Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Основная часть




 

В главной части излагается основной материал. Здесь формируется основная мысль речи. Выступающий пользуется основными логическими формами изложения речи. К ним относят: анализ, синтез, сравнение, обобщение. Также в основной части для убеждения слушателей и доказательства своей мысли важно использовать аргументы – доводы в обоснование какого-либо положения, совокупность таких доводов называется аргументацией. Основной задачей главной части выступления является выдвижение основных положений (основной мысли) и их обоснование.

Основная мысль может быть дана в начале главной части, если речь рассчитана на нейтрального или незаинтересованного слушателя. Если же слушатель заинтересован, то основная мысль формулируется в конце речи. Такое расположение главной мысли в речи, объясняется психологическим законом памяти – «фактором края»: лучше запоминается та информация, которая находится в начале или в конце последовательности событий.

В процессе изложения учитываются законы логики. Логические законы действуют независимо от воли и желания людей. Они являются отражением действительности связей и отношений вещей. Поэтому они универсальны и необходимы. Универсальность их вытекает из самого существа мышления. Это следующие законы:

♦ закон тождества;

♦ закон противоречия;

♦ закон исключенного третьего;

♦ закон достаточного основания.

Закон тождества: высказанная мысль тождественна самой себе, если в моменты ее высказывания объем ее остается неизменным, т.е. сколько бы раз не повторялась мысль, она должна сохранять определенное содержание. В пределах одного рассужде­ния все понятия должны носить однозначный характер, исключающий дву­смысленность и неопределенность.

Закон тождества особенно следует учитывать в условиях спора, дискуссии, при использовании недостаточно четко определенных понятий. Декарт сказал: «Определяйте значение слов и выражений и вы избавите мир от половины заблуждений» Пример: Снимок Маши потряс редактора до глубины души.

Закон противоречия: два суждения, из которых в одном утверждается нечто, а в другом то же самое отрицается, не могут быть оба истинными. Этот закон ис­пользуется в доказательствах. Если в процессе доказательства установлено, что одно из противоположных суждений истинно, то, сле­довательно, другое суждение — ложно.

Этот закон был сформулирован Аристотелем, который считал закон противоречия основным принципом мышления. Аристотель определяет условия действия закона. Речь должна идти об одном и том же предмете и относиться к одному и тому же времени, и оцениваться с одних позиций. Существует 2 вида противоречий: 1. в природе и в обществе, 2. в рассуждениях. Второе недопустимо в деловом споре.

Закон исключенного третьего: из двух отрицающих друг друга суждений одно непременно истинно, а другое ложно. Этот закон так же сформулирован Аристотелем. Третьего быть не должно, и два утверждения должны противоречить друг-другу. Притча о Ходже Насреддине может проиллюстрировать это высказывание:

Двое спорящих пришли к Ходже Насреддину с просьбой рассудить их. Выслушав одного, он сказал: «Ты прав!» Выслушав другого, сказал: «И ты прав!» «Но ведь так не может быть!»- вскричал свидетель этого разговора. «Знаешь, и ты прав!»- благородно ответил Насреддин.

Закон достаточного основания: ( сформулирован выдающимся немецким мыслителем Лейбницем) - всякое положение считается достоверным, только если оно доказано (т.е. должны быть известны достаточные основания, в силу которых оно признается истинным).

Суть этого закона заключается в том, что всякая правильная мысль должна быть обоснована другими мыслями, аргументами, утверждениями, истинность которых проверена практикой. Не допускается голословности утверждений. Лейбниц выразил это так: «Все существующее имеет достаточное основание для своего существования». Можно сделать вывод, что обоснованность – важнейшее требование к любому публичному выступлению. Правильное рассуждение должно быть определенным, т.е. быть ясным и четким, последовательным и непротиворечивым, обоснованным и доказательным.

Продумывая структуру главной части речи, выступающий должен определить, каким методом он будет излагать материал, какие доводы возьмет для доказательства выдвинутого положения, какие ораторские приемы использует с целью привлечения и поддержания внимания аудитории.

К основным методам изложения материала относятся следующие:

- индуктивный метод -изложение материала от частного к общему. Выступающий начинает речь от частного случая, а затем подводит слушателей к обобщениям и выводам;

- дедуктивный метод – изложение материала от общего к частному. Оратор в начале речи выдвигает какие-то положения, а потом разъясняет их смысл на конкретных примерах, фактах.

- метод аналогии – сопоставление различных явлений, событий фактов. Обычно параллель проводится с тем, что хорошо известно слушателям. Это способствует лучшему пониманию излагаемого материала, помогает восприятию основных идей, усиливает эмоциональное воздействие на аудиторию;

- концентрический метод – расположение материала вокруг главной проблемы, поднимаемой оратором. Выступающий переходит от общего рассмотрения центрального вопроса к более конкретному и углубленному его анализу;

- ступенчатый метод – последовательное изложение одного вопроса за другим. Рассмотрев какую-либо проблему, оратор уже больше не возвращается к ней;

- исторический метод – изложение материала в хронологической последовательности, описание и анализ изменений, которые произошли в том или ином лице, предмете с течение времени.

Следует отметить, что использование различных методов изложения материала в одном и том же выступлении позволяет сделать структуру главной части речи более оригинальной и нестандартной.

Работая над основной частью речи оратору необходимо продумать систему логических и психологических доводов. Логические доводы обращены к разуму слушателей. Они основаны на законах логики, логических способах изложения речи, использования соответствующих методов изложения речи.

Психологические доводы обращены к чувствам аудитории. К ним можно отнести приемы привлечения внимания аудитории. К наиболее распространенным приемам, используемым в главной части речи, можно отнести вопросно-ответный прием, использование элементов юмора, пауза, ссылка на эмоции. Оживляют выступление примеры из художественной литературы, пословицы, поговорки, фразеологические выражения и т. д.

Публичное выступление имеет свои специфические особенности, которые необходимо учитывать, продумывая композицию основной части выступления. Это касается и подбора приемов поддержания внимания аудитории, и выбора методов преподнесения материала, использование логических и психологических доводов в процессе аргументации. Задача оратора при этом заключается в умении расположить все эти компоненты, чтобы своим выступлением оказать желаемое воздействие на аудиторию.

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-06-25; Просмотров: 475; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.009 сек.