КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
На уроке
Анкетирование Влияние стиля общения учителя на формирование учебных интересов учащихся Преподаватель: Н.П. Кондратьева Психологический аспект педагогической практики (физико-математический факультет (спец. «Физика» с доп. спец. «Информатика»), 3 курс) Цель задания. Изучить характер влияния стиля общения учителя на формирование учебных интересов учащихся. Методические указания к выполнению задания 1. Проведите анкетирование учащихся с целью выявления преобладающего и наименьшего интереса к учебным предметам в классе (см. Приложение 1). Обработка результатов может быть проведена следующим образом: Таблица 1
Обозначение: + - предмет нравится; - -предмет не нравится. Проанализируйте причины, указываемые школьниками при выборе учебных предметов. 2. Изучите особенности взаимодействия учителя и учащихся на уроке посредством метода наблюдения, используя схему наблюдения А. Фландерса, представленную в Приложении 2. Изучите стиль коммуникативной деятельности учителя, используя методику, представленную в Приложении 3. Примечание: посещаются уроки, на которых изучается стиль коммуникативной деятельности учителей, предмет которых вызывает наибольший и наименьший интерес в классе. Оформите 4 протокола психологического исследования и осуществите анализ результатов исследования. Приложение 1 Цель: выявить характер интереса учащихся к учебным предметам.
Инструкция: «Внимательно прочтите анкету и постарайтесь ответить на предлагаемые вопросы, подчеркнув ответы, с которыми Вы согласны, или вписав свои ответы (можно выбрать несколько ответов)». 1. Какие учебные предметы нравятся тебе больше всего? (ответ записать) Чем привлекают тебя эти учебные предметы? а) интересно преподается; б) хорошо понимаю содержание предмета; в) соответствует моим интересам (склонностям); г) свободная обстановка на уроке; д) помогает готовиться к профессии (для 8-9 классов); е) получаю удовлетворение от того, что узнаю много нового; ж) нравится учитель; з) другое (указать что). 2. Какие учебные предметы тебе не нравятся? (ответ записать) Последующий анализ анкеты должен быть направлен на выяснение причин, обуславливающих положительное отношение к учебным предметам. Приложение 2 Схема наблюдения за взаимодействием учителя и учащихся Проблемы построения оптимальной системы коммуникации в группе тесно связаны с рассмотрением действий учителя-организатора и реального руководителя общения на уроке и во внеурочной деятельности. Предлагаем метод изучения коммуникативного поведения учителя на уроке, разработанный А.Фландерсом. Данный метод представляет собой схему наблюдения (Таблица 1), которая используется для анализа взаимодействия педагога и учащихся во время всевозможных как классных, так и внеклассных занятий. Таблица 1
Анализ результатов. Коммуникативное поведение учителя на уроке может быть оценено как эффективное, если наиболее полно были представлены категории: принятие, позитивное отношение к учащимся, мягкая (принимающая) манера поведения учителя; похвала, одобрение школьника, его поведения; акцентирование мыслей учащихся; задавание вопросов учащимся, а так же активность учащихся на уроке, их инициативность и т.п.
На основании полученных данных раскрыть особенности коммуникативного стиля учителя, его достоинства и недостатки. Применяемые учителем способы воздействия проиллюстрировать конкретными примерами. Оптимальный стиль коммуникативной деятельности учителя способствует налаживанию взаимоотношений в классе, повышает эффективность такой функции общения, как передача информации, и, тем самым, задается положительный эмоциональный фон взаимодействия с учениками, поощряется активность и инициативность учащихся на уроках и т.д. Приложение 3
Дата добавления: 2015-06-26; Просмотров: 2058; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |