Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Интенсивность света




Световая среда театрализованного представления

Свет на сцене

В данной главе рассматривается одна из проблем пространственной композиции действенного зрелища, а именно световое решение представления. Этот материал является органической составной частью образного решения представления.

Окружающий мир мы видим благодаря свету и зрению. Свет представляет собой один из существенных элементов жизни. Для человека, как и для всякого животного, ведущего дневной образ жизни, свет является условием для наиболее активной деятельности. Он есть визуальное дополнение другой одухотворяющей силы - теплоты. Режиссер зрелища, помня об этих свойствах света, должен уметь органично использовать приборы сценического освещения для воссоздания на сцене иллюзорной или условной световой среды.

Сценический свет – один из элементов, составляющих выразительные средства сценографического решения представления наряду с цветом, линией, объемом, фактурой, конструкцией и др. Сценический свет в этой группе элементов является основным, потому что без него не может быть зрительно воспринят ни один из выше названных, включая действие актера.

Приемы иллюминирования горящими кострами, факелами, плошками с жиром, фонариками известны с древнейших времен. Искусственному свету, зажженному человеком, приписывалась особая магия. Эта магия сохранилась до сегодняшних дней: свет свечи в храме во время службы; свет факела во время открытия олимпийских игр; свет прожекторов на фоне звездного неба современного зрелища - во всех случаях изменчивы лишь технологии излучений при неизменности присутствия света как одного из важнейших источников ощущений.

От света зависит чрезвычайно многое в спектакле. Можно великолепные декорации вконец испортить, загубить плохим, неверным, не соответствующим им освещением, можно посредственные декорации умелым освещением превратить в хорошие. Умело осветить означает найти верную световую среду, точно определить ее основные характеристики: интенсивность, контрастность, цветность, динамику.

 

Наиболее простым из зрительных ощущений является ощущение яркости. Яркость предмета изменяется в зависимости от расстояния до источника света, она уменьшается обратно пропорционально расстоянию. Освещенность зависит и от расположения предмета по отношению к лучам света (освещенность тем меньше, чем острее угол луча к освещаемой поверхности).

В условиях помещения по мере удаления от источника света (например, от лампы или освещенного окна) освещенность предмета слабеет. В связи с этим изменяется насыщенность и светлота цвета предметов. В сильно затемненной комнате цвет предмета может выглядеть темным, серым, без определенного цветового выражения. При искусственном освещении предметы, расположенные ближе к источнику света, выглядят значительно светлее, ярче по цвету, чем удаленные от него. Зная об этих различиях, можно создать световую партитуру условного пространства. Предполагая, что источник света находится в зрительном зале, легко распределить световые потоки таким образом, чтобы предметы и актеры на переднем плане были решены яснее по цвету, световым контрастам, деталям, нежели декорации дальних планов, где контуры, подчиняясь световой и воздушной перспективе, несколько утрачивают свою четкость, а насыщенность цвета относительно слабее.

Изучая психофизику восприятия света человеком, мы узнаем, что яркость – это функция не только интенсивности света, попадающего на определенный участок сетчатки глаза в данный момент, но также функция интенсивности света, который возбуждал сетчатку в недавнее время, как и функция интенсивности света, попадающего на другие участки сетчатки. Художники по свету пользуются знаниями этих особенностей восприятия, создавая эффект максимальной освещенности малыми средствами. Для этого они перед пиком светового потока несколько приглушают яркость световых приборов, предназначенных для всплеска световой энергии.

Ограничить световой поток можно несколькими способами. Вот некоторые из них: можно отключить часть светоносителей, перекрыть их заслонками, использовать лампы меньшей мощности; можно использовать светофильтры с разными коэффициентами пропускания света. Так, например, мы знаем, что коэффициент пропускания света красным светофильтром колеблется от 10 до 46%, а фиолетовый светофильтр пропускает лишь 0,2%, зеленый – от 26 до 55%. Можно изменять яркость освещенности, приближая или удаляя источник света от актера, декораций и т.д.

Пользуясь различными приемами ограничения светопотока, необходимо помнить, что человек временно “слепнет”, оказываясь в условиях темноты после яркой освещенности, как и при ярком свете после темноты. Актеру и зрителю понадобится некоторое время для адаптации, что примерно равняется 20-30 минутам. Экспериментирующим художникам по свету и режиссерам необходимо об этом помнить, прибегая к различного рода световым занавесам, засветкам и прочим эффектам, особенно в тех случаях, когда актером далее должны совершаться активные перемещения по сцене, чтение текста с листа и другие действия.

Эффект дискомфортного восприятия всего происходящего на сцене возникает, если длительное время яркость освещения не изменяется. Ощущения притупляются. Это явление носит название адаптации.

В целом явление адаптации связано с приспособлением зрительного аппарата к различным условиям освещения. Например, в условиях слабого освещения видимая светлота всех предметов, кроме черных, как бы повышается. При этом чем светлее окраска предметов, тем более повышается его видимая светлота. В условиях сильного освещения предметы, особенно с темной окраской, воспринимаются еще более темными.

В тех случаях, когда у режиссера зрелища нет в достатке необходимых средств создания разнообразной гаммы освещенностей, когда он ограничен в выборе световых выразительных средств, чрезвычайно важным становится использование собственной яркости красок декораций представления, костюмов актеров, их контрастного решения.

 

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-06-25; Просмотров: 976; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.009 сек.