Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Проблемы бюджетного дефицита и государственного долга




Теория и практика налогообложения.

Общее положение о финансах, финансовой системе и финансовой политике государства.

План

Политика государства.

Лекция 5. Финансовая система. Финансовая и фискальная

1. Общее положение о финансах, финансовой системе и финансовой политике государства

Финансы возникли впервые в XIII-XV веках в Италии, го­рода которой – Флоренция, Генуя, Венеция – явились крупными центрами торговли, денежных расчетов и банковского дела. В дальнейшем термин стал употребляться как понятие, связанное с системой денежных отношений, образованием денежных ресур­сов, мобилизуемых государством для выполнения своих функций.

Термин “финансы” происходит от латинского “finansia” -доход, платеж. Нынче он получил международное признание. В современных условиях понятием “ финансы ” определяют всю систему экономических отношений, которая связана с обра­зованием и распределением денежных ресурсов.

Условно в финансовой системе современного общества мож­но выделить: государственные финансы, финансы предприятий, фирм, корпораций и финансы населения, физических лиц.

Участников финансовых отношений, как мы видим, можно разделить на три группы:

1. Государственные, региональные, муниципальные органы, владеющие, распорежающие, распределяющие принадлежащие им денежные ресурсы, взимающие платежи и налоги, формирую­щие государственный и денежные бюджеты.

2. Предприятия, учреждения, организации всех отраслей и сфер экономики и предприниматели, получающие денежные сред­ства от потребителей их продукции или от государства и расхо­дующие их на потребление факторов производства, уплату на­логов и других платежей.

3. Население, семьи, получающие деньги от государства, пред­принимателей, от других людей в виде заработной платы, пенсий, стипендий, пособий, дарение, других доходов.

Государственные органы, ведающие финансами, их движе­нием, называют финансовыми органами. Это финансовые службы государства, финансовые учреждения, налоговая инспекция, го­сударственные банки.

Финансы как экономическая категория выполняют следую­щие функции:

1. Распределительная функция проявляется в том, что фи­нансы активно участвуют в распределении и перераспределении внутреннего валового продукта и национального продукта меж­ду участниками общественного производства, отраслями хозяй­ства, регионами, сферами материального производства и соци­ально-культурной сферой.

2. Контрольная функция проявляется в контроле со сторо­ны общества за производством, распределением и обращением экономического продукта. Это учет движения финансовых ресур­сов, эффективность их использования.

Финансовую систему следует рассматривать как совокуп­ность трех сфер: финансы предприятий, учреждений, организа­ций; страхование; финансы государства (госбюджет, внебюджет­ные фонды, государственный кредит).

Финансовую систему можно определить и как взаимосвязь других элементов:

· государственные финансы,

· финансы хозяйственных субъектов,

· финансы населения.

Процесс функционирования финансовой системы для выполнения определенных целей на уровне государства представляет собой финансовую политику. Финансовая политика – это совокупность государственных мероприятий, направленных на мобилизацию финансовых ресурсов, их распределение и использование для выполнения государством его функций.

Ее понимание отражает два аспекта. Во-первых, речь идет о регулировании экономики с помощью доходов и расходов. Такое направление использования финансовых средств называется фискальной политикой. Во-вторых, подразумевается регулирование бюджетных процессов (достижение бюджетного равновесия). Данный вид мер назы­вают бюджетной политикой ("бюджетированием"). Главной целью финансовой политики государства является создание финансовых условий для социально-экономического развития страны.

В разработке финансовой политики России участвуют все ветви государственной власти. В силу особенностей конституционного строя приоритет в ее разработке принадлежит Президенту РФ.

2. Теория и практика налогообложения

Налоги – важнейший источник средств государственного бюджета (90% всех поступлений). Под налогом понимается обязательный взнос в бюджет соответствующего уровня или во внебюджетный фонд, осуществляемый плательщиками в порядке и на условиях, определенных законодательными актами. Социально-экономическая сущность налогов проявляется через их функции. Выделяют три важнейшие функции:

1. Фискальная функция – обеспечение финансирования государственных расходов;

2. Регулирующая функция, предполагающая государственное регулирование экономики, перераспределение в этих целях финансовых потоков;

3. Социальная функция – поддержание социального равновесия путем изменения соотношения между доходами отдельных социальных групп с целью сглаживания неравенства между ними.

