Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Понятие, место и роль налогового права

Понятие налога и сбора в Российской Федерации

Понятие налоговых доходов бюджетов

Лекция № 9. НАЛОГОВЫЕ ДОХОДЫ БЮДЖЕТОВ

 

 

Под налоговыми доходами бюджетов понимаются в совокупности:

1) предусмотренные законодательством Российской Федерации о налогах и сборах федеральные, региональные и местные налоги и сборы;

2) пени и штрафы, взимаемые за нарушение налогового законодательства Российской Федерации.

Таким образом, налоговыми по своему характеру доходами бюджетов является финансовые средства, собираемые (перераспределяемые) в бюджеты и внебюджетные фонды различных уровней бюджетной системы Российской Федерации в процессе налогообложения. Общественные отношения, формирующиеся в процессе налогообложения, регулируются, как известно налоговым правом.

 

 

Понятия «налога» и «сбора» являются едва ли не центральными понятиями налогового права. Вплоть до середины ХУШ в. термины «налог» в России не применялся. Для обозначения фискальных платежей в законодательстве использовались термины «дань», а затем – «подать». Поэтому, например, налоговая политика страны в дореволюционных работах по финансовому праву именовалась «податной политикой». Впервые в отечественной литературе термин «налог» употребляется в работе «О крепостном состоянии крестьян в России» историка А.Я. Поленова (1738-1816) в 1765 г. В научном обороте и законодательстве термин «налог» утвердился лишь в XIX в.

В настоящее время под налогом понимается обязательный, индивидуально безвозмездный платеж, взимаемый с организаций и физических лиц в форме отчуждения принадлежащих им на праве собственности, хозяйственного ведения или оперативного управления денежных средств в целях финансового обеспечения деятельности государства и (или) муниципальных образований.

Налог считается установленным в том случае, если соблюдена необходимая правовая процедура его узаконения, а также определены налогоплательщики и обязательные элементы налогообложения, а именно:

- объект налогообложения;

- налоговая база;

- налоговый период;

- налоговая ставка;

- порядок исчисления налога;

- порядок и сроки уплаты налога.

В необходимых случаях при установлении налога в акте законодательства о налогах и сборах могут также предусматриваться налоговые льготы и основания для их использования налогоплательщиком.

В свою очередь, сбором является обязательный взнос, взимаемый с организаций и физических лиц, уплата которого является одним из условий совершения в отношении плательщиков сборов государственными органами, органами местного самоуправления, иными уполномоченными органами и должностными лицами юридически значимых действий, включая предоставление определенных прав или выдачу разрешений (лицензий).

Поэтому при установлении сборов законом должны быть определены их плательщики и элементы обложения применительно к конкретным сборам.

При этом следует отметить, что налоги как основной источник покрытия публичных затрат исторически объективно присущ государству как публичному образованию, требующему постоянного финансового обеспечения своего функционирования. Поэтому мы вправе вслед за английским исследователем А. Порки сказать, что «государство и налоги появились на свет почти одновременно, ибо государство есть дитя, словно родившиеся уже с ложкой в одной руке и мечом в другой».

По словам другого англичанина – экономиста С. Паркинсона «налогообложение старо, как мир, и его начальная форма возникла, когда какой-нибудь местный вождь перегораживал устье реки, место слияния двух рек или горный перевал и взимал плату за проход с купцов и путешественников». Воистину, как первый банкир, похоже, был лишь счастливым мошенником, так и первый правитель – удачливым грабителем...

Поэтому возникновение налогов обычно относят к периоду становления первых государственных образований: появляется товарное производство, на стадии так называемых «военных демократий» формируется государственный аппарат – высшие чиновники и поддерживающие их власть воины и суды. Государство и его институты необходимо было содержать, ибо, упрощенно говоря, если властелин не даст воинам денег – воины либо разграбят собственные земли, либо уйдут к другому властелину (в лучшем случае) или затем вернутся в свои земли с новым властелином и его воинами (в худшем для первого властелина случае).

В свою очередь, жители ставятся перед выбором – либо кормить только воинов и чиновников своего властелина, либо – завоевателей. Этим и было обусловлено возникновение и развитие налогообложения.

При этом, со временем по мере развития формы государства, изначально стихийный процесс налогообложения постепенно обрел надлежащую форму и процедуру. Как пишет А. Порки, «дальнейшее развитие налогообложения пошло по пути совершенствование удобства этой процедуры для обеих сторон».

Поэтому в известной степени налогообложение может быть охарактеризовано как исторически эволюционирующий процесс обмена между людьми и государством части приобретаемых (создаваемых) людьми материальных ценностей на все большую меру свободы этих людей. В этом видится место и роль налогов в историческом прогрессе свободы и права.

В свою очередь, налоговое право (или нормы налогового законодательства) представляет собой форму закрепления (фиксации) соответствующего историческому этапу развития конкретного государства и права характера взаимоотношений государства и его граждан по поводу налогообложения.

