Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Функции налогов, их сущность




Функция налога – это проявление его сущности в действии. Выделяют следующие функции налогов:

1. фискальная - обеспечение финансирования гос. расходов, показывает обязательный и принудительный характер изъятия платежей в бюджет (следует из определения) и проявляется в постоянном обеспечении гос-ва фин. ресурсами, необходимыми для осуществления его деятельности (Слово фискус в переводе означает гос. казна, следовательно фискальная функция налогов связана с наполнением госказны, т.е. гос. бюджета. ГБ – это основной источник финансирования общегос. нужд). Т.о., суть фискальной функции состоит в изъятии у субъектов хозяйствования части их доходов и передачи в государственный бюджет.

2. регулирующая предполагает регулирование любых экономических явлений (хозяйственной конъюнктуры, структуры занятости, накопления, внешнеэкономических связей, научно-технического прогресса и других объектов); в качестве инструментов регулирующего воздействия налогов используются:

§ манипуляция налоговыми ставками

§ сужение или расширение налогооблагаемой базы

§ использование налоговых льгот

§ изменение количества видов и структуры налогов и др.

Данная функция имеет составляющие:

- стимулирующая. Суть в том, что при помощи налогов государство стимулирует технический прогресс, развитие производства, увеличение числа рабочих мест и т.д. через систему льгот, исключений, путем уменьшения (расширения) налогооблагаемой базы, понижения налоговой ставки.

- сдерживающая – целенаправленное сдерживание темпов воспроизводства посредством увеличения ставок налогов или введения дополнительных налогов.

- воспроизводственная предназначена для восстановления используемых ресурсов.

3. распределительная обеспечивает процесс перераспределения части совокупного общественного продукта (или ВВП), а также ресурсов между хозяйствующими субъектами и государством (в бюджет в форме налогов).

4. контрольная – своевременное отслеживание гос-вом поступлений в бюджет налоговых платежей, что позволяет сопоставлять их величину с потребностями в фин. ресурсах и, в конечном счете, определить необходимость реформирования налоговой системы и бюджетной политики гос-ва.

5. социальная предполагает поддержание соц. равновесия путем уменьшения неравенства в реальных доходах различных групп населения.

 

4. Дайте определение понятию «налоговая политика», перечислите и охарактеризуйте ее виды. Дайте определение понятию «налоговое законодательство».

Налоговая политика гос-ва(НП) – это комплекс мероприятий, предусмотренных Правительством для более успешного финансирования всех нужд, предусмотренных концепцией социально-экономического развития гос-ва.

Сдерживающая НП – проводится на этапе эк. подъема с целью ограничения деловой активности субъектов хозяйствования. Это один из наиболее эффективных способов борьбы с перепроизводством, а также с производством социально вредной продукции, опасной для гос-ва.

Стимулирующая НП – осуществляется в период спада производства. Ее предназначение – способствовать оживлению процесса производства, увеличивать ВВП, увеличивать объем производства социально значимых товаров.

Стабилизирующая НП – имеет своей целью поддержать в экономике равновесное состояние, оптимальные пропорции накопления и потребления капитала. Это ведет к недопущению экономического кризиса, а при его наличии к выводу экономики из кризиса.

Налоговое законодательство представляет собой совокупность нормативных правовых актов, применяемых при регулировании налоговых отношений.

Налоговое законодательство РБ включает в себя:

o Налоговый Кодекс (НК) гос-ва и принятые в соответствии с ним законы, регулирующие вопросы налогообложения.

o Декреты, указы и распоряжения Президента РБ в области налогообложения.

o Постановления Правительства РБ, регулирующие вопросы налогообложения. Содержат разъяснительные материалы.

o Нормативно-правовые акты республиканских и местных органов управления, которые являются, по сути, инструкциями по расчету и взиманию налогов.

НК – основной документ, регламентирующий все направления налоговых отношений в государстве. Состоит из общей и особенной части. Особенная часть вступила в силу 01.01.2010г.

НК устанавливает систему налогов, сборов, пошлин, взимаемых в бюджет РБ, регламентирует порядок введения, изменения, отмены республиканских и местных налогов и сборов, определяет права, обязанности, ответственность налогоплательщика и налоговых органов, определяет объекты налогообложения, ставки, льготы, сроки уплаты платежей и др. элементы налога.