Все налоги содержат следующие элементы:

- объект налога – это имущество или доход, подлежащие обложению;

- субъект налога – это налогоплательщик, т.е. физическое или юридическое лицо;

- источник налога – то есть доход, из которого выплачивается налог;

- единица обложения – единица измерения объекта (денежная единица страны);

- ставка налога – величина налога с единицы объекта налога (в %);

- налоговая льгота – полное или частичное освобождение плательщика от налога (необлагаемый min);

- налоговый оклад – сумма налога, уплачиваемая субъектом с одного объекта. Определяется в соответствии с налоговой ставкой и предоставленными льготами.

Налоги бывают двух видов. Первый вид - налоги на доходы и имущество: подоходный налог и налог на прибыль корпораций (фирм); на социальное страхование и на фонд заработной платы и рабочую силу (так называемые социальные налоги, социальные взносы); поимущественные налоги, в том числе налоги на собственность, включая землю и другую недвижимость; налог на перевод прибыли и капиталов за рубеж и другие. Они взимаются с конкретного физического или юридического лица, их называют прямыми налогами.

Второй вид налогов - налоги на товары и услуги: налог с оборота - в большинстве развитых стран заменен налогом на добавленную стоимость; акцизы (налоги, прямо включаемые в цену товара или услуги); на наследство; на сделки с недвижимостью и ценными бумагами и другие. Это - косвенные налоги. Они частично или полностью переносятся на цену товара или услуги.

Также различают твердые, пропорциональные, прогрессивные и регрессивные налоговые ставки. Твердые ставки устанавливаются в абсолютной сумме на единицу обложения, независимо от размера дохода. Пропорциональные – действуют в одинаковом процентном отношении к объекту налога без учета дифференциации его величины. Прогрессивные ставки - предполагают возрастание величины ставки по мере роста дохода. Прогрессивные налоги – это те налоги, бремя которых сильнее давит на лиц с большими доходами. Регрессивные ставки – предполагают снижение величины ставки по мере роста дохода.

Налоговая система должна быть гибкой и легко адаптируемой к меняющимся общественно-политическим потребностям. Налоговая система должна обеспечивать перераспределение создаваемого ВВП и быть эффективным инструментов государственной экономической политики.

Сторонниками снижения налогов и стимулирования инвестирования являются представители школы предложения. Они считают, что нужно отказаться от системы прогрессивного налогообложения (именно получатели крупных доходов – лидеры в обновлении производства), снизить налоговые ставки на предпринимательство, на заработную плату и дивиденды. Стимулируется инвестиционный процесс, растет желание иметь дополнительную работу и дополнительный заработок.

В своих рассуждениях теоретики опираются на кривую Лаффера.

T

100%

 

50%

 

 

TR

Т - ставка

TR - налоговые поступления

Рис. 1

При сокращении ставок база налогообложения в конечном итоге увеличивается (больше продукции, больше налогов). Высокие налоги снижают базу налогообложения и доходы государственного бюджета.

Изъятие у налогоплательщика значительной суммы доходов (где-то порядка 40-50%) является пределом, за которым ликвидируются стимулы к предпринимательской инициативе, расширению производства, образуются целые группы налогоплательщиков, занятых поиском методов ухода от налогообложения и стремящихся концентрировать финансовые ресурсы в теневом секторе экономики. Однозначного ответа, какое значение эффективной ставки является критическим, не существует. Если исходить из известной концепции А.Лаффера, изъятие у производителей более 35-40% добавленной стоимости провоцирует невыгодность инвестиций в целях расширенного воспроизводства, что равносильно попаданию в порочный круг - так называемую «налоговую ловушку».

Обычно считается, что отношение налогоплательщиков к системе налогообложения страны характеризует величину сосредоточенных в этом секторе средств по отношению к ВВП. Для налогоплательщиков привлекательной является низкая налоговая нагрузка, где-то на уровне 15%. Однако государство при данном уровне нагрузки располагает минимальными возможностями управления развитием экономики. Поэтому высокоразвитые государства стремятся поднять уровень налоговых поступлений, одновременно увеличивая возврат в экономику, социально-культурную сферу части средств, поступивших в бюджет. Это определяет и рост уровня жизни населения.

