознакомление, осуществление доступа) указанных сведений.

 

Статья 1403. Изменение степени секретности и рассекречивание изобретений

 

Комментарий к статье 1403

 

1. Комментируемая статья посвящена вопросам изменения степени секретности изобретения и их рассекречивания.

В пункте 1 данной статьи указано законодательство, положения которого применимы при изменении степени секретности и рассекречивании изобретений, а также при изменении и снятии грифов секретности с документов заявки и с патента на секретное изобретение: законодательство о государственной тайне.

Степень секретности сведений, составляющих государственную тайну (в том числе степень секретности секретного изобретения), должна соответствовать степени тяжести ущерба, который может быть нанесен безопасности России вследствие распространения указанных сведений.

Установлено три степени секретности указанных сведений и соответствующие этим степеням грифы секретности для их носителей: "особой важности", "совершенно секретно" и "секретно".

Рассекречивание сведений и их носителей заключается в снятии ранее введенных в предусмотренном Законом о государственной тайне порядке ограничений на распространение сведений, составляющих государственную тайну, и на доступ к их носителям.

В статьях 13 и 14 Закона о государственной тайне предусмотрены, соответственно, порядок рассекречивания сведений, составляющих государственную тайну, и порядок рассекречивания носителей сведений, составляющих государственную тайну.

Исчерпывающий перечень оснований для рассекречивания сведений, составляющих государственную тайну, следующий:

- взятие на себя Российской Федерацией международных обязательств по открытому обмену сведениями, составляющими в России государственную тайну;

- изменение объективных обстоятельств, вследствие которого дальнейшая защита сведений, составляющих государственную тайну, является нецелесообразной.

Следовательно, сведения о выдаче патента на секретное изобретение, включающие, в частности, название и формулу изобретения, могут быть рассекречены по указанным выше обстоятельствам.

Органы государственной власти, руководители которых наделены полномочиями по отнесению сведений к государственной тайне, обязаны периодически, но не реже чем через пять лет, пересматривать содержание действующих в органах государственной власти, на предприятиях, в учреждениях и организациях перечней сведений, подлежащих засекречиванию, в части обоснованности засекречивания сведений и их соответствия установленной ранее степени секретности.

Перечень должностных лиц органов государственной власти, наделяемых полномочиями по отнесению сведений к государственной тайне, утвержденный распоряжением Президента РФ от 16 апреля 2005 г. N 151-рп (СЗ РФ. 2005. N 17. Ст. 1547), включает 27 позиций.

Срок засекречивания сведений, составляющих государственную тайну, не должен превышать 30 лет, однако в исключительных случаях этот срок может быть продлен по заключению межведомственной комиссии по защите государственной тайны.

Носители сведений, составляющих государственную тайну, рассекречиваются не позднее сроков, установленных при их засекречивании. Однако в исключительных случаях право продления первоначально установленных сроков засекречивания носителей указанных сведений предоставляется руководителям государственных органов, наделенных полномочиями по отнесению соответствующих сведений к государственной тайне.

В Законе о государственной тайне не установлен максимальный срок засекречивания носителей, как это сделано, например, в отношении срока засекречивания сведений, составляющих государственную тайну, который не должен превышать 30 лет.

Граждане, предприятия, учреждения, организации и органы государственной власти Российской Федерации вправе обратиться в органы государственной власти, на предприятия, в учреждения, организации с запросом о рассекречивании сведений, отнесенных к государственной тайне. Вполне очевидно, что указанное положение распространяется также и на обладателей патентов на секретные изобретения.

Закон о государственной тайне не содержит каких-либо положений относительно порядка изменения степени секретности сведений, составляющих государственную тайну, и порядка изменения грифов секретности носителей этих сведений.

2. Рассекречивание изобретений возможно как в процессе рассмотрения заявки на выдачу патента на секретное изобретение, так и после выдачи патента на секретное изобретение.

В первом случае рассекречивание изобретения означает снятие ограничений на распространение сведений о секретном изобретении путем публикации сведений о заявке, а также снятие ограничений на доступ к документам заявки после ее публикации путем аннулирования грифа секретности, проставленного ранее на ее документах. Снятие грифа секретности с носителей секретного изобретения открывает возможность применения п. 2 ст. 1385 ГК РФ, согласно которому любое лицо после публикации сведений о заявке вправе ознакомиться с документами заявки.

Во втором случае рассекречивание изобретения означает снятие ограничений на распространение сведений о секретном изобретении путем публикации сведений о патенте, включающей, в частности, название и формулу изобретения, а также снятие ограничений на доступ к документам заявки, по которым выдан патент, путем аннулирования грифа секретности, поставленного ранее на документах заявки и на патентной грамоте. Снятие грифа секретности с носителей секретного изобретения открывает возможность применения п. 2 ст. 1394 ГК РФ, согласно которому любое лицо вправе ознакомиться с документами заявки и отчетом об информационном поиске.

В связи с возможностью рассекречивания патента на секретное изобретение могут возникнуть ситуации, которые не урегулированы законодателем.

Так, например, не указан остающийся срок действия рассекреченного патента. Будет ли этот срок равняться сроку действия обычного патента - 20 лет с даты подачи заявки - или срок действия патента на рассекреченное изобретение продлевается на период времени, равный сроку, прошедшему от даты выдачи патента на секретное изобретение до даты рассекречивания изобретения? Ведь общий срок засекречивания сведений, составляющих государственную тайну, достигающий 30 лет, который к тому же может быть продлен при определенных обстоятельствах, является аргументом в пользу последнего варианта решения этого вопроса.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-06-25; Просмотров: 626; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.059 сек.