Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Индивидуальные особенности учащихся и тестовый контроль




 

Помимо знания общих психологических трудностей при организации тестирования необходимо учитывать индивидуальные особенности ребен­ка, связанные со спецификой мышления, памяти, внимания, учебной моти­вации и т.д. Для описания возможных путей оказания психолого-педагоги­ческой поддержки школьникам мы попытаемся выделить отдельные груп­пы (типы) учащихся, которым в большинстве случаев может потребоваться помощь. Выделение групп, предложенное нами, опирается на известные в науке типологии, но имеет целью не их системное описание, а обращение внимания читателя на встречающиеся в реальной педагогической практи­ке «группы риска». В зависимости от сущности затруднений они таковы.

Правополушарные дети. Возможности усвоения знаний о мире у этих детей обусловливаются повышенной активностью правого полушария голов­ного мозга, отвечающего за эмоциональное восприятие и переживание. По­ступающую информацию оно схватывает целостно и образно. Дети с доми­нирующим правололушарным мышлением лучше запоминают невербальные зрительно-пространственные сведения, у них богатое воображение и разви­тая интуиция. Такие дети часто отдают предпочтение гуманитарным дисцип­линам. Для них понятны метафоры, сравнения, но им сложно оперировать логическими категориями и запоминать абстрактные теоретические знания. Именно поэтому в ситуации тестирования у них возникают затруднения, свя­занные с необходимостью отвлечения от эмоционально-образной составля­ющей учебного материала, применения структурированного логического мышления, сосредоточения на фактах и концептуальных построениях.

На этапе подготовки таким детям рекомендуется использовать схемы, рисунки, опорные конспекты. Сложный теоретический материал легче за­поминается ими в процессе поиска ассоциативных связей, подбора приме­ров и иллюстраций. Во время тестирования правополушарным детям име­ет смысл пробовать свои силы не в простейших тестовых заданиях, а там, где требуется развернутый ответ, предполагается решение задач (проблем­ных ситуаций) с развернутым алгоритмом решения или творческое дей­ствие. На волне энергетизации от творческой работы им можно приступать к заданиям множественного выбора. Главное-донести до этих детей мысль о возможности выбора стратегии тестирования.

Тревожные дети. Эта группа детей легко различима в среде сверстни­ков своей застенчивостью, робостью, ранимостью и обидчивостью. Они стесняются явно выражать свои эмоции, боятся обращать на себя внимание, но в то же время ситуация тестирования воспринимается ими как опас­ная, вызывает огромное напряжение. Эти дети часто перепроверяют уже сделанное, исправляют ответы. Отмечаются бессознательные телесные про­явления - грызут ручки, теребят пальцы или волосы. Наиболее трудным мо­ментом тестового обучения и контроля для таких детей является отсутствие контакта со взрослым. Именно поэтому в процессе подготовки необходимо учить ребенка замечать собственные успехи (даже небольшие), а также со­здавать условия для освоения стратегий самоподдержки (самопринятия, осознания психологических защит и т.д.). Перед началом тестирования не следует нагнетать напряженность, напоминая о серьезности испытания и значимости его результатов. Продуктивность этих детей будет повышаться по мере роста опыта участия в деятельности такого рода. В связи с этим рекомендуется использовать метод тестового контроля знаний в контексте широкой практики применения тестовых заданий при обучении.

Во время тестирования важно обеспечить тревожным детям невербаль­ную эмоциональную поддержку (спокойный уверенный внимательный взгляд, легкая улыбка). Еще одна трудность таких детей связана с неуме­нием опираться на собственное мнение, с недоверием к себе и качеству своей работы. Они демонстрируют конформизм в поведении, им трудно принимать собственное решение. Поэтому педагогическая поддержка им должна базироваться на поощрении самостоятельного выбора. При рабо­те с такими детьми необходимо воздерживаться от советов и рекоменда­ций. Лучше предложить самому решить, с какого задания начать, и дож­даться терпеливо результата. В процессе многочисленных проб целесооб­разно поддержать совместное осмысление процедуры, чтобы ребенок научился более четко представлять свои возможности и подключать неис­пользованные ресурсы.

Если во время тестирования тревожный ученик не приступает к выпол­нению задания, стоит спросить его: «Ты не знаешь, как начать?» - и пред­ложить ему альтернативу: «Ты можешь начать с простых заданий или сна­чала посмотреть весь материал. Как думаешь, что будет лучше?» Ни в коем случае нельзя говорить тревожным и неуверенным детям фраз типа «По­думай еще», «Поразмысли хорошенько». Это только усилит их тревогу и заблокирует продвижение в работе.

