Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Цветность




Цветность света является очень тонким средством в палитре режиссера. Мастер по свету расставляет световые и цветовые акценты для более глубокого раскрытия образов действа.

Правдивое изображение реальной действительности на сцене требует воссоздания на ней всего цветового богатства окружающего мира. Сценическое зрелище обладает своими условностями. Эти условности мы видим в декоративном оформлении сцены, в ее освещении, в выборе тонов и оттенков цветного освещения.

Солнечный свет характеризуется наибольшим составом цветов, их яркостью по всему спектру. Свет от источников более низких температур слабее по интенсивности и беднее по спектральному составу: теряют силу фиолетовые, синие, голубые лучи. С понижением температуры свет желтеет, потом приобретает оранжевый оттенок, затем красный. Так, постепенно меняется цвет костра от яркого пламени до затухающих углей. Цвет лучей высоких температур выглядит “холоднее”, нежели цвет лучей первоисточников с более низкой температурой. Например, цвет пламени электросварки для человека относительно “холоднее” цвета тех же затухающих углей костра или пламени тусклой свечи. В данном случае для режиссера, художника по свету важно то, что различное освещение (дневное пасмурное, солнечное, на закате солнца, при свете факела в сумерках и т.д.) требует своих, строго отобранных средств выражения, своей световой палитры. Для этого надо уметь развивать в себе чувство света в природе, на сцене, подобно тому как у музыканта развивается слух. Как последний должен обладать абсолютным слухом и музыкальной памятью, так и художник по свету должен обладать абсолютным чувством света и цвета и, так сказать, световой памятью.

Из физики мы знаем, что первоисточниками света в природе являются тела, излучающие собственный свет: солнце, раскаленный металл и газ, костер, лампа и т.д. Свет первочисточников (его называют прямым) падает на окружающие объекты и предметы. Часть лучей поглощается объектами и предметами, а часть отражается. В результате этого объекты и предметы сами становятся источниками отраженного света (такие, например, как Луна, Земля, наземные предметы, небосвод). Отраженный от предмета свет в свою очередь падает на соседние предметы, вызывая оптические рефлексы.

Таким образом, видимые объекты и предметы в природе освещены прямым и отраженным светом. Первый определяет характерную окраску основного освещения объектов и предметов, их наиболее освещенные места, блики. Отраженный свет, второстепенный по силе источник света, определяет, во-первых, общую окраску теней и полутонов предметов, во-вторых, окраску разнообразных местных оптических рефлексов.

Совокупность прямого и отраженного света, их интенсивность и спектральный состав составляют в природе свето-цветовую среду, определяющую характерные черты цветового облика предмета, его светотень, а также общую окраску и светлоту колорита природы.

Свет, как в природе, так и на сцене, не только создает условия для восприятия предметов, но и оказывает влияние на их светлоту и окраску, создавая тем самым определенное тонально-цветовое состояние пространства. Цвет лучей того или иного источника света объединяет краски предметного мира, делает их родственными и соподчиненными, цвет освещения, присутствующий на всех предметах и деталях декорационного оформления, объединяет их колористически.

Чтобы понять суть колорита, можно воспользоваться при наблюдении за природой цветными стеклами. Если смотреть на окружающий нас мир через желтовато-красное стекло, то получается впечатление, близкое к вечернему солнечному освещению.

Колористическое воссоздание на сцене условий бытового искусственного освещения отличается ярко выраженными теплыми коричневато-красными, оранжевато-желтыми цветовыми оттенками, очень определенными свето-теневыми и цветовыми контрастами (темными тенями и ярко освещенными поверхностями вблизи от условного источника света) и относительно ограниченной цветовой палитрой.

При изменении силы общего освещения в разное время суток в природе изменяется и цвет предметов. В сумерки или в серый пасмурный день цвет травы, например, выглядит менее насыщенным, нежели в солнечную погоду. Ночью вообще трудно определить цвет предметов, на незнакомой местности только по мере приближения утра можно различить отдельные цвета. Вначале становятся заметными голубые, синие, затем зеленые, потом желтые, и, наконец, красные цвета.

В условиях солнечного утреннего освещения природа приобретает свою многокрасочность. В полдень при ярком солнце все высветляется, цвет выглядит менее насыщенным, чем утром. От яркого солнечного света голубые, синие и зеленые цвета на свету выглядят несколько блеклыми. Насыщенность красных, оранжевых цветов изменяется меньше.

После полудня, к вечеру, цвета вновь становятся более плотными, интенсивными. После заката с наступлением сумерек вначале последовательно меркнут красные, оранжевые, затем зеленые, синие, голубые цвета.

Таким образом, с изменением интенсивности света изменяется светлота и насыщенность цвета. Создавая на сцене иллюзию освещения различных времен дня, года, в разную погоду, прежде всего необходимо позаботиться о тонально-цветовом решении.

