Ритм универсальное природное свойство. Он присутствует во многих явлениях действительности (смена дня и ночи, цикличность времен года, рост растений и минералов и др.). В основе ощущения ритма лежит ожидание определенного события или образа на базе предшествующего представления. Ритм всегда подразумевает движение. При переводе взгляда с одного предмета на другой, которые расположены в ритмическом порядке, возникает иллюзия движения. Ритм можно условно разделить на: простой (метр), активный, дробный, порывистый, или плавный, спокойный, замедленный. В ритме могут быть перебои, ритмические акценты. Ритм (гр. rhythmos) чередование каких-либо элементов, происходящее с определенной последовательностью, частотой и т.д. во времени и пространстве. Ритм может быть задан линиями, пятнами света и тени, цветовыми пятнами, объектами. Представим, что одинаковая форма повторяется несколько раз к ряду через равные промежутки.
Перед нами простой ритмический ряд: повторяется одна и та же форма (дерево), повторяется равный интервал (а). Например, простые аллеи. Эта элементарная схема может получать многообразное усложнение как в изменении повторяющейся формы, так и в характеристике интервала. Например, посадка разносортового материала. Ритм качественно обогащается, если параллельно повторяется не один, а несколько одинаковых интервалов: (а, б, в). В этом случае обнаруживается один крупный период (с), который составляет основу повторности. Такие ритмы называют сложными.
Направление развития ритма может быть горизонтальное и вертикальное (например: посадка разновозрастного материала) Протяженность ритмического ряда зависит от художественно-композиционного замысла. Представление о наличии ритма возникает при использовании 5-8 элементов. При слишком длинном ритмическом ряде возникает усталость. Выход: прерывание ритма. Например: если аллея достаточно протяженная, то должны быть "окна", которые помогают направить взгляд на акцентные видовые точки. Кроме того, возможное однообразие и монотонность можно перебить введением "случайных" звеньев, нарушающих закономерность порядка. Этот прием часто используют в посадках вдоль автомагистралей. Ритм в ландшафтной архитектуре связан с факторами времени и пространства. В фасадной композиции главную роль играет пространство. Вся композиция единовременно охватывается взглядом как картина. Восприятие формы идет от целого к части. Напротив, в объемной и глубинно-пространственной композиции идет последовательная смена зрительных образов, а затем их обобщение. Восприятие идет от детали к целому. Зритель может проникать в такое пространство и таким образом оказывается как бы захваченным ритмом и вовлекается в движение ритма.
|