В странах с большой налоговой нагрузкой обеспечиваются более высокие социальные стандарты. Примером является Швеция (налоговая нагрузка составляет 51% от ВВП), где действует тенденция снижения экономического расслоения общества. Эффективное государственное управление направлено на приоритетное развитие наукоемких технологий. Не случайно, стремление правительства России снизить налоговую нагрузку (налог на прибыль предприятия 24%) встретило негативную реакцию ряда экономистов, озабоченных скудостью средств, направляемых на развитие социально-культурной сферы. Они прямо предлагают перенести налоговую нагрузку, связанную с поддержанием образования, культуры, здравоохранения и научно-технического прогресса на инновационный сектор, заменить социальные налоги с физических лиц корпоративным социальным налогом. Пока корпоративный социальный налог в России платит ТЭК, что не совсем верно, во-первых, это не инновационный сектор, его только предстоит создать; во-вторых, предприятия ТЭКа должны платить природную ренту, присваемую узкой группой лиц и достигаемую по подсчетам академика Д.Львова 60 млрд. долл. ежегодно.

В России возникла еще одна проблема. Растет теневой сектор, уменьшается объем перечисления средств в федеральный бюджет рядом регионов. Так, по данным официальной статистики, в 2007-2008 гг.Татарстан, Челябинская область, всего 12 регионов перечисляли менее 20% от требуемых сумм. Еще одним недостатком сложившейся налоговой системы является неравномерность налоговой нагрузки по различным отраслям промышленности. К увеличению налоговой нагрузки ведут нерациональные расходы бюджетных средств, ставя в тяжелые условия налогоплательщиков. В результате большинство российских налогоплательщиков платят не сколько положено по закону в соответствии созданной налогооблагаемой базы, а исходя из представленных официально финансовых возможностей. Достижение теневого сектора от 40 до 50% лишний раз подтверждает недоверие налогоплательщиков к государству и его умению управлять экономикой.

3. Проблемы бюджетного дефицита и государственного долга.

Ведущим звеном финансовой системы является государственный бюджет. Государственный бюджет - это централизованный фонд денежных ресурсов, находящихся в распоряжении правительства и использую­щихся для содержания государственного аппарата, вооруженных сил и сил правопорядка, а также для осуществления социально-экономи­ческих функций.

Бюджет включает доходы и расходы государства. Доходы государственного бюджета формируются прежде всего за счет налогов, взимаемых как центральными, так и местными органами власти; за счет поступлении по социальному страхованию (эта статья до­ходов по природе близка к налогу и выплачивается физическими лицами, нанятыми на работу, в процентном отношении к валовому заработку и предприятиями с общего фонда заработной платы); за счет доходов госу­дарственных предприятий и других объектов государственной собствен­ности и т. д. Основным источником доходов государственного бюджета служат налоги

Расходы государст­венного бюджета показывают направления и цели государственных ас­сигнований. В современных условиях, в связи с проведением активной государственной политики, расходы государства приобрели огромные, бес­прецедентные масштабы во многих странах мира. Рост государственных расходов был предсказан немецким экономистом А. Вагнером, бывшим советником канцлера Германии Отто фон Бисмарка еще в XIX в. А. Вагнер предпринял одну из самых ранних попыток объяс­нить этот феномен. Он сформулировал закон возрастающей государст­венной активности, в соответствии с которым государственные расходы в странах, где развивается промышленность, должны расти быстрее, чем объемы национального дохода.

Наиболее общим объяснением этого закона является то, что государ­ственные услуги стали высококачественным благом, т. е. эластичность спроса на государственные расходы со стороны домашних хозяйств стала больше единицы. Иначе говоря, каждый процент увеличения в доходах домашних хозяйств ведет к большему, чем 1%, увеличению спроса до­машних хозяйств на государственные расходы G. Поэтому при увеличе­нии дохода на душу населения доля G в ВВП также имеет тенденцию к росту.

Для доказательства своего закона А. Вагнер приводил три основных до­вода. Во-первых, усложнение всей системы общественно-экономических отношений, что увеличивает число причин всевозможных трений в обще­стве. В этой связи государству для поддержания надежности и эффектив­ности экономики, а также сохранения правопорядка потребуется больше средств на содержание правоохранительных органов, полиции, предостав­ления всевозможных юридических услуг и т. д. Во-вторых, новые техноло­гии создают потребность в больших количествах капитала, необходимого для производства, который может быть обеспечен только акционерными компаниями либо государственными корпорациями. Последние, по мне­нию А. Вагнера, обладают рядом преимуществ по сравнению с акционер­ными компаниями в связи с тем, что роль государства возрастает в произ­водстве, где технические условия способствуют образованию монополий. В-третьих, А. Вагнер увидел растущую государственную активность в та­ких сферах, как здравоохранение и образование, где выгоды от предостав­ляемых услуг не поддаются экономической оценке.