Он также устанавливает основные принципы налогообложения в РБ, налоговый контроль, обжалование решений налоговых органов. Налоговый Кодекс определил юр. силу всех нормативно-правовых актов, действующих в налоговой сфере, их соподчиненность по отно­шению к др. документам или их место в законодательной иерархии (например, высшей юр. силой обладает Конституция, декреты и указы Президента).

5. Дайте определение понятию «налог», назовите его элементы и раскройте сущность каждого элемента.

Налогом признается обязательный индивидуально безвозмездный платеж, взимаемый с организаций и физ. лиц в форме отчуждения принадлежащих им на праве собственности, хозяйственного ведения или оперативного управления денежных средств в республиканский и (или) местные бюджеты

Элементы налога: плательщики, объект налогообложения, налоговая база, налоговый период, налоговая ставка, порядок исчисления, порядок и сроки уплаты.

Плательщиками налогов, сборов (пошлин) признаются организации и физические лица, на которых в соответствии с Налоговым кодексом, Таможенным кодексом Республики Беларусь и (или) актами Президента Республики Беларусь, международными договорами Республики Беларусь, в том числе международными договорами Республики Беларусь, формирующими договорно-правовую базу Таможенного союза, возложена обязанность уплачивать налоги, сборы (пошлины).

Объектами налогообложения признаются обстоятельства, с наличием которых у плательщика Налоговый кодекс, другие законы Республики Беларусь, международные договоры Республики Беларусь и (или) акты Президента Республики Беларусь либо решения местных Советов депутатов (в отношении местных налогов и сборов) связывают возникновение налогового обязательства

Налоговая база – представляет собой стоимостную, физическую или иную характеристику объекта налогообложения и устанавливается применительно к каждому налогу, сбору (пошлине).

Налоговая ставка – представляет собой величину налоговых начислений на единицу измерения налоговой базы, если иное не установлено Налоговым кодексом и устанавливаются применительно к каждому налогу, сбору (пошлине), если иное не установлено Президентом Республики Беларусь.

Налоговая база и налоговые ставки по республиканским налогам, сборам (пошлинам) устанавливаются Налоговым кодексом или иными законодательными актами, если иное не установлено Президентом Республики Беларусь.

Налоговый период – календарный год или иной период времени, определяемый применительно к каждому конкретному налогу, сбору (пошлине), по окончании которого определяется налоговая база и исчисляется сумма этого налога, сбора (пошлины). Налоговый период может состоять из нескольких отчетных периодов.

Порядок исчисления: плательщик (иное обязанное лицо) самостоятельно исчисляет сумму налога, сбора (пошлины), подлежащую уплате за налоговый период, исходя из налоговой базы, налоговой ставки и налоговых льгот. В случаях, предусмотренных Налоговым кодексом, другими законами Республики Беларусь и (или) актами Президента Республики Беларусь либо решениями местных Советов депутатов (в отношении местных налогов и сборов), обязанность по исчислению суммы налога, сбора (пошлины) может быть возложена на налоговый или таможенный орган либо налогового агента.

Сроки уплаты налога, сбора (пошлины) могут быть определены календарной датой, истечением периода времени, а также указанием на событие, которое должно наступить или произойти, или на действие, которое должно быть совершено.

Порядок уплаты: уплата налогов, сборов (пошлин) производится разовой уплатой всей причитающейся суммы налога сбора (пошлины), текущими платежами либо в ином порядке, установленном Налоговым кодексом, другими законами Республики Беларусь и (или) актами Президента Республики Беларусь либо решениями местных Советов депутатов (в отношении местных налогов и сборов). Уплата налогов, сборов (пошлин) производится в наличном или безналичном порядке в белорусских рублях, если иное не установлено Налоговым кодексом или иными законодательными актами.

 

6. Дайте определение понятию «классификация налогов», укажите основные классификационные признаки налогов, раскройте содержание каждой из классификаций.

Классификация налогов – группировка налогов по различным признакам.

I. по способу изъятия:

- прямые – налоги, взимаемые непосредственно с дохода или имущества налогоплательщика (налог на недвижимость, на при­быль, подоходный налог, земельный налог) и этот налогоплательщик является окончательным плательщиком налога, то есть юридический и фактический плательщики совпадают.

- косвенные – налоги на товары и услуги, устанавливаемые в виде надбавок к цене или тарифу и взимаемые в процессе потребления товаров и услуг (акцизы, НДС); то есть включаются в цену товаров и поступают в бюджет после их реализации.