Дети, испытывающие недостаток произвольности и самоорга­низации. Учителям часто приходится сталкиваться с детьми, которые не могут слишком долго сосредоточиваться на предлагаемой деятельности. О таких детях делается заключение - «невнимательные», «рассеянные». На самом деле случаи нарушения внимания как специфической психиче­ской функции достаточно редки. И для выяснения состояния этой функции требуется вмешательство специалиста. Гораздо чаще в школьной практи­ке встречаются дети с низким уровнем произвольности, т.е. с недостаточ­ным уровнем организации деятельности из-за преобладания внешней мо­тивации. Такие дети отличаются неустойчивой работоспособностью, колебаниями темпа деятельности, легкостью переключения и отвлечения вни­мания. Понятно, что ситуация тестирования, требующая высокой органи­зованности, будет для этих детей сложной. Подчеркнем: даже при высоком уровне познавательного развития и вполне достаточном объеме знаний эти дети могут нерационально использовать время.

В процессе обучения таких детей важно научить их использовать вне­шние опоры и подручные средства саморегуляции деятельности: часы, от­меряющие время выполнения задания, линейку, указывающую нужную строчку, закладки, позволяющие быстро найти нужный материал. Кроме того, необходимо обращать внимание этих детей на рациональные приемы орга­низации учебной работы: методы работы с книгой, словарем, энциклопеди­ей, способы выполнения большой работы путем разбивки ее на неболь­шие доступные в исполнении части. Например, ребенок может составить план своей деятельности и зачеркивать пункты или класть линейку на то задание, которое он сейчас выполняет. Важно, чтобы эти навыки ребенок приобрел на предварительном этапе, иначе во время тестирования орга­низация самого процесса будет занимать много времени.

Поддержкой ученику со слабой произвольностью в ситуации тестирова­ния может стать обращение его внимания к самой процедуре. Можно за­дать вопрос: «Что ты сейчас делаешь?» или «Где, на каком задании ты сейчас находишься?» Полезно будет составить план со стратегией ответов и вычеркивать то, что будет сделано. При этом важно подчеркивать само­стоятельное продвижение ученика, видеть и обращать внимание самого ученика на каждое его достижение.

Перфекционисты и «отличники». Перфекционистами называют лю­дей, стремящихся к совершенству во всем. В школьной среде такие дети являются социально и педагогически привлекательной категорией. Они хорошо учатся, легко схватывают материал, выполняют и перевыполняют заданный объем работы. Их организованность и исполнительность не вы­зывает сомнения учителей. Их «звездность» создает определенную, но не­адекватную реальной ситуации установку педагогов на то, что им не нужна поддержка и помощь. На самом деле стремление быть лучшим скрывает нарциссическую потребность. Все, что они делают, должно быть замечено и должно получить одобрение. Сущность их учебной мотивации завуали­рована. Социуму предъявляется одна сторона: «Я любознателен, мне ин­тересно, я хочу знать». Истинный смысл (ради чего, зачем получить похва­лу, занять место в иерархии, перейти в касту «неприкасаемых») не осозна­ется. Не замечается самим ребенком и социумом то, что у этих детей тоже имеются трудности в учебе. Связаны они с завышенным уровнем притяза­ний на фоне крайне неустойчивой самооценки и развитой самокритичнос­ти. У них отсутствуют механизмы самоподдержки, а со временем атрофи­руются способности получать эту поддержку у окружающих. В ситуации тестирования таким детям трудно вовремя остановиться, сделав необхо­димый объем задания. У них имеется внутреннее стремление сделать все и безошибочно. Для них недопустима ситуация пропуска задания, если они не могут с ним справиться. Поэтому с психологической точки зрения важно помочь таким детям скорректировать их ожидания и осознать разницу меж­ду «достаточным» и «превосходным».

В процессе подготовки к тестированию желательно объяснить смысл тестовой процедуры и подчеркнуть ее значение не только как варианта диф­ференциации учащихся по объему и уровню усвоения изученного, но и как способа тренировки способностей к самоорганизации. Во время обучения целесообразно предлагать тестовые задания, в которых потребуется де­лать выбор между ними, без установки выполнять все подряд.

Во время тестирования можно стимулировать выбор ученика с помо­щью вопроса: «Какие задания ты решил сделать?» Ценным будет обраще­ние к рефлексии ситуации: «Зачем ты хочешь сделать все? Нужно ли тебе делать столько, если выполненного материала будет достаточно для высо­кой оценки?»

