Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Методы оценки физического развития




Основные закомерности роста

1. Замедление скорости роста с возрастом. Наивысшие темпы роста относятся к периоду внутриутробного развития, на постнатальном периоде – к первым месяцам жизни, затем к первому году и т.д.

2. Неравномерность изменений скорости роста. Ускорение скорости роста у детей через 2-3 недели после рождения и препубертатное ускорение роста, также может наблюдаться ростовой скачок от 5 до 8 лет.

3. Краниокаудальный градиент роста. Чем данная часть тела дальше от черепа, тем быстрее она растет.

4. Чередование направлений роста. Сначала кость растет в длину, а затем в ширину.

5. Половая специфичность темпов роста. Тенденция к более быстрому росту скелкта у мальчиков, за исключением периода второго вытягивания, который у девочек наступает раньше.

6. Асимметрия роста связана с право- или леворукостью.

В основе роста лежат:

· клеточное размножение (гиперплазия);

· увеличение объема клеток за счет их цитоплазмы (гипертрофия).

Оценка физического развития ребенка осуществляется путем систематического определения массы тела, его длины, окружности головы, груди, соотношения этих показателей между собой и соответствия их возрастным нормам.

1. Измерение размеров и массы тела (антропометрия). Осмотр и описание телосложения (соматоскопия)

2. Динамометрия

3. Физическая работоспособность с помощью степ-теста или велоэргометра

4. Физиометрические показатели

О физическом развитии чаще всего судят по внешним морфологическим параметрам: длиной и массой тела, окружностью грудной клетки. Более детально - морфофункциональные параметры: длина туловища и конечностей, ширина плеч и таза, ЖЕЛ, максимальное потребление кислорода, показатели кистевой и становой силы и др.; к числу интегральных показателей ФР относят поверхность тела.

Для антропометрии необходимы 2 условия:

· использование стандартных измерительных приборов, в одно и то же время;

· использование стандартных точек измерения на теле.

Об индивидуальной оценке физического развития судят на основании различных индексов.

1. Эмпирические формулы, индексы (массо-ростовые индексы Кетле, Рорера, Эрисмана, индекс "стении" Вервека-Воронцова, стереоматический индекс, массо-объемный индекс П.Ф.Шапаренко).

Масса тела: Рост тела:

от 3 до 12 мес. = (возраст, мес. + 9): 2; от 2 до 12 лет =возраст, годы * 6 + 77

От 1 г. до 6 лет = возраст, годы * 2 + 8; Окружность головы (см):

от 6 до 12 лет = (возраст, годы * 7 - 5): 2 до 1 г. = (рост, см + 19): 2

2. Математические подходы моделирования ростовых и формообразовательных процессов (уравнение параболы, экспоненциальные уравнения)

3. Параметрические нормативные таблицы и шкалы, основанные на сигмальных отклонениях. В качестве показателя изменчивости признаков используется стандартное отклонение, позволяющий оценить достигнутый уровень ФР. Результаты антропометрии конкретного ребенка сравнивают со среднеарифметической здоровых детей ± сигмальное отклонение σ (применятся у здоровых детей и при патологии физического развития). Соматометрический профиль Мартина позволяет визуально оценить уровень ФР в зависимости от пропорциональности телосложения.

4. Непараметрический (центильный) метод (основа: для показателей массы и длины тела характерно логнормальное с наличием правой асимметрии распределение) используется при массовых обследованиях детей, позволяют оценить темп индивидуального развития и его гармоничность. Нормой принято считать показатели, располагающиеся от 25 до 75 центиля. Центильный метод представлен таблицей, где по горизонтали располагаются 6 цифр, означающих вероятность данного признака в детской популяции. Если данный признак встречается с частотой не более 3 % - 1 колонка;

2 колонка 3-10 центиль (встречается у 70%);

3 колонка 10-25 центиль (15%);

4 колонка 25-75 центиль (50%);

5 колонка 75-90 центиль (15%);

6 колонка 90-97 центиль (7%);

7 колонка выше 97 центиля (3%)

С помощью центильного метода можно оценить:

· гармоничность физического развития – разность между вертикальными колонками по основным показателям физического развития (окружность грудной клетки, окружность головы до 3 лет, масса тела, рост);

· соматотип – сумма коридоров (если менее 10 –микросоматотип, 11-15 – мезомоматотип, выше 16 – макросоматотип).

 

Акселерация – ускорение темпов физического развития. Причина неизвестна. Начало – 30-е года 20-го века.

2 вида акселерации:

· гармоничная (темп физического развития соответствует биологическогму и психологическому созреванию);

· дисгармоничная.

В настоящий момент характерна ретардация или децелерация физического развития.

Трофологический синдром – снижение темпов физического развития и полового созревания.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-06-25; Просмотров: 1066; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.007 сек.