Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

На уроке




Анкетирование

Влияние стиля общения учителя на формирование учебных интересов учащихся

Преподаватель: Н.П. Кондратьева

Психологический аспект педагогической практики

(физико-математический факультет (спец. «Физика» с доп. спец. «Информатика»), 3 курс)

Цель задания. Изучить характер влияния стиля общения учителя на формирование учебных интересов учащихся.

Методические указания к выполнению задания

1. Проведите анкетирование учащихся с целью выявления преобладающего и наименьшего интереса к учебным предметам в классе (см. Приложение 1).

Обработка результатов может быть проведена следующим образом:

Таблица 1

Список   Направленность интересов    
класса Математика Русский язык литература Биология и т.д.
1. Иванов С. 2. Петров И 3. и т.д. + + + -   -   +    
Общее число выборов:«+» «-»           и т.д.

Обозначение: + - предмет нравится; - -предмет не нравится.

Проанализируйте причины, указываемые школьниками при выборе учебных предметов.

2. Изучите особенности взаимодействия учителя и учащихся на уроке посредством метода наблюдения, используя схему наблюдения А. Фландерса, представленную в Приложении 2. Изучите стиль коммуникативной деятельности учителя, используя методику, представленную в Приложении 3.

Примечание: посещаются уроки, на которых изучается стиль коммуникативной деятельности учителей, предмет которых вызывает наибольший и наименьший интерес в классе.

Оформите 4 протокола психологического исследования и осуществите анализ результатов исследования.

Приложение 1

Цель: выявить характер интереса учащихся к учебным предметам.

Инструкция: «Внимательно прочтите анкету и постарайтесь ответить на предлагаемые вопросы, подчеркнув ответы, с которыми Вы согласны, или вписав свои ответы (можно выбрать несколько ответов)».

1. Какие учебные предметы нравятся тебе больше всего? (ответ записать)

Чем привлекают тебя эти учебные предметы?

а) интересно преподается;

б) хорошо понимаю содержание предмета;

в) соответствует моим интересам (склонностям);

г) свободная обстановка на уроке;

д) помогает готовиться к профессии (для 8-9 классов);

е) получаю удовлетворение от того, что узнаю много нового;

ж) нравится учитель;

з) другое (указать что).

2. Какие учебные предметы тебе не нравятся? (ответ записать)

Последующий анализ анкеты должен быть направлен на выяснение причин, обуславливающих положительное отношение к учебным предметам.

Приложение 2

Схема наблюдения за взаимодействием учителя и учащихся

Проблемы построения оптимальной системы коммуникации в группе тесно связаны с рассмотрением действий учителя-организатора и реального руководителя общения на уроке и во внеурочной деятельности.

Предлагаем метод изучения коммуникативного поведения учителя на уроке, разработанный А.Фландерсом. Данный метод представляет собой схему наблюдения (Таблица 1), которая используется для анализа взаимодействия педагога и учащихся во время всевозможных как классных, так и внеклассных занятий.

Таблица 1

Категории оценки действий
1. Принятие и анализ отношения ученика к занятию, уроку. Выявляется отношение (позитивное или негативное) учащегося (учащихся) к уроку (занятию), настроение на уроке. Мягкая (принимающая) или жесткая (отвергающая) манера восприятия этого отношения, настроения, анализ его причин, напоминание о нем (положительное или отрицательное), прогнозирование его («Что-то вы слишком развеселились, как бы потом плакать не пришлось»; «Ты не хочешь этого делать потому, что у тебя не получается»).
2. Похвала, одобрение или порицание ответа школьника, его поведения (не смешивать с оценкой!) – одобрительное покачивание головой, слова, «Так...», «Продолжай», «Правильно» ли противоположные действия и слова.
3. Шутки, использование юмора. Доброжелательный, поддерживающий, снимающий напряжение или оскорбительный, унижающий характер. Обращена к одному учащемуся или ко всем детям, и каким образом (поддерживает всех, одного за счет остальных, унижает одного, призывая остальных посмеяться над ним и др.).
4. Принятие, отвержение или использование ответов, высказываний ученика. Педагог выявляет, дополняет, развивает или отвергает, показывает неправильность идей, мыслей, представлений школьника. Позитивная, нейтральная или негативная форма («Ты несешь чушь! Откуда ты это взял!»; «Совершенно верно. А вы обратили внимание, что здесь...»). Педагог высказывается сам или обращается к классу («Кто может исправить, дополнить»). Эта категория используется, когда речь идет о дополнении, но как только учитель переходит к собственному изложению материала, используется категория «рассказ учителя».
5. Оценка ответа, работы школьника. Балльная, в виде высказывания, объяснение, почему поставлен тот или иной балл, содержательная или общая («Четыре. Надо было привести собственные примеры, а ты повторил те, которые давала я»; «Три, мало стараешься»), указание на прошлые заслуги и недостатки ученика, отсутствие объяснений («Садись. Три – Почему? - Еще я буду на уроке тратить время на объяснения»; Четыре. Значит, можешь говорить. Почему всегда мямлишь?»).
6. Вопросы учителя. Характер вопроса, обращенность, форма.
7. Рассказ учителя. Приведение фактов, их обоснование, цитирование источников, конкретность или абстрактность изложения и т. п. (Когда учитель задает вопрос по своему рассказу, используется категория 6.)
8. Распоряжения, указания, приказы. Форма.
9. Критика, замечания, подтверждение собственных полномочий. Доброжелательное, нейтральное, жесткое высказывание, окрик или крик с целью изменить поведение ученика, объяснение, почему учитель этого требует, полная авторитарность.
10. Пауза, молчание. Цель, продолжительность, результативность.
11. Ответ на вопрос учителя. Форма. Полнота. Свобода выражения собственных взглядов, идей.
12. Реакция на шутки учителя.
13. Реакция на похвалу и порицание со стороны учителя.
14. Реакция на замечания учителя.
15. Реакция на оценку.
16. Разговор с учителем по собственной инициативе. Форма, тематика, связь с выполняемым заданием, материалом урока. Выражение несогласия, оспаривание точки зрения педагога, дискуссионность и т. п.
17. Вопросы, задаваемые учителю. Характер. Содержание. Манера. Связь с материалом урока.
18. Дискуссия между учениками, проходящая как бы без участия учителя и не по его инициативе. Форма, манера обращения детей друг к другу.
19. Форма выражения своего отношения к уроку и учителю.
20. Молчание или замешательство ученика. Чем вызвано. Продолжительность.
21. Другие формы поведения, высказываний взрослых и детей.

Анализ результатов. Коммуникативное поведение учителя на уроке может быть оценено как эффективное, если наиболее полно были представлены категории: принятие, позитивное отношение к учащимся, мягкая (принимающая) манера поведения учителя; похвала, одобрение школьника, его поведения; акцентирование мыслей учащихся; задавание вопросов учащимся, а так же активность учащихся на уроке, их инициативность и т.п.

На основании полученных данных раскрыть особенности коммуникативного стиля учителя, его достоинства и недостатки. Применяемые учителем способы воздействия проиллюстрировать конкретными примерами.

Оптимальный стиль коммуникативной деятельности учителя способствует налаживанию взаимоотношений в классе, повышает эффективность такой функции общения, как передача информации, и, тем самым, задается положительный эмоциональный фон взаимодействия с учениками, поощряется активность и инициативность учащихся на уроках и т.д.

Приложение 3




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-06-26; Просмотров: 2058; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.013 сек.