Астеничные дети. Астения - это состояние нервно-психической сла­бости, которое физически (телесно) проявляется в повышенной утомляе­мости и истощаемости, сниженном пороге чувствительности, крайней не­устойчивости настроения, нарушениях сна. Астеники испытывают трудно­сти в обучении из-за малой эффективности и неуспешности в деятельности. Такое положение дел на фоне повышенной чувствительности нервной сис­темы приводит к складыванию негативного самоотношения. Частые неуда­чи подкрепляют чувство неполноценности, робости, застенчивости. В каче­стве компенсации часто развивается болезненное самолюбие. Их притяза­ния обычно превышают их физические возможности. Основные трудности работы таких детей в тестовом режиме заключаются в необходимости со­хранять высокую работоспособность и темп работы на протяжении дли­тельного времени. Качественно, вдумчиво, бодро и внимательно работать более 30-40 минут они не могут, причем не могут объективно, а не из при­творства или желания манипулировать взрослыми. Таковы их природные особенности. Попытки учителей заставлять, задавать образцы поведения на примере других детей или вызывать дух конкурентности с сильными де­монстрируют обычно свою несостоятельность. Помочь им повысить свою успешность и свой тестовый балл можно только путем понимания их спе­цифичности. Большое значение приобретает гигиена деятельности и ре­жим подготовки и проведения тестирования. Работа с тестовыми задания­ми должна сопровождаться достаточным для ребенка количеством пере­рывов. Последние в свою очередь предполагают не полное бездействие, а прогулки и возможность подышать свежим воздухом. Учителю важно спра­виться у родителей о режиме питания такого ребенка. Важно обратить вни­мание родителей на необходимость консультации с невропатологом о воз­можности поддержать ребенка с помощью витаминного курса, фитотера­пии или современных биологически активных добавок к пище. В данном случае учителю нужно понять, что и обучение знаниям, и проверка знаний у этих детей будет адекватной и объективной только при организации ин­дивидуального подхода к самой процедуре тестирования. Это касается и времени проведения, и его алгоритма, и организации пространства, в кото­ром происходит испытание. Желательно иметь в аудитории место для пе­ремещения, организовывать перерывы, использовать паузы для проведе­ния дыхательной гимнастики.

Гипертимные дети (дети с повышенной психологической актив­ностью). Дети с гипертимной акцентуацией характера отличаются посто­янно приподнятым настроением, повышенной психической активностью, жаждой деятельности. Они импульсивны и несдержанны. Они могут вы­полнять тестовые задания очень быстро, перекрывая большой объем ра­боты, но при этом мало внимания уделяют точности и качеству выполне­ния. Этим детям очень трудно возвращаться к уже пройденной информа­ции, а потому они часто пренебрегают этапом проверки собственных ответов. Сильная сторона этих детей - высокая мобильность и переключаемость, но без специфической психолого-педагогической поддержки на общий результат тестирования могут повлиять именно их недостатки: от­сутствие собранности, тщательности, аккуратности. Необходимо обратить внимание на еще одно свойство, достаточно характерное для этой катего­рии детей, - сниженная учебная мотивация, индифферентность к учебным достижениям. Именно поэтому стратегия работы с гипертимными детьми выстраивается в двух направлениях: развитие у них функции контроля, навыков самопроверки, а также стимулирование учебной мотивации.

В процессе проведения тестирования важно тактично и деликатно на­поминать о необходимости самоконтроля. Для этого можно задать вопрос: «Ты проверяешь то, что уже сделал?» Рекомендуется обратить внимание на способ размещения учеников в аудитории: гипертимных детей лучше сажать отдельно, чтобы ограничить возможности контактов с другими деть­ми. И последнее замечание касается педагогической позиции в работе с этой категорией. У учителей, имеющих в классе гипертимных детей, часто складывается стереотип что главная проблема таких учеников в неусидчи­вости, излишней энергичности и импульсивности, а потому возникает со­блазн препятствовать их спешке, пытаться менять темп деятельности, де­лать замечания типа «Не торопись». Важно понимать и принимать эту осо­бенность детей. Изменить ее нельзя, но можно скомпенсировать за счет терпеливого формирования навыков самоконтроля и самоорганизации.

Дети с застревающей (паранойяльной) акцентуацией. Для них ха­рактерны медлительность, меланхоличное настроение, эгоцентризм. Вслед­ствие низкой лабильности (пропускной способности) нервной системы они малоподвижны, с трудом переключаются с одного задания на другое. Им требуется длительное время для ориентировки в заданиях. Они чувстви­тельны к замечаниям, обидчивы. Неприятие мнения других может приво­дить к тому, что они будут делать все наоборот. Именно поэтому таких де­тей нельзя торопить. Помощь в самоорганизации для них может заключаться в совместном распределении времени на каждое задание. Можно вместе подсчитать, сколько нужно выполнить заданий за единицу време­ни, а затем побуждать ученика пользоваться часами для того, чтобы пери­одически себя контролировать. Если это делать в учебном процессе целе­направленно и систематически во время процедуры выполнения тестовых заданий, то это будет способствовать развитию умений переключаться.

Что касается алгоритма проведения тестового контроля для таких де­тей, то можно порекомендовать предъявлять задания в тестовой форме по ' принципу однотипности: сначала задания с выбором одного или несколь­ких правильных ответов, затем на соответствие и т.д. Основная поддержка таким детям в ходе тестирования - содействие в переключении внимания, возвращение их во внешнюю реальность, недопущение глубокого погруже­ния в собственные мысли.

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-06-26; Просмотров: 977; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.02 сек.