Косвенные налоги выражают фискальные интересы гос-ва. Такие налоги фактически платят потребители, но перечисляются они налоговым органам предприятиями. То есть, государство косвенно взимает налог с потребителя.

Косвенные налоги имеют ряд преимуществ и недостатков. Основное их достоинство обусловлено фискальной выгодой. Доходность этих налогов опирается на большой диапазон потребления облагаемых косвенными налогами товаров. Второй аспект состоит в том, что косвенные налоги, включаемые в цену товара, платятся незаметно для потребителя. Здесь утрачивается непосредственная связь между платежом налога и осознанием этого платежа. Третья сторона фискальных выгод связана с тем, что косвенные налоги не могут сопровож­даться недоимками, так как факт приобретения товара по сути представляет факт уплаты косвенного налога.

К недостаткам косвенных налогов можно отнести: обратную пропорциональность платежеспособности потребителей; противоречие фискального характера косвенных налогов интересам экон. развития.

II. в зависимости от назначения:

- общие предназначены для общегосударственных мероприятий. Они обезличиваются и поступают в единую кассу государства.

- целевые имеют строго определенное назначение: ФСЗН.

III. в зависимости от субъекта:

- взимаемые с юр. лиц (налог на прибыль)

- взимаемые с физ. лиц (подоходный налог, курортный сбор, налог за владение собаками)

- смешанные – уплачивают и физ. и юр. лица (земельный налог, налог на недвижимость)

IV. по порядку введения:

- общеобязательные, взимаемые на всей территории РБ

- факультативные взимают органы местного самоуправления (налог за владение собаками)

1. по источникам средств для уплаты:

· относимые на себестоимость (земельный, экологический налоги, отчисления в ФСЗН, БГС, налог на недвижимость, налог за добычу (изъятие) природных ресурсов)

· относимые на финансовый результат (налог на прибыль)

· включаемые в цену продукции (НДС, акцизы)

· выплачиваемые из доходов физических лиц (подоходный налог)

3. в зависимости от органа, осуществляющего взимание налога:

· общегосударственные (республиканские) – налоги, устанавливаемые верховной властью в госбюджет (НДС, акцизы, налог на прибыль)

· местные, взимаемые в местные бюджеты местными органами самоуправления (налог за владение собаками, курортный сбор, сбор с заготовителей).

4. по степени оценки влияния налога на экономическое поведение налогоплательщика:

· условно-постоянные (фиксированные) непосредственно не зависят от уровня производства, продаж и др. эк. показателей, свя­занных с деловой активностью (налог на недвижимость, земельный налог); данные налоги побуждают производителя к наращиванию объемов выпуска продукции и не позволяют «проедать весь доход»

· условно-переменные (перераспределительные), напрямую связанные с деловой активностью налогоплательщика (НДС, акцизы, налог на прибыль)

5. в зависимости от регулярности уплаты:

· регулярные

· разовые (таможенные пошлины)

7. Перечислите и раскройте сущность принципов налогообложения.

Принципы налогообложения – это исходные категории, по которым формируется система налогов страны в конкретных условиях экономики.

Основные принципы налогообложения в Республике Беларусь

1. Каждое лицо обязано уплачивать законно установленные налоги, сборы (пошлины), по которым это лицо признается плательщиком.

2. Ни на кого не может быть возложена обязанность уплачивать налоги, сборы (пошлины), а также обладающие установленными Налоговым кодексом признаками налогов, сборов (пошлин) иные взносы и платежи, не предусмотренные Налоговым кодексом либо установленные в ином порядке, чем это определено Конституцией Республики Беларусь, Налоговым кодексом, принятыми в соответствии с ним законами, регулирующими вопросы налогообложения, актами Президента Республики Беларусь.

3. Налогообложение в Республике Беларусь основывается на признании всеобщности и равенства.

4. Не допускается установление налогов, сборов (пошлин) и льгот по их уплате, наносящих ущерб национальной безопасности Республики Беларусь, ее территориальной целостности, политической и экономической стабильности, в том числе нарушающих единое экономическое пространство Республики Беларусь, ограничивающих свободное передвижение физических лиц, перемещение товаров (работ, услуг) или финансовых средств в пределах территории Республики Беларусь либо создающих в нарушение Конституции Республики Беларусь и принятых в соответствии с ней законодательных актов иные препятствия для осуществления предпринимательской и другой деятельности организаций и физических лиц, кроме запрещенной законодательными актами.