Если действие на сцене происходит в течение нескольких вечерних часов, то цветовую динамику можно выстроить следующим образом. Вначале «захода солнца» ясно выраженного вечернего освещения еще не должно быть, но все же белых (чистых) лучей (как в полдень) мы уже не можем видеть: солнце стоит ниже, тени длиннее, лучи его окрашены в светло-желтые палевые тона. Дальше они будут желтеть, розоветь, оранжеветь, затем ослабнут и исчезнут. Вместе с ними и общее освещение должно меняться: вначале оно трехцветное (белое, красное, синее), по мере убавления белого цвета, который при этом становится все желтее и желтее, в сочетании с неярким, приглушенным красным будет сопровождать заход солнца. После захода солнца красного не будет совсем, останется слабое белое и синее. Их сочетание должно дать голубовато-серый цвет, в дальнейшем все более и более переходящий в голубой, также убывающий. Так наступят сумерки и ночь. Дальше свет опять начинает меняться в связи с восходом луны. Со стороны, противоположной заходу солнца, появляется слабый свет луны, вначале теплого палевого или золотистого (но не солнечного) оттенка, затем все более и более усиливающегося серебристого лунного. Наконец, лунный свет полностью заливает сцену. Вместе с лунным светом меняется и общее освещение. Белый уже выведен из него, а слабый голубой растет и растет, превращая сцену в лунную ночь.

По тексту пьесы, который должен быть точно размерен по времени, устанавливаются этапы световых изменений.

Возможно использование сценического света с чисто декоративными целями, например: декорациям, размещенным на сцене, можно придать новое звучание светописью, то есть освещением их и актеров не одним ровным белым (чистым светом), но световыми пятнами, окрашенными светофильтрами в различные цвета и оттенки. Если необходимо добиться интенсивного синего или голубого цвета неба, написанного на холсте клеевыми красками, нужно осветить его голубым или синим светом.

Другой пример. На декорационном небе художник написал облако, белое или розовое. Если его подсветить мягким, расплывчатым пятном света прожектора с двух сторон - оно станет таким ярким, как это бывает в природе.

Третий пример. Необходимо осветить актера, находящегося в лесу, на зеленой лужайке. Осветим его с одной стороны белым или светлым, лимонно-желтым солнечным светом, с другой стороны мы должны подсвечивать голубоватым, зеленоватым светом. Попадая на лицо, костюм, зеленый свет даст живое впечатление рефлексов в теневой стороне.

По замечаниям художников и искусствоведов, цвета обладают эмоциональными характеристиками.

Так, красный цвет – возбуждающий, согревающий, оживляющий, активный, энергичный, очень богат ассоциациями;

оранжевый – веселый, жизнерадостный, пламенный, соединяющий радостность желтого с возбуждением красного;

желтый – теплый, бодрящий, веселый, привлекательный, несколько кокетливый (по мнению художника Кандинского, желтый цвет никогда не несет в себе глубокого значения и является бесполезной тратой времени, это цвет, способный изобразить насилие или бред умалишенного);

зеленый – спокойный, создает приятное («уютное») настроение, очень богат ассоциациями (Гете, Кандинский в зеленом цвете находили совершенную тишину и неподвижность);

синий – спокойный, серьезный, нежный, печальный, тоскливый, мирный, сентиментальный (по словам Гете: темно-синий цвет погружает в глубокое раздумье о всех вещах, не имеющих конца, тогда как светло-голубой достигает молчаливого спокойствия).

Согласно Гете, желто-красный цвет производит невероятный шок и буквально рвется в органы зрения. Он нарушает спокойствие и приводит в ярость все живые существа.

Психологи экспериментально подтвердили, что при действии пурпурного, красного, оранжевого, желтого цветов учащается и углубляется дыхание и пульс, а при действии зеленого, голубого, синего и фиолетового цветов возникает обратное действие. Следовательно, первая группа цветов является возбуждающей, а вторая – успокаивающей.

Названные психологические характеристики света, окрашенного в разные цвета, следует учесть при составлении световой партитуры, что позволит приблизить действительную зрительскую реакцию к ожидаемой в различных смысловых эпизодах, разыгрываемых на подмостках.

Для получения цветного освещения сцены в настоящее время, наряду с цветными источниками света (люминесцентными лампами, газовыми -аргоновыми и неоновыми трубками), используют так называемый “гибкий свет”: провода и ленты, трубки, самоклеящиеся пленки, ткани, краски, которые светятся всеми цветами радуги под действием электричества или при освещении ультрафиолетовой лампой.

Широко распространены световые приборы со сканирующим зеркалом, способные программно разъединять и соединять световые лучи с различными диапозитивами (гоба). Диапозитив гоба имеет различную конфигурацию, например, кольца, очень эффектен при задымленности, создает объем. Применение современных достижений в области светотехники не исключает использования проверенных способов получения окрашенного света с помощью стеклянных и пленочных светофильтров. Светофильтры сами не создают какой-то цвет, а лишь выделяют его из состава цветов, излучаемых лампой.

В современной четырехцветной системе используются белый, синий, красный и желтый цвета, к горизонту добавляется лунный (голубовато-зеленый).




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-06-25; Просмотров: 700; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.018 сек.