Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Сценическая кукла




 

Упоминание об игровых куклах встречается еще у Геродота и Аристотеля. Истоки их лежат в языческих обрядах. Различие форм и характера игровых кукол обусловливается чаще всего национальными традициями, взаимосвязью с другими видами искусства.

В Древней Греции из драгоценных металлов и драгоценных пород дерева делали огромные фигуры, которые назывались автоматами. Они приходили в движение в самые торжественные моменты религиозного действа при помощи пара. Наиболее искусные мастера Афин, Мегары, Эфеса состязались в искусстве и чудесах механики. На территории Древней Греции возникло театральное искусство, которое принято называть вифлеемским ящиком. Оно впервые и очень своеобразно попыталось рассказать о мироздании с точки зрения “верха” и “низа”. Отголоски этого театра живут и поныне: румынский вифлеем, польская шопка, украинский вертеп, белорусская батлейка. Народный театр кукол Древнего Рима родствен древнеримской комедии ателлане, главный герой которой - шут Макк, прообраз будущего Пульчинеллы. С XI в. в церквах и монастырях устраиваются религиозно-мистериальные представления, в которых католическая церковь использует куклы как средство инсценировки евангельских сцен, главный персонаж которых - дева Мария. Название изображения девы Марии в дальнейшем распространяется на кукол, управляемых посредством нитей или проволок (марионетки).

В странах Азии и Востока был создан и получил развитие теневой театр. В Индонезии в представлениях XI-XII вв. действовали тростевые куклы (в XX в. они с успехом используются и в европейском театре). В Японии XY-XYI вв. в театрах “Авадзи” и “Дзерури” устраивались представления с куклами в 3/4 человеческого роста. У них двигались рот, глаза и брови. Ноги, руки, пальцы были подвижны во всех сочленениях. Туловище практически отсутствовало, его обозначало кимоно. Плечевая перекладина была снабжена гнездом для головы. Сложная система шнурков позволяла кукловоду управлять мимикой лица куклы. В индийском театре куклу ведут два человека (один, спрятанный за ширмой, держит бамбуковый шест, на который насажена кукла, а другой на виду у зрителей управляет ее руками и головой). Верховая индийская кукла “Видушака” стала прародительницей центральных героев европейского народного театра кукол - Пульчинеллы, Петрушки, Панча, Полишинеля. От нее они унаследовали большую голову, нос крючком, горб. Русский театр кукол неразрывно связан с деятельностью скоморохов, в представлениях “Комедии о Петрушке” участвовали 1-2 исполнителя с привязанным к поясу и поднятым над головой кукольника фартуком. Кукла была перчаточная (верховая). Крупная голова, вырезанная из дерева, либо сделанная из тряпок или картона, надевалась на указательный палец.

В последние десятилетия появился новый вид театра кукол - театр предметов. Актеры берут в руки зонтики и другие предметы обихода и строят с их помощью полнокровное зрелище.

Сценическая кукла обладает рядом достоинств: выполняет общедекорационную функцию, имеет небольшие размеры и потому мобильна, количество кукол, участвующих в представлении, практически неограниченно, кукла позволяет осуществлять различные зрелищные трюки - исчезновение, превращение, расчленение, сращивание т.п. Кроме того, она скульптурна, портретна и сама является произведением искусства. К недостаткам следует отнести зависимость художественного эффекта от чисто технических мелочей.

Несколько советов: при изготовлении куклы решите, какие функции ей будут свойственны. От разумной нагрузки, как правило, зависит успех не только кукольного героя, но и успех всего зрелища. Например, кукла должна “уметь петь” “жестокий” романс. Вполне достаточно для пластической выразительности ей придать характерный жест страстно заломленных рук. Другой для выполнения той же задачи достаточно томно закатывать глаза. Третьей - разевать рот. Не следует перегружать пластическую выразительность куклы, это делает ее менее запоминающейся.

 

Заключение

Образное решение театрализованного действа складывается из различных компонентов. Это сценическое пространство, освещение, декорации, костюмы, грим, бутафория, реквизит. Их совокупность и взаимодействие подчинены раскрытию образов, драматургии, идеи зрелища. Художник на сцене помогает создать изображение внешнего облика персонажей и среды, в которой они живут и действуют. Через это изображение они раскрывают свое единое с режиссером и другими участниками представления понимание содержание действия (характеров, их взаимоотношений, сути эпохи и исторических событий, сверхзадачи художественного акта).

Создание художественного образа театрализованного события предполагает композиционное и изобразительное решение сценического пространства.

Все отбираемые выразительные средства сценографии, попадая на сцену и вступая во взаимодействие с актером, пространством получают тенденцию насыщаться знаковым смыслом.

Пространство является драматургическим фактором, что учитывается при выборе места для свершения того или иного зрелищно-художественного акта. Иными словами, происходит погружение некоего события в среду конкретной местности с ее историческими или психологическими заданностями.

Организация сценического пространства создается с помощью тех или иных сооружений или конструкций (неподвижных или на вращающемся круге), занавесей и драпировок, ширм, подъемных и выдвижных плоскостей и т. д. Отвлеченное пространство сценической коробки расчленяется декорациями и организуется в конкретное композиционное архитектурное целое, определяемое сутью воплощаемого произведения и его режиссерской трактовкой.

Композиция сценического пространства всегда подвижна, изменчива вместе с разыгрываемыми событиями. Этим отличается композиционный строй театрализованного действа от любого другого зрелищного вида творчества. Признаки выразительных средств композиции, такие как контрастность, пластичность, ритм, как и всех прочих, проявляются в динамике, в активном режиме. Каждый новый ракурс декораций, актеров, находящихся в среде данных декораций создает новые обстоятельства игры, новые условия восприятия этой игры зрителем. Что значительно обогащает выразительность образного действа, и предъявляет вопросы постановщику зрелища. Научиться находить ответы на них можно.

В процессе организации сценического действия художник совместно с режиссером осваивает различные участки сцены в глубину и в высоту, а так же продумывает масштаб декораций, оформление портала и одежды сцены и т. п. Все средства активизации сценического пространства имеют не только планировочное, конструктивно-архитектоническое, но и изобразительное значение. Они организуют сценическое движение и помогают наиболее выгодной «подаче» актера, но помимо этого - также воспроизводят конкретные архитектурные сооружения, являются их образом.

Пространственное решение в отдельных случаях может становиться главным или даже единственным средством создания зримого, пластического образа представления. Театральный художник переводит драматургию в наглядные образы и выступает ее творческим интерпретатором, сорежиссером. Удачную сценографию театрализованного действа называют изобразительной режиссурой.





Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-06-25; Просмотров: 917; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.007 сек.