5. Допускается установление особых видов таможенных пошлин либо дифференцированных ставок таможенных пошлин в зависимости от страны происхождения товаров в соответствии с Налоговым кодексом и таможенным законодательством.

8. Назовите и охарактеризуйте все элементы экологического налога.

Плательщики

1. Плательщиками экологического налога (далее — плательщики) признаются организации и индивидуальные предприниматели.

2. Плательщиками за захоронение, отходов производства на объектах захоронения отходов признаются собственники отходов производства.

Плательщиками не признаются:

• бюджетные организации,

• плательщики единого налога с индивидуальных предпринимателей и иных физ. лиц;

• плательщики, использующие упрощенную систему налогообложения.

Объекты обложения:

1. выбросы загрязняющих веществ в атмосферный воздух;

2. сброс сточных вод или загрязняющих веществ в окружающую среду;

3. хранение, захоронение отходов производства;

4. ввоз на территорию РБ озоноразрушающих веществ, в том числе содержащихся в продукции.

Налоговая база

Налоговая база экологического налога определяется как фактические объемы (выбросов, сбросов загрязняющих веществ; отходов, подлежащих захоронению и др.)

Ставки.

1.Ставки экологического налога по объектам налогообложения, указанным в подпунктах 1.1 - 1.3 пункта 1 статьи 205 НК, устанавливаются в размерах согласно приложениям 6 - 8 к НК.

2. Ставка экологического налога за ввоз на территорию Республики Беларусь озоноразрушающих веществ устанавливается в размере 67600 белорусских рублей за 1 килограмм озоноразрушающих веществ, в том числе содержащихся в продукции, ввозимых на территорию Республики Беларусь.

3. К ставкам экологического налога, указанным в приложениях 6 - 8 к НК, применяются коэффициенты.

Порядок исчисления и уплаты

1. Налоговым периодом экологического налога признается календарный квартал.

Сумма экологического налога:

• исчисляется как произведение налоговой базы и налоговой ставки;

• может исчисляться плательщиками исходя из установленных годовых лимитов и соответствующих ставок эколог. налога.

Экологический налог за захоронение отходов производства на объектах захоронения отходов исчисляется владельцами объектов захоронения отходов и предъявляется ими собственникам отходов производства.

Отчетность. Плательщики ежеквартально представляют в налоговые органы налоговую декларацию (расчет) не позднее 20-го числа месяца, следующего за истекшим налоговым периодом.

Уплата производится ежеквартально не позднее 22-го числа месяца, следующего за истекшим налоговым периодом.

Плательщики, осуществляющие исчисление и уплату экологического налога в соответствии с установленными лимитами, представляют в налоговый орган налоговые декларации (расчеты):

• не позднее 20 апреля календарного года исходя из установленного годового лимита. Уплата производится ежеквартально не позднее 22-го числа месяца, следующего за отчетным кварталом, в размере одной четвертой исчисленной суммы экологического налога;

не позднее 20 февраля года, следующего за истекшим годом, на основании фактических годовых объемов выбросов в атмосферный воз дух загрязняющих веществ, сбросов сточных вод или загрязняющих веществ в окружающую среду, хранения и захоронения отходов и не позднее 22 февраля года, следующего за истекшим, производят доплату экологического налога. В случае, когда указанные объемы не превышают установленных годовых лимитов, излишне уплаченные суммы экологического налога подлежат зачету либо возврату плательщикам.

При ввозе на территорию РБ озоноразрушающих веществ уплата производится до осуществления ввоза на территорию РБ озоноразрушающих веществ, в том числе содержащихся в продукции.

Документ, подтверждающий уплату сбора предъявляется при получении плательщиком разового разрешения на ввоз на территорию РБ и вывоз за ее пределы озоноразрушающих веществ и (или) продукции, содержащей озоноразрушающие вещества, ограниченных к перемещению через таможенную границу РБ по основаниям неэкономического характера, выдаваемого Министерством природных ресурсов и охраны окружающей среды РБ.

 

9. Назовите все элементы налога на добычу (изъятие) природных ресурсов, а также раскройте их сущность.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-06-25; Просмотров: 1059; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.052 сек.