Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Вопросы




Некоторые замечания к проведению методики

Если ребенок не нарисовал какие-то элементы, то ему предлагается воспроизвести их по образцу в виде самостоятельных фигур, чтобы проверить его умение нарисовать эти элементы. Их отсутствие может быть связано не с развитием произвольного внимания, а с неумением ребенка их нарисовать (напр., круг, квадрат, треугольник и т.д.). По ходу работы ребенка психолог фиксирует:

■ какой рукой он рисует;

■ как работает с образцом: часто ли смотрит на него, проводит воздушные линии над рисунком-образцом, сверяет ли сделан­ное с образцом или рисует по памяти;

 

■ быстро (или медленно) проводит линии; отвлекается ли во время работы;

■ высказывается или задает вопросы во время рисования.


МЕТОДИКА «ДА И НЕТ»

Методика предназначена для исследования произвольного внимания и памяти при определении готовности детей к школе.

Ход выполнения задания

Преподаватель обращается к детям со словами: «Сейчас мы будем играть в игру, в которой нельзя произносить слова «да» и «нет». Повтори, пожалуйста, какие слова, нельзя будет произно­сить». (Ребенок их повторяет.) «Теперь будь внимателен, я буду задавать тебе вопросы, отвечая на которые, нельзя произносить слова «да» и «нет». Понятно?». (Испытуемый подтверждает, что ему все ясно.)

1. Ты хочешь идти в школу?

2. Ты любишь, когда тебе читают сказки?

3. Ты любишь смотреть мультфильмы?

4. Ты хочешь остаться еще на год в детском саду?

5. Ты любишь гулять?

6. Ты хочешь учиться?

7. Ты любишь болеть?

8. Ты любишь играть?

9. Ты сейчас спишь?

10. Ночью солнышко светит?
И. Ты любишь ходить к врачу?

12. Доктор стрижет детей?

13. Коровы умеют летать?

14. Тебя зовут... (неверное имя)?

15. Зимой бывает жарко?

16. Ты ходишь на работу?

17. Конфеты бывают горькими?

18. Трава белого цвета?

19. Парикмахер лечит детей?

20. Твой папа играет в куклы?

Обработка результатов

Обработка экспериментального материала проводится путем подсчета баллов, начисляющихся за ошибки, под которыми пони­маются только слова «да» и «нет». За каждую ошибку начисляется 1 балл. Если ребенок правильно ответил на все вопросы, то его ре­зультат равен «0»: Чем хуже выполнено задание, тем выше сум­марный балл. Употребление детьми просторечной лексики (слова «ага», «неа» и т.п.) не рассматриваются в качестве ошибок.

МЕТОДИКА «ВЕЖЛИВОСТЬ»

Методика предназначена для диагностики уровня произвольной сферы и может применяться при определении готовности детей к школе и представляет собой известную игру, в которой команды ведущего выполняются только в том случае, если он го­ворит слово «пожалуйста»; Содержание команд связано с физи­ческими упражнениями: 1) «руки вперед»; 2) «руки на пояс, по­жалуйста»; 3) «присядь»; 4) «руки в стороны»; 5) «руки к плечам, пожалуйста»; 6) «прыгай»; 7) «прыгай, пожалуйста»; 8)_ «пере­стань прыгать, пожалуйста».

Успешность выполнения задания зависит от произвольного внимания, памяти, реализации сформированного намерения, т.е. всего того, что определяет понятие «подчинение правилу».

Обработка результатов проводится путем подсчета баллов, на­числяющихся за ошибки, под которыми понимаются выполне­ние команды без слова «пожалуйста». Каждая ошибка оценива­ется в один балл. Чем хуже справился ребенок с игрой, тем выше его суммарный балл.


МЕТОДИКА «НАЙДИ ЗВУК»

Методика служит для изучения развития речевой сферы (про­верка фонематического слуха). Экспериментатор рассказывает ребенку, что все слова состоят из звуков, которые мы произно­сим, и поэтому люди могут слышать и произносить слова. В ка­честве примера произносятся несколько гласных и согласных звуков. Затем ему предлагают поиграть в «прятки» со звуками. Условия игры следующие: каждый раз договариваются, какой звук надо искать, после чего экспериментатор называет испытуе­мому различные слова, а тот должен сказать, есть разыскивае­мый звук в слове или нет (см. табл.):

 

Звуки Слова
«о» кошка, стул, почта, карандаш, сок
«а» палка, сук, лампа, ведро, сталь
«ш» шалаш, тетрадь, штаны, камень, шелест
«с» свисток, пенал, светофор, луна, сеть

Слова произносятся очень четко, гласные звуки растягивают­ся. Искомый гласный звук должен стоять под ударением. Испы­туемому предлагают повторить слово и послушать его. В прото­коле фиксируются ошибочные и правильные ответы. За каждую ошибку начисляется 1 балл. Чем меньше суммарный балл, тем лучше развит фонематический слух.

 


МЕТОДИКА «ЕЗДА ПО ДОРОЖКЕ»

Методика предназначена для выявления уровня развития психомоторики ребенка. Умение производить точные движения

кистью и пальцами руки имеет большое значение для успешнос­ти овладения письмом.

Ребенку предлагается «проехать» по дорожке, соединив линией изображения машин и дома. При этом ему нужно объяснить, что он должен проводить линию, не отрывая карандаша от бумаги.

 

Задание «Езда по дорожке»

Рис. 2.

А — образец, сделанный психологом на глазах у ребенка;

Б — материал, предложенный испытуемому;

В — вариант выполнения, оцениваемый знаком «+»

Г— вариант выполнения, оцениваемый знаком •-»


 


 


 

Ход выполнения задания

Психолог обращается к испытуемому: «Ты — водитель. Тебе надо проехать к этому домику. Ты поедешь так (на рисунке-образце психолог показывает, как следует «ехать по дорожке»). Ка­рандаш должен все время двигаться по бумаге, иначе получится, что машина взлетела, как самолет. Двигайся аккуратно, чтобы машина не съехала с дороги».




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-06-04; Просмотров: 2794; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.012 сек.