Согласно прогнозам А. Вагнера, тенденция роста государственных рас­ходов, которую он наблюдал в прошлом веке, сохранится в промышленных странах до тех пор, пока их развитие будет идти по восходящей. Эти пред­сказания подвергались проверке неоднократно во многих странах, и они всегда оказывались верными. Именно поэтому экономисты называют закон возрастающей государственной активности законом Вагнера, который обычно проверяется расчетом доли государственных расходов в ВВП. Этот показатель возрастает с 1830-х гг., что дает основания ученым считать пророчества А. Вагнера в области экономики наиболее точными из числа когда-либо сделанных экономистами.

В случае превышения государственных расходов над доходами возникает дефицит государственного бюджета. При превышении доходов над рас­ходами государство имеет положительное сальдо бюджета.

Природа дефицита госбюджета может быть различной:

· Дефицит может быть связан с необходимостью осуществления крупных государственных вложений в развитие экономики. Дж. Кейнсом была обоснована возможность допущения опережающего роста государственных расходов над доходами на определенных этапах экономического развития;

· Дефицит может возникать в результате чрезвычайных обстоятельств (войн, стихийных бедствий и т.д.)

· Дефицит может отражать кризисные явления в экономике, ее несбалансированность, неэффективность финансово-кредитной системы, неспособность правительства держать под контролем финансовую ситуацию в стране.

В современных условиях от 10% до 30% государственных расходов не покрываются налогами и другими доходами и финансируются путем эмиссии ценных бумаг и выпуска государственных займов, которые влекут за собой рост государственного долга. Иногда как к средству уменьшения бюджетного дефицита прибегают к сокращению расходов на социальные нужды.

Государственные займы – не единственный путь покрытия дефицита государственного бюджета. У большинства развитых стран со времен перехода от золотого к бумажноденежному обращению накоплен значительный опыт покрытия бюджетного дефицита путем дополнительной эмиссии денег. Правительства особенно часто прибегают к этому средству в критических ситуациях – во время войны, длительного кризиса. Последствия такой эмиссии общеизвестны: развивается неконтролируемая инфляция, подрываются стимулы для долгосрочных инвестиций, обесцениваются сбережения населения, воспроизводится бюджетный дефицит. В целях сохранения хозяйственной и социальной стабильности правительства развитых стран всемерно избегают неоправданной эмиссии денег. Для этого в систему рыночной экономики встроен специальный блок-предохранитель: конституционно закрепленная в большинстве стран независимость национального эмиссионного банка от исполнительной и законодательной властей. Эмиссионный банк не обязан финансировать правительство, таким образом ставится заслон инфляционному взрыву, который мог бы произойти, если бы деньги печатались по желанию правительства.

Контрольные вопросы

1. Что представляют собой финансы?

2. Как можно дифференцировать участников финансовых отношений?

3. Как государство может использовать фискальную политику для увеличения занято­сти и стимулирования экономического роста?

4. Предположим, что правительство хочет сократить налоги, чтобы стимулировать экономику в период спада. Имеет ли значение то, какие налоги сократить: с населе­ния или корпораций?

5. Что отражает кривая Лаффера?

Тесты и задачи

1. Воздействие бюджетного излишка на равновесный уровень дохода оказы-­
вается таким же, как:

а) сокращение сбережений;

б) увеличение инвестиций;

в) увеличение потребления;

г) увеличение сбережений.

2. Дефицит государственного бюджета образуется в тех случаях, когда:

а) сумма активов государства превышает размеры его обязательств;

б) сумма расходов государства превышает сумму налоговых поступлений;

в) расходы государства уменьшаются;

г) сумма налоговых поступлений сокращается;

д) обязательства государства превышают его активы.

3. Экономика страны характеризуется следующими данными:
фактический уровень дохода Y = 4000 долл., предельная склонность к по-­
треблению МРС= 0,8, доход при полной занятости Y* = 4200 долл.

Рассчитайте, на какую величину правительство должно изменить на­логовые поступления, чтобы экономика достигла дохода при полной заня­тости.

Лекция 6. Инфляция и антиинфляционная политика.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-06-25; Просмотров: 1285; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.035 сек.