 

 

Следует отметить, что вопрос о месте и роли налогового права в системе российского права в настоящее время является дискуссионным. Так, высказываются мнения, что налоговое право представляет собой правовой институт, подотрасль, самостоятельную или формирующуюся отрасль российского права.

В научных трудах, издававшихся в советский период, а также в первой половине 90-х годов, не только налоговое право, но и весь блок норм, предназначенных для правового регулирования государственных доходов, именовался институтом финансового права. Кстати, в настоящее время Н.И. Химичева объясняет этот факт отсутствием в советский период развития науки финансового права «необходимой четкости в понятии правового института применительно, в частности, к финансовому праву».

В 1990-1995 гг. отдельные исследователи (например, В.В. Гуреев, Е.В. Покачалова) определяли налоговое право как «институт финансового права», «институт финансового права –... крупный раздел финансового права с перспективой дальнейшего развития».

Затем, в своей работе 1997 г. Н.И. Химичева отмечает, что «в результате бурного развития налогового права, оно стало характеризоваться по отношению к финансовому праву Российской Федерации как его подотрасль».

В настоящее время большинство исследователей сходится на том, что налоговое право в настоящее время следует рассматривать в качестве подотрасли финансового права. Вместе с тем следует особо отметить позицию по этому вопросу Г.В. Петровой, которая, в целом определяя налоговое право в качестве подотрасли финансового права, тем не менее, отмечает, что:

- во-первых, налоговое право «имеет свои специфические черты предмета и метода»;

- во-вторых, налоговое право, регулируя особый вид финансовых отношений, использует «как метод регулирования финансового права, так и свой собственный метод»;

- в-третьих, этот собственный метод налогового права носит комплексный характер.

При этом практически всеми исследователями отмечается, что налоговое право тесно связанно с нормами бюджетного права.

Естественно, точка зрения о том, что налоговое право является подотраслью финансового, не является единственно возможной. Например, уже в 1995 г. Ю.А. Тихомиров указывал, что «в перспективе на базе массива законодательства и подзаконных актов сложится налоговое право как самостоятельная отрасль». С этой позицией согласен и В.И. Гойман: «По опыту зарубежных стран можно предположить, что произойдет отпочкование налогового права из состава финансового (в США, к примеру, это наиболее крупная отрасль права)». Поэтому ряд объектовых обстоятельств позволяют отдельным ученым делать вывод о том, что под определенным углом зрения налоговое право может рассматриваться и как формирующаяся отрасль права, в настоящее время находящаяся на стадии выделения из финансового права.

Итак, налоговое право – это отрасль системы права Российской Федерации, представляющая собой совокупность правовых норм, регулирующих общественные отношения в сфере налогообложения.

Предметом налогового права являются общественные отношения в сфере налогообложения (налоговые отношения). При этом указанные отношения, как отмечает Г.В. Петрова, «охватывают разнообразные сферы государственных, имущественных, властно-распорядительных отношений» и имеют сложносоставной характер.

Поэтому система налоговых отношений представляет собой сово­купность следующих общественных отношений:

1) властных отношений по установлению, введению и взиманию налогов и сборов в Российской Федерации;

2) правовых отношений, возникающих в процессе исполнения соответствующими лицами своих налоговых обязанностей по исчислению и уплате налогов или сборов;

3) правовых отношений, возникающих в процессе налогового контроля и контроля за соблюдением налогового законодательства;

4) правовых отношений, возникающих в процессе защиты прав и законных интересов участников налоговых отношений (налогоплательщиков, налоговых органов, государства и др.), т.е. в процессе обжалования актов налоговых органов, действий (бездействия) их должностных лиц, а также в процессе налоговых споров;

5) правовых отношений, возникающих в процессе привлечения к ответственности за совершение налоговых правонарушений.

При этом участниками составляющих предмет правового регулирования налогового права общественных отношений в сфере налогообложения выступают физические и юридические лица, в том числе:

а) налогоплательщики (плательщики сборов), налоговые агенты, налоговые органы (МНС РФ), финансовые органы (Минфин РФ), таможенные органы (ГТК РФ), органы налоговой полиции (ФСНП РФ), сборщики налогов и сборов (например, по земельному налогу – органы местного самоуправления в сельской местности), органы внебюджетных фондов (это основные участники налоговых отношений), а также

б) органы, осуществляющие регистрацию организаций и индивидуальных предпринимателей, места жительства физического лица, актов гражданского состояния, учет и регистрацию имущества и сделок с ним (регистраторы), органы опеки и попечительства, социальные учреждения, процессуальные лица, участвующие в мероприятиях налогового контроля (эксперты, специалисты, переводчики, понятые, свидетели) и кредитные организации (банки).

 

<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
 | Лекция 1,2. Исходные понятия делопроизводства
Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-06-25; Просмотров: 625; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.023 сек.