Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Международные нормативно-правовые акты в сфере обеспечения безопасности участников уголовного судопроизводства




Проблемам уголовного правосудия (обеспечению прав человека в сфере правосудия, организации деятельности органов уголовной юстиции) мировое сообщество уделяет особое внимание с начала 50-х годов XX в. Эта деятельность активизировалась в 1980-х годах и в настоящее время осуществляется Комиссией по предупреждению преступности и уголовному правосудию Экономического и Социального Совета ООН, Конгрессами ООН по предупреждению преступности и обращению с правонарушителями.

Российская Федерация ратифицировали многие нормативные акты международного характера, закрепляющие основные положения о безопасности субъектов уголовного процесса. Наиболее часто в них регламентируется обязанность принятия мер по обеспечению безопасности свидетелей или потерпевших (жертв преступлений).

Так, в ст. 13 Конвенции «Против пыток и других жестоких, бесчеловечных или унижающих достоинство видов обращения и наказания», принятой ООН в 1984 г., устанавливается обязанность принятия мер «для обеспечения защиты истца и свидетелей от любых форм плохого обращения или запугивания в связи с его жалобой или любыми свидетельскими показаниями…». Аналогичные положения содержатся в Уставе Международного военного трибунала в Гааге, принятом ООН 25 мая 1993 г.; в Уставе международного трибунала по Руанде, принятом 8 ноября 1994 г.

В ст. 6 Декларации основных принципов правосудия для жертв преступлений и злоупотреблений властью, принятой 29 ноября 1985 г., оговаривается обязанность государства обеспечить жертвам преступления благоприятные условия для их безопасности, а также защиты свидетелей при наличии угрозы или мести.

Одним из важных документов является принятая 29 ноября 1985 г. резолюцией 40/34 Генеральной ассамблеи ООН «Декларация основных принципов правосудия для жертв преступления и злоупотребления властью». Наряду с традиционными проблемами (возмещение причиненного преступлением ущерба и др.) причиной её принятия послужила обостряющаяся проблема безопасности потерпевших, свидетелей, иных лиц, содействующих правосудию, и их близких. В преамбуле резолюции о причинах, побудивших принять Декларацию, сказано, что «жертвам преступлений, а также зачастую их семьям, свидетелям и другим лицам, оказывающим им помощь, несправедливо наносится ущерб, телесные повреждения или ущерб их собственности и что, помимо этого, они могут подвергаться лишениям при оказании содействия судебному преследованию правонарушителей».

В подпункте «d» п. 6 указанной Декларации рекомендуется принять меры «для сведения к минимуму неудобств для жертв, охраны их личной жизни в тех случаях, когда это необходимо, и обеспечения их безопасности, а также безопасности их семей и свидетелей с их стороны и их защиты от запугивания и мести».

В принятых 12 декабря 1990 г. «Рекомендациях относительно Международного сотрудничества в области предупреждения преступности и уголовного правосудия в контексте развития» устанавливается государственная обязанность разработки общих принципов защиты свидетелей и потерпевших. В Рекомендациях группы старших экспертов также рассматриваются вопросы обеспечения безопасности не только потерпевших, свидетелей и других лиц (к которым, по нашему мнению, можно отнести и должностных лиц процесса), но и лиц, намеренных дать показания по уголовному делу. Предусматривается защита как самих субъектов процесса, так и их семей (ст. 13–15).

Защита судей и должностных лиц уголовного процесса регулируется в ст. 22 Конгресса ООН по предупреждению преступности и обращению с правонарушителями, принятой в Гаване 7 сентября 1990 г. Обеспокоенность международного сообщества защитой должностных лиц процесса вызвана усилением террористической деятельности как межнационального явления. В ст. 25, 26 подчеркивается необходимость обеспечения защиты свидетелей террористических актов, а также оказания помощи в реализации принятия программ и нормативных актов по защите лиц в уголовном процессе, содействия государств, где такие программы уже реализованы.

Резолюцией ГА ООН 46/152 от 18 декабря 1991 г. учреждена Программа ООН в области предупреждения преступности и уголовного правосудия, объединяющая деятельность Комиссии по предупреждению преступности и уголовному правосудию, Конгрессов ООН по предупреждению преступности и обращению с правонарушителями и других институтов ООН. В этой Программе подчеркнута необходимость «охраны прав жертв преступности».

В рамках проходивших под эгидой ООН Международного семинара по борьбе с организованной преступностью (Суздаль, октябрь 1991 г.) и Совещания Специальной группы экспертов по уменьшению риска насилия в системе уголовного правосудия (Чикаго, август 1993 г.) исследовалось значение и содержание такой меры безопасности, как изменение места жительства свидетелей. Подчеркнута необходимость превентивного и комплексного применения защитных мер.

Наиболее важным международным документом, детально регламентирующим безопасность лиц при рассмотрении уголовных дел, является Римский статут Международного уголовного суда, принятый в Риме 17 июля 1998 г. В этом документе содержатся важные положения о полномочиях прокурора по принятию необходимых мер или прошению о принятии необходимых мер для обеспечения конфиденциальности информации, защиты любого лица или сохранности доказательств (ст. 54). В функции и полномочия Палаты предварительного производства вменяется обеспечивать защиту и неприкосновенность частной жизни потерпевших и свидетелей, сохранность доказательств, защиту лиц, которые были арестованы или явились по приказу, и защиту информации, касающейся национальной безопасности (ст. 57); Судебная палата ответственна за то, чтобы разбирательство было справедливым и быстрым и проводилось при полном соблюдении прав обвиняемого и с должным учетом необходимости защиты потерпевших и свидетелей. Она должна обеспечить защиту обвиняемого, свидетелей и потерпевших, может определить, при наличии угрозы свидетелям или потерпевшим, рассмотрение судебного заседания при закрытых дверях (ст. 64).

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-06-25; Просмотров: 1277; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.007 сек.