Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Психологические аспекты установления контакта в публичном выступлении




Ораторская речь характеризуется наличием убеждающего воздействия на аудиторию. Для того, чтобы публичное выступление было успешным необходимо установление контакта со слушателями. Психологический контакт в публичном выступлении предполагает наличие доверия аудитории, а также проявление интереса к оратору и теме выступления. Как установить психологический контакт? В процессе установления контакта необходимо выделить некоторые психологические аспекты. При подготовке к публичному выступлению необходимо ответить на вопрос «Кто мои слушатели?». То есть, обязательно нужно принять во внимание следующие характеристики аудитории: возраст; уровень образования; профессия; цель прихода людей на выступление; уровень заинтересованности в теме; уровень осведомленности в данном вопросе. Установление контакта является важной задачей первого этапа публичного выступления – начало речи, вступление. Именно на этом этапе оратору необходимо привлечь внимание аудитории, сформировать собственный положительный образ, заинтересовать аудиторию.

Психологи выделяют в процессе установления психологического контакта три стадии: 1) формирование первого впечатления, 2) стадия взаимной заинтересованности, 3) сотрудничество участников диалога.

Этап формирования первого впечатления характеризуется созданием позитивного образа оратора на основе вербальных (речевых) и невербальных (неречевых) средств общения. Для этого необходимо учесть некоторые психологические эффекты. Прежде всего, это эффект визуального имиджа. Как правило, вначале человека воспринимают по его внешнему облику, и это первоначальное впечатление накладывает отпечаток на дальнейшие взаимодействие и общение. Поэтому оратор должен взять на вооружение эстетику одежды, поставленную мимику, обостренное чувство такта, чтобы излучать обаяние, расположить к себе собеседника элегантными манерами. Образ оратора должен соответствовать условиям публичного выступления. Данный эффект относится к невербальным аспектам установления контакта.

Следует также учесть, эффект первых фраз. Онзакрепляет или корректирует первоначальное впечатление у людей. В первых фразах должна быть сосредоточена информация, с элементами оригинальности, привлекающая к себе внимание. Стадия взаимной заинтересованности так же является важным моментом установления контакта с аудиторией. Данная стадия характеризуется проявлением интереса слушателей к выступлению, наличием обратной связи, концентрацией внимания. Очень часто, после первого произнесенного предложения, если оно неудачное, то привлечь внимание слушателей становиться очень трудно. Как же завоевать и удержать внимание аудитории? Это непростая задача. Прежде всего, надо помнить о видах внимания аудитории.

В том случае, когда внимание возникает независимо от воли, сознания, говорят о непроизвольном внимании. Оно возникает когда: 1) человек сталкивается с чем-то необычным, неожиданным интересным для него; 2) в поле зрения или слуха человека попадает то, что его волнует, заботит, соответствует практическим интересам и потребностям; 3) действует сильный, меняющий свою интенсивность или контрастный раздражитель. Непроизвольное внимание не утомляет т.к. оно возникает само и не требует волевых затрат. Однако оно неустойчиво. Произвольное внимание – это сосредоточение, на каком – либо предмете или процессе сознательно, благодаря усилию воли. Если внимание возникло как сознательное, волевое, но затем поддерживается без всяких усилий со стороны слушателей, т.к. они захвачены выступлением, это проявление послепроизвольного внимания. Оно не утомляет и может длиться весьма долго. Как бы интересна не была тема, внимание аудитории со временем притупляется. Его необходимо поддерживать при помощи следующих приемов.

- Образ оратора. Много пишут и говорят о «личности оратора», о том, что от него требуется, каким он должен быть (эрудиция, культура). Следует отметить, что речь идет именно о конструировании нужного оратору образа, об определенном впечатлении, которое оратор своей речью производит на слушателей, а не о конкретной личности.. Он может выступать в роли лидера, агитатора, в роли человека, советующегося с аудиторией, информирующего аудиторию и т.д.

- Обращение к слушателю.Контакт со слушателями устанавливается в откровенной и дружеской манере, однако, в зависимости от ситуации, с преобладанием доверительности или же соблюдением дистанции. Обращение должно учитывать состав слушателей: дорогие сослуживцы, друзья, коллеги. Если слушатели неизвестны, то почтительное обращение воспринимается как преувеличение. Например, обращение «уважаемые присутствующие» достаточно бесцветно и обезличено. Обращение может использоваться в любой части речи. Оно служит для поддержания контакта со слушателями.

- Вопросно-ответный прием. Данный прием характеризуется тем, что оратор в процессе выступления сам ставит вопросы, и сам на них отвечает, выдвигает возможные сомнения и возражения, выясняет их и приходит к определенным выводам.

-Содержательность. Важнейшее условие поддержания внимания к выступлению. Новая неизвестная информация или оригинальная интерпретация известных фактов, свежие идеи, анализ проблемы;

- Провокация. Вызывание несогласия аудитории по какому – либо вопросу, (следовательно, привлечение внимания), а затем вместе с ней приходят к конструктивным выводам.

-Юмор. Данный прием используется для снятия эмоциональной напряженности, благодаря которому создается естественная пауза для отдыха интеллекта.

Третий этап установления контакта – сотрудничество участников диалога. Данная стадия характеризуется общностью психического состояния оратора и аудитории. Она возникает на основе совместной мыслительной деятельности, сходных эмоциональных переживаний. Действенным средством контакта на этом этапе являются специальные слова и выражения, которые обеспечивают обратную связь. К ним можно отнести следующие:

- местоимения 1-го и 2-го лица (я, вы, мы, мы с вами);

- глаголы в 1-м и 2-м лице (попробуем понять, отметим, прошу вас, конкретизируем и др.);

- обращения (уважаемые коллеги, дорогие мои и т. д.);

- риторические вопросы (ведь вы хотите услышать мое мнение?)

Следует отметить, что на установление контакта с аудиторией влияют барьеры восприятия. К ним относят: барьер установки ( проявляется в том, что предвзятое отношение к выступающему мешает объективно воспринимать его слова ); барьер отрицательных эмоций ( может возникнутьв результате общения с аудиторией в неудачное время или выступлению предшествует напряженное эмоциональное состояние слушателей ); познавательный барьер (возникает при несоответствии уровня подачи материала уровню подготовленности слушателей).

Главным показателем психологического контакта является взаимопонимание между коммуникантами – положительная реакция на слова выступающего, внешнее выражение внимания у слушателей (их поза, сосредоточенный взгляд, возгласы одобрения, кивки головой, улыбки, смех, аплодисменты, «рабочая» тишина в зале и т. д.).

Таким образом, установление контакта является важным моментом в процессе публичного выступления, от которого во многом зависит успех оратора.

 

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-06-25; Просмотров: 2232; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.011 сек.